Все жанры сразу: почему мир полюбил кроссовер-музыку
Концерты рок-легенд с симфоническим оркестром, музыкальные цитаты Рахманинова и Прокофьева в синглах поп-артистов, рок-оперы — все это вариации музыкального стиля кроссовер. С каждым годом он все популярнее. Почему и кто делает его таким? Разбираемся с участниками московского кроссовер-проекта Limoncello. 30 января группа выступит с программой «Эпоха стадионного рока» в «Известия Hall», исполнит мировые рок-хиты на виолончелях. Организаторы необычного концерта — компания Roofevents .
Кроссовер — музыкальный стиль, который предполагает смешение жанров, музыкальное цитирование и стилистическое заимствование. Считается, что официально его признали в 1970-х после невероятного дуэта Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. Это было гармоничное сочетание рок-музыки и академического пения.
С тех пор к музыкальным заимствованиям из классики обращаются многие рок-музыканты — Metallica, Deep Purple, Scorpions, The Rolling Stones, Queen. А выступить с симфоническим оркестром для рок-легенды — еще один значимый этап музыкальной карьеры.
Не только рок за последние десятилетия так подружился с классикой, в поп-музыке тоже есть такие примеры. Один из последних — яркая работа Robbie Williams «Party Like a Russian», где слушатель заметит мелодию «Танца рыцарей» Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».
Среди основателей отечественного кроссовера можно назвать Муслима Магомаева, который одинаково восхищал аудиторию, выступая в опере или на эстраде.
Сегодня кроссовер идет дальше: проявляется не только в готовых произведениях, дуэтах, коллаборациях, но и новых трендовых медиаформатах. Так, шоу LAB Антона Беляева задумано как музыкальная лаборатория, в которой прямо под прицелом камер творят эксперименты. Здесь не только артисты пробуют себя в новых жанрах, но и на глазах зрителя создается музыкальное волшебство, и всегда в кроссовер-стиле.
Почему слушатель любит такой формат? Потому что ему постоянно нужен новый опыт, считают музыканты Limoncello. Сегодня аудитория очень активная и интересующаяся. Любой экспериментальный (а кроссовер — это всегда эксперимент) проект находит своего зрителя. Зритель слышит знакомые конструкции, наслаждается любимой музыкой, при этом получает новый ценный опыт.
Вживую услышать кроссовер-программу «Эпоха стадионного рока» в Москве можно 30 января в «Известия Hall». Музыкальный коллектив Limoncello исполнит на виолончелях хиты U2, Rammstein, Muse, Linkin Park, Bon Jovi, исполненные на виолончелях. У ребят практически soldout, но вы еще сможете успеть по ссылке .
Что такое кроссовер, и как это слушать?
На самом деле, кроссовер в музыке — это течение, в котором смешиваются самые разные жанры: worldmusic, элементы бит-бокса и танцевальная клубная музыка; джаз и классика; этника и электроника. Внутри одного стиля музыканты синтезируют самые разные направления, полагаясь исключительно на собственное чувство стиля.
На западе стиль кроссовер весьма популярен, существуют сайты, посвященные ему, а число исполнителей огромно. Есть среди них и настоящие звезды: Сара Брайтман, Шарлотта Черч и многие другие.
В нашей стране кроссовер только начинают ценить. Тем не менее, здесь уже появились очень интересные проекты, число которых, очевидно, будет только расти. Отечественные исполнители не уступают зарубежным в креативности: сочетают, казалось бы, несочетаемое и иногда обращаются к уникальным музыкальным традициям. Например, певица Наталия Дзыга синтезирует удмуртские народные песни (крези) с электроникой. Получается стильно, современно, волшебно и качово.
Другие идут по более сложному пути: пытаются создать новое там, где уже был поставлен миллион музыкальных экспериментов. Сегодня мы хотели бы рассказать об одном из таких коллективов: московский инструментальный фьюжн-квартет под интригующим названием Черный квадрат синтезирует джаз с классикой. 4 составляющие Черного квадрата — это флейта (Татьяна Ларина), фортепиано (Ольга Кияшкина), контрабас (Павел Цветков) и ударные (Игорь Ямпольский). Как говорят сами музыканты, они соединяют эстетику и глубину академической музыки со свободой джаза и энергетикой рок-концерта.
Удивительно, как группе удается придать совершенно новое прочтение произведениям, известным многие десятилетия. Казалось бы, все уже было сыграно до них, невозможно придумать необычную трактовку, которая будет отличаться от всех предыдущих и при этом слушаться естественно и гармонично. Однако это удается Черному квадрату: за что бы они ни взялись — их интерпретация всегда действительно новая, атмосферная и современная.
Например, сюита Путешествие Пер Гюнта в их исполнении совершенно ошарашивает слушателя накалом эмоций, это музыка, которая по-настоящему уносит за собой. Лавина звука обрушивается по нарастающей — это можно сравнить с горной речкой, которая сначала журчит, услаждая Ваш слух, но вскоре превращается в не менее прекрасный, но уже стремительный, шумный и мощный горный водопад.
Группе удалось найти беспроигрышное решение в использовании изобразительных средств. Традиционная для рока ритм-секция здесь заменена более изящным аналогом: мощный саунд фортепиано в сочетании с ударными — отличный ход! Флейта ведет экспрессивную партию или полетно парит на их фоне, создавая образ то бушующей стихии, то красивого в своей умиротворенности пейзажа. Только послушайте их трактовку «В пещере горного короля» — она великолепна!
Контраст между создаваемыми настроениями постоянно держит внимание слушателя. Кроме того, инструменталисты меняются ролями: фортепиано, как и флейта, ведет солирующие партии, могут это делать и другие инструменты, и всегда — без потери баланса.
Отдельного внимания заслуживают музыкальные решения, которые использует этот необычный квартет. Для них не существует никаких рамок: К Элизе сочетает в себе настолько неожиданные джазовые решения, что удивляешься: как они додумались до такой трактовки и как им удалось выдержать при этом общий музыкальный стиль таким изысканным и гармоничным.
Неудивительно, что даже маститые музыканты отзываются о коллективе в самых восторженных тонах. Известная питерская группа Терем-квартет высоко оценила музыкантов: «Черный квадрат — емко, сильно и масштабно. Живопись, скульптура, театр — это музыка Черного квадрата, их музыкальные фантазии захватывают дух. Энергетика их исполнения подхватывает тебя и вызывает сильные эмоции, мурашки, слезы восторга. Душа расцветает и хочется жить после их концертов!»
Между тем, концерты проходят неизменно с огромным успехом: пару лет назад группа завоевала лауреатство на престижном международном конкурсе Terem-crossover, она часто выступает в филармониях по всей России и собирает полные залы. Видимо, это тот самый случай, когда публика полностью согласна с мнением критиков.