Тест-драйв Chevrolet Niva 1-поколения
Chevrolet Niva уже много лет остается одним из самых популярных внедорожников в России, конкурируя в основном с Lada 4×4, а также с Renault Duster в последнее время. Но, если Lada 4×4 уступает ШНиве в плане комфорта, то Duster проигрывает на бездорожье, так что можно констатировать, что Chevrolet Niva занимает свою особую нишу на нашем рынке, предлагая одновременно приемлемый комфорт, доступную цену, а также проходимость полноценного внедорожника и все это при весьма скромных габаритах.
Прежде чем сесть за руль, осмотрим автомобиль со всех сторон. Над внешностью рестайлинговой версии первого поколения Chevrolet Niva, вышедшей на рынок в 2009 году, поработало итальянское дизайнерское ателье Bertone, специалистам которого удалось выжать из имеющегося форм-фактора максимум возможного. В итоге, «ШНива» или «Шеви Нива» – кому как больше нравится, получила стильный пластиковый обвес, подчеркивающий ее внедорожный характер, но сохранила при этом выверенные пропорции негабаритного кузова, вносящие свой вклад в улучшение геометрической проходимости. Кроме того, компактность внедорожника Chevrolet Niva способствует более маневренной езде в черте города, а уж с парковкой и вовсе проблем не возникнет, в крайнем случае (если позволяет совесть) можно просто припарковаться на газоне, легко перемахнув через бордюры.
Chevrolet Niva – это пятидверный автомобиль, причем задняя распашная дверь обеспечивает легкий доступ в багажный отсек, предлагая широкий проем и ровную погрузочную площадку.
Правда есть и существенный минус. Дверь лишена надежного удерживающего механизма и при малейшем наклоне автомобиля в правую сторону норовит захлопнуться, вынуждая придерживать ее рукой или же подпирать, например, лопатой, входящей в комплект оснащения некоторых модификаций. Боковые двери также имеют просторные проемы и раскрываются достаточно широко, обеспечивая беспрепятственный доступ в салон на обоих рядах кресел.
Легко попав в салон (в данном случае на место водителя), оказываешься окруженным антуражем прошлого века – интерьер Chevrolet Niva не блещет современной эстетикой, предлагая спартанское оформление, отличающееся между тем весьма качественной эргономикой: все элементы управления находятся под рукой, до рычага КПП тянуться не приходится, посадка вполне комфортная, педали также расположены под удобным углом, а обзорность с места водителя превосходит многих более дорогих конкурентов на порядок.
Последний момент для внедорожника весьма важен, ибо не чувствуя в полной мере габариты автомобиля и не видя всех нюансов окружающей обстановки, на бездорожье можно легко залезть в канаву или же налететь на валун, притаившийся в «мертвой зоне». С Chevrolet Niva таких проблем не возникнет.
Но это на бездорожье, а пока мы до него не добрались, придется мириться с недоделками, абсолютно неприемлемыми для современного автомобиля. Качество использованных при отделке интерьера Chevrolet Niva материалов чуть выше среднего, при этом подгонка деталей также оставляет желать лучшего, причем через несколько лет эксплуатации материалы начнут «усыхать», а зазоры разрастаться. Плоховато в салоне Chevrolet Niva и со звукоизоляцией, так что при высоких скоростях даже на ровном асфальте салон наполняется гулом трансмиссии и ревом напрягающегося мотора. Впрочем, для настоящего внедорожника это может даже и к лучшему, ведь за рулем Шеви Нивы городским пижонам не место, этот автомобиль предпочитают суровые мужчины, которых дискомфорт не пугает.
А вот отопитель у Chevrolet Niva работает на ура. Нагретый воздух поступает в салон достаточно быстро, очень скоро превращая салон в жаркую пустыню, правда, и здесь есть некоторые нюансы: на большинстве автомобилей салон прогревается неравномерно – когда голова и тело начинают потеть от знойной жары, ноги все еще мерзнут, «задержавшись на северном полюсе».
Впрочем, пока еще не зима, так что отопитель нам не нужен, а вот заводить мотор самое время. В теплое время года двигатель схватывает довольно легко, без каких-либо задержек, но зимой может и «покочевряжиться». Мотор у Chevrolet Niva проверенный, достаточно надежный, а его 80 л.с. вполне хватает для беззаботной езды по городу и непринужденных поездок на бездорожье. Работает двигатель с паре с не менее надежной 5-ступенчатой механической КПП. Коробка имеет «длинноходный» рычаг переключения передач, при этом все передачи включаются достаточно легко и их не приходится долго искать. А вот если вам понадобиться воспользоваться раздаткой, то могут возникнуть проблемы. Весьма часто она наотрез не хочет включать пониженную или блокировать межосевой дифференциал пока автомобиль стоит на месте, так что приходится «дергаться» туда-сюда на небольшой скорости до тех пор, пока раздатка не соблаговолит сработать.
Немного о динамических характеристиках Chevrolet Niva. В черте города, несмотря на свою внедорожную архитектуру, внедорожник ведет себя достаточно приглядно. До разрешенных 60 км/час Chevrolet Niva ускоряется вполне динамично, можно даже сказать резво, так что в общем потоке автомобиль ведет себя как все, но затем от подобной прыти не остается и следа, в результате чего уже на трассе весьма сложно заставить Шеви Ниву добраться хотя бы до отметки 100 км/час. Впрочем, иногда этого не хочется делать исключительно из-за гула в салоне.
Теперь о расходе топлива. В городской черте Chevrolet Niva поглощает до 14,5 литра бензина, но при полной загрузке автомобиля расход может увеличиться до 15 литров. На трассе аппетит внедорожника более скромный – порядка 8,8 – 9,0 литра. Что касается смешанного цикла, то по данным производителя Chevrolet Niva съедает не более 10,8 литра на 100 км, но в реальности (особенно после нескольких лет эксплуатации): 11,2 – 11,7 литра.
Как бы уверенно не чувствовал себя внедорожник Chevrolet Niva в черте города, главная его стихия – это бездорожье. Именно здесь в полной мере ощущаются преимущества данного автомобиля над конкурентами. Иногда может возникнуть впечатление, что для Шеви Нивы не существует преград: энергоемкая подвеска с огромными ходами легко переваривает кочки, ямы и прочие препятствия, при этом умудряясь не превращать езду в ужасную тряску. Добавим к этому большие углы въезда и съезда, высокий дорожный просвет, короткую базу и получим великолепную геометрическую проходимость. Завязнув по уши в грязи, Шеви Нива может воспользоваться услугами своего механического полного привода, основанного на базе межосевого блокируемого дифференциала и 2-скоростной раздатки, после чего движение вперед продолжится, пусть и после небольшой «раскачки». Кстати, отлично Chevrolet Niva идет не только по грязи, но и по снегу, превосходя в последнем случае даже УАЗик. Вот только есть у подобной внедорожной прыти и обратная сторона медали – если «засадить» ШНиву как следует, то за трактором бежать придется довольно далеко.
Вернемся с бездорожья на трассу. Несмотря на то, что вся подвеска и колеса залеплены грязью, автомобиль продолжает уверенно держать дорогу, слегка покачиваясь при порывах бокового ветра, но абсолютно не теряя траектории на мокром асфальте даже при прохождении поворотов. Отлично настроенный гидроусилитель руля делает свое полезное дело, существенно облегчая управление внедорожником, а вымокшая в грязи тормозная система практически не потеряла прежней хватки, надежно притормаживая автомобиль уже при небольшом нажатии на педаль. Очередной штурм российских дорог для Chevrolet Niva закончился очередной удачей, позволив снова подтвердить звание лучшего бюджетного внедорожника.
Как ни крути, но Chevrolet Niva превосходно чувствует себя на широких просторах нашей страны. Этому компактному внедорожнику, по сути, не нужны дороги, достаточно только направлений, да и последние, в крайнем случае, Шиве Нива проложит самостоятельно. Благодарить за это нужно предшественника – легендарную «Ниву», от которой Chevrolet Niva унаследовал настоящий внедорожный характер, прибавив к нему хороший уровень комфорта, позволяющий водителю чувствовать себя человеком и в черте города. Впрочем, приобретать Chevrolet Niva для эксплуатации исключительно в городе глупо и бессмысленно, уж лучше обратить взор на Рено Дастер, а ШНиве оставить ее более родную стихию – дикую «необъезженную» природу.