Все жанры сразу: почему мир полюбил кроссовер-музыку
Концерты рок-легенд с симфоническим оркестром, музыкальные цитаты Рахманинова и Прокофьева в синглах поп-артистов, рок-оперы — все это вариации музыкального стиля кроссовер. С каждым годом он все популярнее. Почему и кто делает его таким? Разбираемся с участниками московского кроссовер-проекта Limoncello. 30 января группа выступит с программой «Эпоха стадионного рока» в «Известия Hall», исполнит мировые рок-хиты на виолончелях. Организаторы необычного концерта — компания Roofevents .
Кроссовер — музыкальный стиль, который предполагает смешение жанров, музыкальное цитирование и стилистическое заимствование. Считается, что официально его признали в 1970-х после невероятного дуэта Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. Это было гармоничное сочетание рок-музыки и академического пения.
С тех пор к музыкальным заимствованиям из классики обращаются многие рок-музыканты — Metallica, Deep Purple, Scorpions, The Rolling Stones, Queen. А выступить с симфоническим оркестром для рок-легенды — еще один значимый этап музыкальной карьеры.
Не только рок за последние десятилетия так подружился с классикой, в поп-музыке тоже есть такие примеры. Один из последних — яркая работа Robbie Williams «Party Like a Russian», где слушатель заметит мелодию «Танца рыцарей» Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».
Среди основателей отечественного кроссовера можно назвать Муслима Магомаева, который одинаково восхищал аудиторию, выступая в опере или на эстраде.
Сегодня кроссовер идет дальше: проявляется не только в готовых произведениях, дуэтах, коллаборациях, но и новых трендовых медиаформатах. Так, шоу LAB Антона Беляева задумано как музыкальная лаборатория, в которой прямо под прицелом камер творят эксперименты. Здесь не только артисты пробуют себя в новых жанрах, но и на глазах зрителя создается музыкальное волшебство, и всегда в кроссовер-стиле.
Почему слушатель любит такой формат? Потому что ему постоянно нужен новый опыт, считают музыканты Limoncello. Сегодня аудитория очень активная и интересующаяся. Любой экспериментальный (а кроссовер — это всегда эксперимент) проект находит своего зрителя. Зритель слышит знакомые конструкции, наслаждается любимой музыкой, при этом получает новый ценный опыт.
Вживую услышать кроссовер-программу «Эпоха стадионного рока» в Москве можно 30 января в «Известия Hall». Музыкальный коллектив Limoncello исполнит на виолончелях хиты U2, Rammstein, Muse, Linkin Park, Bon Jovi, исполненные на виолончелях. У ребят практически soldout, но вы еще сможете успеть по ссылке .
Кроссовер в музыке
В музыкальной индустрии термин кроссовер относится к практике, когда артист добавляет в исполняемую композицию одного жанра элементы, характерные для других жанров. Само слово «crossover» с английского переводится как «скрещивание», «пересечение». Вспомните одноименный вид автомобиля, который сочетает преимущества внедорожника и легковушки. Таким образом смешать можно самые разные направления: джаз, классику, кантри, поп, рок, R&B и пр.
Если говорить про оперу, то это либо неклассический репертуар, написанный и исполненный близко к академическому стилю; либо классические произведения, исполненные в поп или рок манере с добавлением бесконечных стилевых отступлений. Отсюда и другие названия этого направления: поп-опера (или просто «попера») и «operatic pop«…
Возникновение классического кроссовера
Если мы заглянем в историю, то увидим, что музыканты всегда находились под влиянием тех или иных людей от искусства, с которыми их сводила жизнь. Они не были в стороне от тенденций своего времени, моды, исторических событий. Расширение кругозора, любопытство, желание открытий толкало на эксперименты с композицией и интерпретацией произведений.
Смешение классики, поп, рока и диско
В 1965 году афроамериканская группа The Toys объединила поп-рок и классическую музыку в песне “A Lover’s Concerto”. Они использовали мелодию Менуэта G-dur Баха и переменили ритм с 3/4 на 4/4, чтобы создать поп-песню.
Но как в этому относятся классические музыканты? Мы слышим, что с одной стороны, они тоже принимают участи в кроссовере. У многих оперных певцов есть дуэты с эстрадными исполнителями, альбомы с поп-песнями, перепевки мировых хитов в академ манере и пр. Но с другой стороны, кроссовер подвергается и нападкам, и насмешкам. Там, где широкая публика восхищается артистами кроссовера, профессионалы-классики смотрят на них свысока.
Здесь нельзя не затронуть очень острый вопрос. Часто кроссовер рассматривают, как популяризацию классики, как спасение классической музыки от забвения. Некоторые певцы искренне считают, что кроссовером они несут оперное искусство в массы. И как в любом споре здесь есть вторая сторона, которая считает, что нужно не оперу опускать до вкусов широкой публики, а публику поднимать до уровня классической оперы. Что ж, этот спор начался не вчера, да и закончится не скоро.
Кроме того, оперные певцы, которые потратили много лет на формирование вокальной техники, соответствующей мировому уровню, могут обижаться на то, что кроссовер-певцов называют классическими, что восхищаются их голосами. Если предложить им спеть полноценную оперную арию, половина не справится, половина споет явно не на уровне профессионального оперного певца. И проблема даже не в этом, а в том, что широкая публика этого не поймет и не отличит профессиональное оперное исполнение от хорошего кроссовера. Публика в основном будет считать, что слушает «настоящую» классику. Поэтому отношения между классикой и кроссовером, по всей видимости, будут продолжать оставаться несколько напряженными…
Что такое кроссовер, и как это слушать?
На самом деле, кроссовер в музыке — это течение, в котором смешиваются самые разные жанры: worldmusic, элементы бит-бокса и танцевальная клубная музыка; джаз и классика; этника и электроника. Внутри одного стиля музыканты синтезируют самые разные направления, полагаясь исключительно на собственное чувство стиля.
На западе стиль кроссовер весьма популярен, существуют сайты, посвященные ему, а число исполнителей огромно. Есть среди них и настоящие звезды: Сара Брайтман, Шарлотта Черч и многие другие.
В нашей стране кроссовер только начинают ценить. Тем не менее, здесь уже появились очень интересные проекты, число которых, очевидно, будет только расти. Отечественные исполнители не уступают зарубежным в креативности: сочетают, казалось бы, несочетаемое и иногда обращаются к уникальным музыкальным традициям. Например, певица Наталия Дзыга синтезирует удмуртские народные песни (крези) с электроникой. Получается стильно, современно, волшебно и качово.
Другие идут по более сложному пути: пытаются создать новое там, где уже был поставлен миллион музыкальных экспериментов. Сегодня мы хотели бы рассказать об одном из таких коллективов: московский инструментальный фьюжн-квартет под интригующим названием Черный квадрат синтезирует джаз с классикой. 4 составляющие Черного квадрата — это флейта (Татьяна Ларина), фортепиано (Ольга Кияшкина), контрабас (Павел Цветков) и ударные (Игорь Ямпольский). Как говорят сами музыканты, они соединяют эстетику и глубину академической музыки со свободой джаза и энергетикой рок-концерта.
Удивительно, как группе удается придать совершенно новое прочтение произведениям, известным многие десятилетия. Казалось бы, все уже было сыграно до них, невозможно придумать необычную трактовку, которая будет отличаться от всех предыдущих и при этом слушаться естественно и гармонично. Однако это удается Черному квадрату: за что бы они ни взялись — их интерпретация всегда действительно новая, атмосферная и современная.
Например, сюита Путешествие Пер Гюнта в их исполнении совершенно ошарашивает слушателя накалом эмоций, это музыка, которая по-настоящему уносит за собой. Лавина звука обрушивается по нарастающей — это можно сравнить с горной речкой, которая сначала журчит, услаждая Ваш слух, но вскоре превращается в не менее прекрасный, но уже стремительный, шумный и мощный горный водопад.
Группе удалось найти беспроигрышное решение в использовании изобразительных средств. Традиционная для рока ритм-секция здесь заменена более изящным аналогом: мощный саунд фортепиано в сочетании с ударными — отличный ход! Флейта ведет экспрессивную партию или полетно парит на их фоне, создавая образ то бушующей стихии, то красивого в своей умиротворенности пейзажа. Только послушайте их трактовку «В пещере горного короля» — она великолепна!
Контраст между создаваемыми настроениями постоянно держит внимание слушателя. Кроме того, инструменталисты меняются ролями: фортепиано, как и флейта, ведет солирующие партии, могут это делать и другие инструменты, и всегда — без потери баланса.
Отдельного внимания заслуживают музыкальные решения, которые использует этот необычный квартет. Для них не существует никаких рамок: К Элизе сочетает в себе настолько неожиданные джазовые решения, что удивляешься: как они додумались до такой трактовки и как им удалось выдержать при этом общий музыкальный стиль таким изысканным и гармоничным.
Неудивительно, что даже маститые музыканты отзываются о коллективе в самых восторженных тонах. Известная питерская группа Терем-квартет высоко оценила музыкантов: «Черный квадрат — емко, сильно и масштабно. Живопись, скульптура, театр — это музыка Черного квадрата, их музыкальные фантазии захватывают дух. Энергетика их исполнения подхватывает тебя и вызывает сильные эмоции, мурашки, слезы восторга. Душа расцветает и хочется жить после их концертов!»
Между тем, концерты проходят неизменно с огромным успехом: пару лет назад группа завоевала лауреатство на престижном международном конкурсе Terem-crossover, она часто выступает в филармониях по всей России и собирает полные залы. Видимо, это тот самый случай, когда публика полностью согласна с мнением критиков.