- Описание электросхемы Нивы Шевроле
- Об основных элементах электрической схемы
- Источники энергии
- Потребители
- Описание основного блока с предохранителями и реле
- Расположение реле и предохранителей
- Дополнительный блок реле и предохранителей
- Система электрических жгутов
- О переднем жгуте схемы проводов
- Жгут приборной панели
- Дверные жгуты
- Соединение АКБ и стартера
- Выводы
Описание электросхемы Нивы Шевроле
Нива Шевроле – машина российской сборки, относящаяся к классу компактных кроссоверов. Выпуск ведется с 2002 года по настоящее время, с обновлением модельного ряда за последние несколько лет. Электросхема Нива Шевроле устроена таким образом, чтобы владельцам было как можно удобнее.
Об основных элементах электрической схемы
В электросхему автомобиля входят следующие компоненты:
Источники энергии
За эту функцию отвечает генератор вместе с аккумуляторной батареей. Вращение генератора будет принудительным во время работы двигателя. Напряжение вырабатывается гораздо более высокое по сравнению с бортовой сетью. Оно находится в пределах от 13,2 до 14,7 Вольт. Такой величины хватает для стабильного заряда аккумуляторной батареи, обеспечения необходимым напряжением всех блоков внутри автомобиля. Благодаря этому стабильно работает любая электросхема Chevrolet Niva.
Потребители
Это могут быть отдельные устройства, либо цельные блоки. Подразумевается, что на каждый блок монтируют собственные предохранители. Благодаря этому системы становятся более надежными и безопасными.
Монтируются плавкие разновидности предохранителей, обладающие разным номиналом сопротивления, при этом они объединены в одном месте. Блок предохранителей стандартно расположен внутри салона, через него проходят практически все электрические цепи. Исключение – те части, которые отвечают за пуск и зарядку двигателей.
Наиболее мощные потребители следующие:
- Гнездо зарядного устройства или прикуриватель.
- Приборная панель.
- Обогрев заднего стекла вместе со стеклоподъемниками, стеклоочистителями.
- Осветительные приборы. Сюда можно относить все источники, от которых поступает свет. И те, что работают от бортовой сети. Обычно речь идет о лампах ближнего и дальнего света, габаритных огнях, указателях поворота и так далее.
- Стартер. При его участии двигатель запускается автоматически с помощью специальной системы шестерен, соединенных с маховиком. 1,5 кВт – номинальная мощность тока, при общей силе в 80А. Описание точных характеристик всегда есть в официальной инструкции.
В целом схема выглядит следующим образом (подробно смотрите на видео в конце статьи):
Обозначения к электрической схеме автомобиля Chevrolet Niva — двигатель 2123:
1 — правая блок-фара;
2 — звуковой сигнал;
3 — лампа подкапотная;
4 — выключатель подкапотной лампы;
5 — стартер;
6 — аккумуляторная батарея;
7 — генератор;
8 — датчик температуры воздуха;
9 — левая блок-фара;
10 — выключатель электро стеклоподъемника правой передней двери;
11 — мотор-редукторы электро стеклоподъемников;
12 — выключатель плафона освещения салона в замке двери;
13 — мотор-редуктор блокировки замка двери;
14 — колодка подключения к правой передней колонке аудиосистемы;
15 — электродвигатель отопителя;
16 — датчик скорости;
17 — электродвигатель омывателя ветрового стекла;
18 — электродвигатель очистителя ветрового стекла;
19 — выключатель плафона освещения салона в замке двери водителя;
20 — мотор-редуктор блокировки замка двери водителя;
21 — датчик уровня тормозной жидкости;
22 — колодка подключения к левой передней колонке аудиосистемы;
23 — выключатель электро стеклоподъемника правой передней двери;
24 — выключатель электро стеклоподъемника левой передней двери;
25 — монтажный блок;
26 — реле включения электро стеклоподъемников;
27 — реле включения звукового сигнала;
28 — колодка диагностики;
29 — блок управления системой блокировки замков дверей;
30 — колодка подключения к жгуту проводов системы обогрева передних сидений;
31 — колодка подключения к жгуту проводов системы впрыска;
32 — комбинация приборов;
33 — правый боковой указатель поворота;
34 — лампа освещения вещевого ящика;
35 — выключатель лампы освещения вещевого ящика;
36 — выключатель зажигания;
37 — выключатель сигналов торможения;
38 — выключатель ламп света заднего хода;
39 — блок контрольных ламп;
40 — регулятор электро корректора фар;
41 — регулятор освещения приборов;
42 — подрулевой переключатель;
43 — левый боковой указатель поворота;
44 — переключатель электродвигателя отопителя;
45 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
46 — датчик включения стояночного тормоза;
47 — выключатель заднего противотуманного света;
48 — выключатель противотуманных фар;
49 — выключатель обогрева заднего стекла;
50 — переключатель наружного освещения;
51 — выключатель аварийной сигнализации;
52 — колодка подключения к правой задней колонке аудиосистемы;
53 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
54 — лампы подсветки рычагов управления отопителем;
55 — датчик включения блокировки дифференциала;
56 — прикуриватель;
57 — лампа подсветки;
58 — блок управления автомобильной противоугонной системой;
59 — плафон освещения салона;
60 — плафон индивидуального освещения салона;
61 — колодки подключения к головному устройству аудиосистемы;
62 — колодка подключения к левой задней колонке аудиосистемы;
63 — правый задний фонарь;
64 — фонарь освещения багажника;
65 — фонари освещения номерного знака;
66 — электродвигатель омывателя стекла двери задка;
67 — электродвигатель очистителя стекла двери задка;
68 — элемент обогрева стекла двери задка;
69 — дополнительный сигнал торможения;
70 — левый задний фонарь
Описание основного блока с предохранителями и реле
Основное место расположения блока – слева от рулевой колонки. Устройство закрывается снизу специальной крышкой. Надо открутить всего два винта, чтобы добраться до внутреннего содержимого. После этого отжимают верхний край крышки, постепенно освобождая эту часть ото всех креплений. Становится доступной вся схема подключения датчика скорости ВАЗ 2123 и других приборов.
Появится блок, который удерживается на специальном кронштейне. В зависимости от комплектации и года выпуска сама схема бывает разной, как и общее количество предохранителей.
Расположение реле и предохранителей
Основная часть предохранителей находится внутри салона, под панелью слева от рулевой колонки. Всего можно выделить четыре блока:
- Предохранители системы управления двигателем.
- Стеклоочиститель ветрового стекла.
- Общие предохранители.
- Система управления двигателем, которой всегда дополняется схема Шеви Нива.
Последний блок расположен в нижней части.
Основной и дополнительный блоки всегда соединяются друг с другом. 10 предохранителей включены в верхний блок. В нижнем их шесть. Охлаждение работает, в том числе, за счет такого устройства.
Блок реле для системы управления двигателем расположен ниже основного, дополнительного блока с предохранителями. Всего в этой части пять реле, один предохранитель. Иногда в схему дополнительно включают так называемое реле стартера, определяющим фактором становится год выпуска.
Есть еще монтажные блоки, которые находятся тоже справа либо слева от рулевой колонки.
Дополнительный блок реле и предохранителей
Дополнительные цепи предохранителей обычно включают такие элементы:
- электроподъемники для передних дверей;
- электровентилятор климатических установок и компрессор кондиционера;
- обогреватели у боковых зеркал. Задний элемент отсутствует;
- плафон освещения салона;
- электровентилятор климатической установки, компрессор кондиционера.
Система электрических жгутов
За счет системы зажигания в цилиндрах появляется искра, соответствующая текущим рабочим тактам. У современных двигателей провода идут к датчикам, которые отвечают за контроль по нескольким показателям:
Жгут системы зажигания в большинстве случаев подсоединяют к нескольким другим деталям:
Далее провода отдаются к заднему жгуту. Переходя к моторному отсеку, основной жгут разделяется на две жилы. Из них самая крупная направляется к радиатору, по пути соединяясь со следующими компонентами:
Через насос гидроусилителя от жилы перекидываются другие провода, идущие к дополнительным датчикам:
- фаз;
- холостого хода;
- дроссельной заслонки;
- детонации;
- форсунок – предохранитель для них в систему не добавляют.
За счет проводки четко контролируется работа двигателя. Обеспечивается бесперебойная работа вне зависимости от условий окружающей среды.
Вторая жила идет наверх, после чего делится на две части. Провода к «плюсу» и «минусу» идут вправо. Там же располагается АКБ. Влево они соединяются с адсорбером, датчиком давления топлива и кислородному датчику. Так электропроводка устроена в большинстве случаев.
Ветвь от жгута может идти к предохранителю кондиционера, если автомобиль снабжен подобным оборудованием.
Если хотя бы одну часть этой системы замыкает, есть большая вероятность, что двигатель просто не запустится. Контроллер перестает видеть информацию относительно температуры, подачи топлива к форсункам, положения дроссельных заслонок.
Лучше при таких обстоятельствах не обращаться к диагностике, а заменить сразу весь жгут. На поиски одного провода может уйти слишком много времени, а результат будет сомнительным. Проводка лучше работает, когда новая.
О переднем жгуте схемы проводов
Это еще одна основная магистраль, но отличается более простым устройством. Здесь главное – обеспечить работу внешних приборов, датчиков той же группы. Жгут направляется из кузова, после чего идет разделение на две жилы:
- Левая часть подсоединяется к «плюсу» АКБ, генератору. Провода отдаются левым фарам и звуковым сигналам, температурным датчикам на улице.
- Правая жила направляется к электродвигателю очистителя. Она также подсоединяется к датчику уровня тормозной жидкости, подкапотной кнопке и лампе, омывателю лобового стекла, правым фарам.
Жгут приборной панели
Благодаря ему друг с другом соединяются абсолютно все приборы, которые можно увидеть на панели. Обеспечивается их работа, сохранение энергии.
Провода отходят и к другим компонентам:
- радиатору отопителя;
- лампе перчаточного ящика;
- кнопке этого ящика;
- прикуривателю;
- магнитоле;
- клавишам включения фонарей.
В каждой жиле имеются провода с обозначением «плюса» и «минуса». Чтобы заменить такие жилы, нужно разбирать приборную панель целиком. При подключении разъемов вероятность ошибки сведена к минимуму. Форма штекеров и размеры разъемов свои в каждом случае.
Дверные жгуты
Внутри салона также проходят жилы, соединяющиеся с проводкой, ведущей к дверям. В данном случае обеспечивается работа таких приспособлений, как обогрев заднего стекла, сигнализация, динамики, стеклоподъемники и так далее. Каждая магистраль снабжается розеткой, благодаря которой дверь легко снимается, ставится на место. Топливный отсек от этой части не зависит.
Здесь есть некоторые особенности, подлежащие учету в обязательном порядке:
- Каждый жгут дополняется жилами, идущими к модератору центрального замка. Если модель более современная и совершенная – дверь будет снабжаться плафоном для освещения салона, редуктором стеклоподъемника.
- От двери водителя отходит жгут, соединенный с кнопками стеклоподъемников, водительского и пассажирского.
- Жилы идут к динамикам, если речь идет о передних дверях.
- Одним из самых сложных считается жгут, соединенный с задней дверью. Здесь есть провода по обогреву стекла, редукторам стеклоочистителей и омывателей, для заднего стоп-сигнала, центрального замка и «массы». Ход работы с каждым из элементов изучается отдельно.
Соединение АКБ и стартера
В каждом автомобиля существует своя схема установки стартера. Может быть несколько вариантов доступа:
Часто приходится использовать подъемник или смотровую яму, чтобы добраться до этого компонента. Механизм нужен для обеспечения зацепления между шестерней и маховиком. Поэтому в области крепления кожуха сцепления устройство расположено чаще всего. Электронный вариант не исключение.
Для подключения используется всего один разъем, к которому добавляют специальную клемму. Стартер начинает работать каждый раз, как только владелец поворачивает ключ.
Лучше всего пользоваться мультиметром, чтобы обнаружить поломки в одной из таких частей автомобиля. Но определить неисправности легко и с помощью других несложных манипуляций.
В большинстве случаев ремонт стартера возможен, даже если из строя вышла такая важная часть, как обмотки. Электрооборудование авто в большинстве сулчаев подлежит полному восстановлению.
Выводы
На большинстве автомобилей применяют электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением в 12 В. Схема обычно однопроводная. Разобраться в устройстве не так сложно, достаточно изучить официальные инструкции и тематические материалы.
Главное – проводить любые работы только в том случае, если аккумуляторная батарея полностью разряжена. Зажигание должно быть выключено, когда этот элемент отсоединяется, либо подсоединяется.