Экспресс-тест: Chevrolet Niva против Renault Duster
Сегодня у нас в программе очень краткий сравнительный обзор двух «народных» автомобилей, снискавших заслуженную популярность в стране, где направления преобладают над дорогами.
Встречайте: Шевроле Нива с бензиновый атмосферным двигателем объемом 1,7 литра мощностью 80 лошадиных сил в версии Bertone Edition (пластиковый обвес, шноркель, лопата в багажнике) и Рено Дастер с двухлитровым атмосферным двигателем мощностью 135 лошадиных сил, шестиступенчатой механической коробкой передач, кожаным салоном и встроенной навигацией.
2. Привыкнуть к Ниве после иномарки будет откровенно говоря тяжело. Хотя и здесь есть положительные моменты. Например, руль очень хорошо лежит в руках, а приборная панель хоть и кажется на первый взгляд слишком примитивной превосходно читается. Раздатка управляемая одним рычагом, конечно лучше, чем с двумя рычагами как на оригинальной Ниве. С ней, правда тоже есть проблемы — блокировка дифференциала выключается через раз, а чтобы её выключить придётся ездить задним ходом, одновременно постукивая кулаком по рычагу (об этом даже написано в инструкции). Эргономика, с поправкой на пятнадцатилетний возраст очень неплоха, а материалы отделки сделаны с претензией на качество, но увы все скрипит, болтается и наровит заклинить.
3. В Дастере ощущения совершенно иные. При создании этого автомобиля руководствовались принципом сэкономить на всём, что только можно и находясь в салоне возникают притиворечивые ощущения. С одной стороны превосходная посадка, удобно и комфортно. Но смотреть на элементы интерьера откровенно говоря противно. Со временем, конечно владелец к этому привыкнет, но все-таки. Здесь стоит отметить очень тонкий обод рулевого колеса, которым многим может не понравиться, но привыкнуть к нему можно за несколько часов за рулем.
4. На втором ряду Нивы нет ни электрических стеклоподъемников, ни подголовников. Комфорт стремится к нулю. Но мне кажется вряд ли кто в здравом уме согласится ехать здесь пассажиром на дальнюю дистанцию.
5. В Дастере на заднем ряду гораздо просторнее. При желании можно разместиться впятером, что крайне затруднительно будет сделать в Ниве.
6. Войлочная обивка багажника Нивы накинута на металлические детали просто так, домкрат закреплен на видном месте, зато в штатной комплектации есть лопата! И как оказалось совершенно не зря. Вместимость багажника сомнительна, пара мешков картошки влезет, а для всего остального надо будет раскладывать задние сиденья. При этом стоит отметить, что компоновка багажника такова, что сюда даже не поместилось запасное колесо (оно висит снаружи на задней двери).
7. Совсем другое дело багажник в Дастере. Ровный пол (под которым скрывается полноразмерная запаска), широкий проем, огромные ниши сбоку. Впечатление портит голый металл в проеме и на самой крышке с внутренней стороны, но на самом деле это мелочи.
8. Нива во все времена славилась своим маломощным двигателем, которому катастрофически не хватает крутящего момента. Потери в трансмиссии огромны. Чтобы этот двигатель хоть как-то ехал, его нужно крутить до отсечки. При этом шумоизоляция от внешнего мира действительно превосходна, в салоне не слышно ничего, кроме оглушительного звона двигателя и завывающего гула трансмиссии. Да что говорить — не слышно даже как работает подвеска. Ездить на скорости выше 100 километров в час на автомобиле откровенно страшно, особенно учитывая отсутствие не только системы стабилизации, но и простейшей ABS. Это давно забытое ощущение, когда нажимаешь тормоз на заснеженной дороге, колеса блокируются и автомобиль становится полностью неуправляемым. В такие моменты на заснеженной трассе ощущаешь себя борцом со стихией, а вождение превращается в тяжелую физическую работу.
9. Дастер после Нивы выглядит самой настоящей иномаркой. Мощный двухлитровый мотор обеспечивает машину превосходной динамикой в любых дорожных условиях. Особенно стоит отметить шестиступенчатую механику, где первая передача выполняет роль понижающей и в обычных дорожных условиях движение стоит начинать со второй передачи. На низких оборотах атмосферный двигатель удивляет высоким крутящим моментом, сравнимым с дизельными двигателями. Двигатель очень тихий, трансмиссию тоже не слышно. По динамике Дастер едет до сотни за 10 секунд и это отличный результат (Нива разменяет сотню в лучшем случае через 17 секунд).
10. Переходим к внедорожным испытаниям. Напомню, Нива имеет классическую полноприводную трансмиссию с тремя свободными дифференциалами и возможностью блокировки межосевого рычагом из салона. Также имеется понижающая передача. Сразу стоит обозначить тот факт, что со свободным межосевым дифференциалом Нива непригодна к эксплуатации в принципе. На дорогах общего пользования такой полный привод бесполезен (в совокупности с короткой базой, что не добавляет предсказуемости в поведении на скользкой дороге), на бездорожье тем более. Как видите, лопата из штатной комплектации пригодилась! Внешняя помощь не потребовалась.
11. Больше всего на свете Нива боится диагонального вывешивания. Даже если принять во внимание, что у неё огромные ходы подвески — на практике это не поможет. Колесо кажется еще стоит на земле, но уже разгружено и буксует. Искусственное препятствие типа этого Нива способна штурмовать только с ходу и только с заблокированным межосевым дифференциалом (со свободным даже не стоит пробовать).
12. В то время как Дастер, который конечно не может похвастать столь солидным ходом подвески, способен преодолеть это препятствие играючи за счёт использования электронной имитации межколесных блокировок, подтормаживая вывешенные колеса. Напомню, на Дастере используется превентивная система автоматически подключаемого полного привода (в который раз отмечу — задняя ось подключается не по факту пробуксовки передней, а при запросе тяги, то есть в тот момент, когда водитель нажимает на педаль газа) с двумя свободными дифференциалами и муфтой вместо межколесного дифференциала. Есть три режима трансмиссии: только передний привод (идеален для дорог общего пользования и экономии топлива), автоматическое подключение и принудительная блокировка муфты. При этом стоит отметить, что на практике режим полной блокировки муфты (по сути мы получаем трансмиссию типа part-time с жестким соединением осей в соотношении 50:50) не всегда может оказаться эффективнее, чем автоматический режим. В первую очередь это объясняется тем, что при принудительной блокировке на задней оси мы можем получить избыточный крутящий момент, который сорвет колеса в пробуксовку тогда, когда в этом нет необходимости.
13. Переходим к боковым скольжениям. Нива со свободным межосевым дифференциалом снова оказывается в аутсайдерах, ей катастрофически не хватает крутящего момента, чтобы газом тянуть скользящий боком автомобиль, хотя поставить её боком получается легко и непринужденно. С заблокированным дифференциалом возникают другие проблемы — любое нажатие на газ и автомобиль скользя всеми 4 колесами уезжает на внешний радиус, при этом вернуть его обратно не прекращая скольжение простым сбросом газа невозможно.
14. В то время Дастер управляется в разы интереснее. Разумеется речь идет об автоматическом режиме работы трансмиссии. Здесь, как и в случае с любым автоматически подключаемым полным приводом не стоит забывать, что задние колеса никогда не смогут вращаться быстрее передних, поэтому нужно учиться правильно управлять автомобилем: сброс газа, загрузили переднюю ось, задняя пошла в занос, нажимаем газ. Что в очередной раз доказывает полную бесперспективность «правильного» постоянного полного привода. Ретрограды могут продолжать верить в чудодейственную силу честного полного привода, но электронно-управляемые муфты имеют гораздо больший потенциал, причем именно на бездорожье, а не дорогах общего пользования, как ошибочно считает большинство автовладельцев.
15. В конечном итоге Шевроле Нива оказывается в аутсайдерах. Честно говоря я совершенно не вижу объективной причины покупать этот капитально устаревший автомобиль. В городе и на трассе Нива пригодна к эксплуатации весьма условно, а если речь идет об эксплуатации в сельской местности, то единственным плюсом Нивы является ремонтопригодность. Но здесь возникает вопрос о целесообразности покупки именно нового автомобиля. Ведь если брать автомобиль «на убой», то рациональнее купить 3-5 летний автомобиль. Но если речь стоит о таких вещах, как комфорт и практичность, то Дастер оказывается вне конкуренции. Он не спасует на бездорожье, на нём комфортно ездить в городе и по трассе. В конце концов, это нормальный автомобиль за реальные деньги.
А вы можете назвать хоть одну объективную причину для покупки Шевроле Нивы вместо Рено Дастер?