Юрист: Услуги тренеров по пикапу подпадают под закон о защите потребителей
Член Ассоциации юристов России Маргарита Курашина пояснила, что услуги различных коучей будут подпадать под закон о защите прав потребителей в том случае, когда касаются личной жизни. Например, курсы соблазнения (так называемого пикапа) или кройки и шитья.
Недавно кассационный суд признал, что клиенты бизнес-коучей не имеют права на повышенную защиту. Но дело в том, что они пытаются получить знания, с помощью которых намерены зарабатывать. Если же человек хочет чему-то научиться в личной жизни, скажем, как познакомиться с девушкой или выстроить отношения с женой, то становится потребителем.
«Предоставление организациями платных образовательных услуг регулируется Гражданским кодексом, законом об образовании; законом о защите прав потребителей, а также правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением правительства от 15.09.2020 №1441», — говорит Маргарита Курашина.
По ее словам, отношения с коучами будут регулироваться законом о защите прав потребителей в том случае, если другой стороной является потребитель, то есть гражданин, имеющий намерение использовать услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а сам тренинг не связан с построением бизнес-процессов.
«В частности, потребитель вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора, — поясняет юрист. — Перед началом курса необходимо ознакомиться с условиями оферты (договора, пользовательского соглашения) в том числе в части расторжения договора и возврата денежных средств за курс. Согласно законодательству о защите прав потребителей, заказчик может отказаться от онлайн-курса в любое время».
Меньше всего проблем при отказе от договора будет в том случае, если исполнитель еще не начал предоставлять свои услуги, продолжает юрист. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Для возврата ранее уплаченных денежных средств необходимо направить уведомление и в отсутствии возврата — обращаться в суд.
«Однако все гораздо сложнее, если в результате обучения жизненный запал так и не нашелся, потенциал не раскрылся, финансовый потолок не пробился, а ресурсное состояние не вернулось, притом, что кошелек после такого тренинга личностного роста существенно оскудел, — говорит член АЮР. — Доказать, что нет ощущения вечной пульсации Вселенной, а работа с родовыми программами и родовыми лояльностями не принесла результата будет не очень просто».
Организации, оказывающие образовательные услуги, не вправе включать в договор основания прекращения и расторжения договора, не предусмотренные действующим законодательством.
«Образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не лицензируется, — рассказывает Маргарита Курашина. — В соответствии с вышеизложенным, проведение тренингов и семинаров личностного роста не требует лицензии на образовательную деятельность.Однако, если будет установлено, что деятельность по реализации программы тренинга, подпадает под признаки образовательной программы и отвечает критериям образовательной деятельности, то такое общество может быть привлечено к административной ответственности». В КоАП есть статья, наказывающая за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
В свою очередь руководитель GR-практики «BMS Law Firm» Дмитрий Лесняк полагает, что курсы, не имеющие лицензии на образование тяжело привлечь по закону о защите прав потребителей, поскольку нет стандартов преподавания, они никак не регламентируются.
«Если услуга не оказана или оказана не в полном объеме, заявлено было, скажем, десять лекций, пять спикеров, а по факту было восемь лекций и три спикера, то в таком случае можно и нужно оспаривать ситуацию. Но нужно понимать, что каждый случай индивидуален, — говорит он. — Если человек считает, что полезных навыков он не получил, то это субъективное мнение, оспаривать ту методику и объем образований будет очень тяжело, исходя из того, что нет стандартизации коуч-программ».
Пикапам разрешат ездить вне «грузового каркаса»
Московские власти решили не штрафовать владельцев пикапов за движение вне «грузового каркаса» (улиц, по которым разрешено ездить грузовикам), который заработает в Восточном округе с 1 октября. Об этом M24.ru сообщила замруководителя департамента транспорта Алина Бисембаева. Однако послабление коснется только жителей ВАО, «гостям» округа придется бросать машину вне жилой зоны. Пропускать пикапы в жилые районы будут сотрудники ГИБДД, а в дальнейшем дептранс решит, как можно вывести эти машины из-под запрета. Сейчас этот вопрос обсуждается с представителями движения за права водителей пикапов. Кроме того, за водителей пикапов уже заступилась префектура Восточного округа. Ранее сообщалось, что владельцам пикапов грозит штраф в размере 5 тысяч рублей за съезд с «грузового каркаса», поскольку эти автомобили попадают в категорию «грузовой транспорт».
Алина Бисембаева пояснила, что во время пилота водители пикапов не пострадают, поскольку следить за грузовым транспортом будут инспекторы ГИБДД, а не камеры. «У сотрудников Госавтоинспекции есть четкие указания насчет пикапов, и если водитель докажет, что живет в этом округе, к примеру, покажет паспорт с пропиской, его не оштрафуют», — сказала Бисембаева.
Когда ограничения введут по всей Москве, фиксировать проезд фур вне «грузового каркаса» будут комплексы фотовидеофиксации. Бисембаева отметила, что пока не известно, каким образом департамент решит проблему с проездом пикапов, после запуска камер. «После пилота мы подумаем, что можно сделать. Возможно, будем выдавать им разрешения, но вряд ли мы пойдем таким путем», — сказала Бисембаева. По ее словам, департамент транспорта также рассматривает вариант обращения к федеральным властям, чтобы те разрешили владельцам автомобилей перерегистрировать пикапы и «превратить» их из грузовых машин в легковые. «Мы будем работать над решением этого вопроса, чтобы не обидеть водителей пикапов», — сказала Бисембаева.
Напомним, что с 1 октября в восточном округе начнется тестирование «грузового каркаса». В рамках пилота грузовики массой более 2,5 тонн смогут передвигаться только по 86 выделенным улицам, в том числе, шоссе Энтузиастов, Щелковскому шоссе, Большой Черкизовской, Стромынке, Русаковской улицам, проспекту Буденного, набережным Яузы и Окружному проезде. Двигаться через жилые кварталы грузовикам будет запрещено. На въездах в жилые зоны будут установлены знаки, запрещающие транзитный проезд. Штраф за нарушение составит 5 тысяч рублей. В дальнейшем, после завершения пилота, в «грузовой каркас» будут включены крупные магистрали по всему городу: МКАД, ТТК, Садовое кольцо, вылетные магистрали и другие крупные улицы. По жилым массивам города грузовикам проехать не удастся.
Как пояснил M24.ru член «Пикапклуба», один из участников движения за права водителей пикапов Андрей Караваев, автомобилисты направили в департамент обращение с просьбой исключить пикапы из-под запрета. «Фактически нас хотят лишить возможности подъезжать к своему дому, получается такая ситуация — жители Москвы и Подмосковья, которые владеют пикапом как семейным автомобилем и исправно платят транспортный налог, ограничены в правах передвижения по Москве», — сказал он.
Караваев пояснил, что всего в Москве около 30-40 тысяч пикапов, в том числе, автомобили Nissan NP300, Ford Ranger, Mazda BT50, Toyota Tundra, Dodge RAM 1500.
По мнению первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, Москва может самостоятельно решать вопрос с водителями пикапов, не обращаясь к федеральным властям. «У региона достаточно полномочий, чтобы урегулировать ситуацию самостоятельно без изменения законодательства», — сказал депутат. Достаточно, к примеру, внести поправки в постановление правительства Москвы о введении «грузового каркаса».
По словам депутата, нужно разрешить проезд в жилые зоны водителям всех пикапов, если они используются в личных, а не коммерческих целях. «Прописка в округе не должна быть определяющим фактором», — считает Лысаков.
Отметим, что за разъяснениями к департаменту транспорта по поводу «грузового каркаса» обращалась и префектура Восточного округа. Как пояснил M24.ru пресс-секретарь ВАО Андрей Иванов, в Центральном округе владельцев пикапов обязали получить разрешение на проезд внутри ТТК, но в Восточном округе таких машин больше, чем в центре. «Важно, чтобы жителей не заставили получать разрешения для проезда к своим домам, — отметил Иванов. В остальном, по его словам, после старта проекта «грузовой каркас» жители только выиграют от того, что по дворам перестанут ездить грузовики».
Отметим, что в 2013 году департамент транспорта запретил въезжать в границы Третьего транспортного кольца автомобилям грузоподъемностью более 1 тонны. В эту категорию попали многие пикапы. Чтобы попасть к своим домам, им нужно получить разрешение, собрав пакет документов, в том числе, свидетельство о регистрации, талон техосмотра, паспорт с пропиской в ЦАО. Владелец пикапа также должен подтвердить, что у него есть место для парковки. Если заявитель не живет в пределах ТТК, он должен также согласовать с московскими властями маршрут следования, к примеру, до работы. Документы подаются в электронном виде через портал госуслуг.
Координатор движения синие ведерки Петр Шкуматов отметил, что получение пропусков является самым неудачным решением вопроса для владельцев пикапов. » Сейчас пропуск можно оформить бесплатно на год на портале госуслуг, но фактически чаще всего его покупают у фирм-посредников, которые предлагают услуги по оформлению бумаг и берут около 30 тысяч рублей», — пояснил эксперт. Если же водитель хочет совершить разовую поездку в центр, то ему придется сделать разовый пропуск, который оформляется две недели.