- Датчики перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и включения электровентилятора ТМ108 на УАЗ, устройство, характеристики и принцип работы.
- Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и датчик ТМ108, устройство и характеристики разных исполнений датчика.
- Основные характеристики датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111.
- Принцип работы датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111.
- Датчик ТМ108 включения электровентилятора системы охлаждения двигателя УАЗ.
- Диагностика и устранение неисправностей аварийных датчиков ТМ108 и ТМ111.
- Похожие статьи:
- Как заменить термостат и датчики охлаждающей жидкости УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Замена датчиков указателя и перегрева охлаждающей жидкости
- Как проверить датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-02 и ТМ111-03 на ЗМЗ-40522.10, температурный диапазон срабатывания, исправность электрических цепей.
- Как проверить датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-02 и ТМ111-03 на ЗМЗ-40522.10, температурный диапазон срабатывания, исправность электрических цепей.
- Основные характеристики датчиков температуры охлаждающей жидкости ТМ111-02 и ТМ111-03.
- Принцип работы датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-3808000-02 (ТМ111-02) ТМ111-3808000-03 (ТМ111-03) ОАО КЗА.
- Проверка температурного диапазона срабатывания датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-3808000-02 (ТМ111-02) и ТМ111-3808000-03 (ТМ111-03) ОАО КЗА.
- Проверка исправности электрических цепей датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-3808000-02 (ТМ111-02) и ТМ111-3808000-03 (ТМ111-03) ОАО КЗА.
- Похожие статьи:
Датчики перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и включения электровентилятора ТМ108 на УАЗ, устройство, характеристики и принцип работы.
Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 сигнализирует водителю о перегреве охлаждающей жидкости, а датчик ТМ108 включает исполнительное устройство устраняющее этот перегрев — электровентилятор системы охлаждения двигателя УАЗ.
В отличие от датчиков контрольных приборов, выходные сигналы которых пропорциональны изменению измеряемых физических величин, датчики перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и включения электровентилятора ТМ108 реагируют лишь на пороговое, максимально или минимально допустимое, значение физической величины.
Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и датчик ТМ108, устройство и характеристики разных исполнений датчика.
В датчике перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 используется свойство термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве. Такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различные значения температурного коэффициента линейного расширения. Один слой пластины выполнен из инвара, сплава железа с 36% никеля, и имеет очень малый коэффициент линейного расширения, а второй стальной слой пластины имеет больший коэффициент линейного расширения.
Функциональная схема работы датчиков аварийных режимов.
В корпусе датчика термобиметаллическая пластина может быть неподвижно закреплена либо одним концом, либо двумя. В первом случае подвижный контакт размещается на свободном конце пластины, во втором — при прогибе пластины перемещается толкатель, а вместе с ним подвижный контакт. Прогиб термобиметаллической пластины при нагреве зависит от разности коэффициентов линейного расширения стали и инвара, толщины их слоев, длины нагреваемого участка и температуры перегрева пластины.
Принцип действия датчиков перегрева охлаждающей жидкости.
Основные характеристики датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111.
— Номинальное напряжение, В : 12/24
— Ток, А : 0,25/0,15
— Вес, г : 40
— Размер под ключ : S19
— Резьба : К 3/8
В зависимости от варианта исполнения датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111, пороги его температуры срабатывания могут различаться, так :
— На датчиках ТМ111 и ТМ111-01 температура включения +104, температура выключения +98 градусов.
— На датчиках ТМ111-02 и ТМ111-03 температура включения +109. Температура выключения +102 градусов.
— На датчиках ТМ111-04 и ТМ111-05 : +118 и +110, соответственно.
— На датчиках ТМ111-06 и ТМ111-07 : +124 и +117. Соответственно.
— На датчиках ТМ111-08 и ТМ111-09 : +98 и +91, соответственно.
— На датчике ТМ111-10 : +80 и +74, соответственно.
Принцип работы датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111.
Датчик ТМ111 автоматически включает контрольную лампу на панели или комбинации приборов, когда температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение. Термобиметаллическая пластина жестко закреплена в корпусе, но изолирована от него. На свободном конце пластины помещен подвижный контакт, а неподвижный контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с корпусом датчика.
Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет предельно допустимого значения, контакты датчика разомкнуты и контрольная лампа в комбинации приборов не горит. Активный слой (сталь) биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту, поэтому по мере повышения температуры охлаждающей жидкости пластина изгибается и контакты сближаются.
Как только температура охлаждающей жидкости достигает предельно допустимого значения, контакты замыкаются и контрольная лампа в комбинации приборов загорается. При снижении температуры пластина остывает, ее прогиб уменьшается, контакты размыкаются и контрольная лампа гаснет.
Датчик ТМ108 включения электровентилятора системы охлаждения двигателя УАЗ.
Датчик включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108 состоит из биметаллической пластины в латунном корпусе, которая при превышении температуры охлаждающей жидкости предельно допустимого значения прогибается и перемещает толкатель и подвижный контакт. Контакт соединяется с неподвижным контактом, что обеспечивает включение злектровентилятора системы охлаждения.
При снижении температуры охлаждающей жидкости биметаллическая пластина остывает, ее прогиб уменьшается и толкатель с подвижным контактом перемещается в исходное положение, размыкая цепь питания злектровентилятора охлаждения.
Основные характеристики датчика включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108.
— Номинальное напряжение, В : 12
— Ток, А : 1
— Вес, г : 60
— Размер под ключ : SW29
— Резьба : M22х1,5
В зависимости от варианта исполнения датчика включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108, пороги его температуры срабатывания могут отличаться, так :
— На датчике ТМ108 температура включения электровентилятора находится в пределах 96,5-101,5 градусов. Температура выключения в пределах 89-95 градусов.
— На датчике ТМ108-10 температура включения электровентилятора находится в пределах 91-97 градусов. Температура выключения в пределах 84-90 градусов.
Диагностика и устранение неисправностей аварийных датчиков ТМ108 и ТМ111.
Неисправности сигнализирующих аварийных ламп и приборов могут быть следствием:
— Неисправностей датчиков.
— Обрыва или короткого замыкания соединительных проводов.
— Перегорания ламп-сигнализаторов и предохранителей.
Общий алгоритм и схема поиска неисправностей сигнализирующих приборов и сигнализаторов аварийных режимов приведены ниже. При этом датчик проверяется в комплекте с сигнализатором непосредственно на автомобиле.
Общий алгоритм и схема поиска неисправностей аварийных датчиков ТМ108 и ТМ111, и сигнализаторов аварийных режимов.
Неисправности электрических цепей вентиляторов системы охлаждения двигателя проявляются в том, что электродвигатель вентилятора либо не включается, либо не выключается. Одна из возможных причин — выход из строя датчика ТМ108 или его аналога. При этом датчик проверяется в комплекте с электрооборудованием вентилятора. Датчики аварийных режимов ТМ108 и ТМ111 не ремонтируют, а заменяются исправными.
Похожие статьи:
Как заменить термостат и датчики охлаждающей жидкости УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Для проверки термостата на автомобиле пускаем двигатель и рукой проверяем температуру крышки корпуса термостата.
Пока основной клапан термостата закрыт, крышка должна быть холоднее корпуса термостата.
По мере прогрева охлаждающей жидкости, основной клапан будет открываться, и крышка корпуса термостата быстро нагреется.
При этом начнется циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу через радиатор, о чем свидетельствует прогрев его верхнего бачка.
Если это не так — необходима замена термостата.
Ослабляем отверткой затяжку хомутов и снимаем шланг с патрубка крышки корпуса термостата и с верхнего патрубка радиатора
В том случае, если крышка термостата опломбирована, бокорезами перекусываем проволоку пломбы и вынимаем ее из отверстия в болте
С помощью ключа на 12 откручиваем два болта крепления и снимаем крышку корпуса термостата
Вынимаем из корпуса термостат
Снимаем с термостата уплотнительную прокладку
Переставляем прокладку на новый термостат, и устанавливаем его в обратном порядке
Заполняем систему охлаждения жидкостью
Замена датчиков указателя и перегрева охлаждающей жидкости
Сливаем 3-4 литра охлаждающей жидкости
Откручиваем отверткой винт крепления наконечника провода к датчику указателя температуры
Отсоединяем наконечник провода
Ключом на 19 откручиваем датчик и вынимаем его из корпуса термостата
Перед установкой датчика наносим на его резьбу герметик
Таким же образом заменяем датчик перегрева охлаждающей жидкости, установленный в верхнем бачке радиатора
Заполняем систему охлаждения двигателя жидкостью
Как проверить датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-02 и ТМ111-03 на ЗМЗ-40522.10, температурный диапазон срабатывания, исправность электрических цепей.
Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-3808000-02 (ТМ111-02) ТМ111-3808000-03 (ТМ111-03) ОАО КЗА контактного типа. При увеличении температуры охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь до величины срабатывания датчика ТМ111-02 и ТМ111-03, происходит замыкание контактов внутри датчика и подача напряжения на сигнализатор перегрева двигателя на панели приборов.
Как проверить датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-02 и ТМ111-03 на ЗМЗ-40522.10, температурный диапазон срабатывания, исправность электрических цепей.
Чувствительным элементом датчиков сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-03 и ТМ111-09 является термобиметаллическая пластина. Она замыкает контакты датчика при определенной температуре. Правильно работающий новый датчик ТМ111-02 и ТМ111-03 должен срабатывать при подъеме температуры охлаждающей жидкости выше плюс 102-109 градусов.
После срабатывания размыкание контактов датчика должно происходит при снижении температуры не ниже плюс 92 градуса. При выходе температуры срабатывания датчика ТМ111-02 и ТМ111-03 из диапазона плюс 100-111 градусов и температуры размыкания контактов ниже плюс 90 градусов, датчик подлежит замене. Датчики ТМ111-02 и ТМ111-03 ремонту не подлежат. При неработоспособности они заменяются на новые.
Внешний вид датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-02.
Внешний вид датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-03.
Расположение датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-02 и ТМ111-03 на двигателе ЗМЗ-40522.10 автомобилей Газель и Соболь.
Основные характеристики датчиков температуры охлаждающей жидкости ТМ111-02 и ТМ111-03.
— Номинальное напряжение, В: 12 или 24
— Ток, А: 0,25/0,15
— Чувствительный элемент : термобиметаллический
— Температура включения, °С: +102 — +109
— Вес, г: 40
— Подсоединение : винт М4 или клемма
— Размер под ключ : S19
— Резьба : К 3/8″
Принцип работы датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-3808000-02 (ТМ111-02) ТМ111-3808000-03 (ТМ111-03) ОАО КЗА.
Датчик ТМ111 автоматически включает сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости в комбинации приборов, когда температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение. Термобиметаллическая пластина жестко закреплена в корпусе датчика, но изолирована от него. На свободном конце пластины помещен подвижный контакт. Неподвижный контакт расположен на регулировочном винте. Соединенном с корпусом датчика.
Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет предельно допустимого значения, контакты датчика разомкнуты и сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости в комбинации приборов не горит. Активный слой (сталь) биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту. Поэтому по мере повышения температуры охлаждающей жидкости пластина изгибается и контакты сближаются.
Как только температура охлаждающей жидкости достигает предельно допустимого значения, контакты датчика замыкаются. Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости в комбинации приборов загорается. При снижении температуры пластина остывает. Ее прогиб уменьшается. Контакты датчика размыкаются и сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости гаснет.
Проверка температурного диапазона срабатывания датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-3808000-02 (ТМ111-02) и ТМ111-3808000-03 (ТМ111-03) ОАО КЗА.
Проверку исправности датчика ТМ111 нужно проводить поместив его вместе с контрольным термометром в емкость с кипящим антифризом или тосолом. Датчики должны замыкать цепь в указанном для них температурном диапазоне и размыкать цепь при снижении температуры ниже их диапазона срабатывания. Проверка проводится при непрерывном перемешивании жидкости. Выдерживая в ней датчик надо до 10 минут. Срабатывание необходимо проверять на контрольную лампу мощность не более 3 Вт.
Проверка исправности электрических цепей датчика сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111-3808000-02 (ТМ111-02) и ТМ111-3808000-03 (ТМ111-03) ОАО КЗА.
Исправность электрических цепей датчика ТМ111 и сигнализатора перегрева на панели приборов, непосредственно на автомобиле, проверяется следующим образом.
— Отсоединить электрический провод от датчика и коснуться им массы.
— Сигнализатор на панели приборов должен загореться.
— В противном случае, поврежден провод. Или перегорела лампа сигнализатора.