Chevrolet Niva – чем хорош рестайлинг советской «Нивы» по-американски
Любители внедорожников знают такой автомобиль, как Chevrolet Niva. Считается, что это доработанная американцами ВАЗ-2121 Нива, но это не совсем так. Если разбираться в истории модели, окажется, что машина была создана в Советском Союзе. Работы над внедорожником начались еще в середине 1980-х годов. В 1990-х этот автомобиль должен был выпускаться серийно под индексом ВАЗ-2123. Самое интересное, «Нива-2» планировалась в нескольких типах кузова – трехдверный, пятидверный, пикап и даже два фургона – грузовой и пассажирский.
Развал Советского Союза поставил крест на отечественных разработках. Новую «Ниву» пытались выпустить, опытные партии периодически дорабатывали, но в начале 2000 года оказалось, что денег на запуск конвейера нет. И тут концерн General Motors решил помочь АвтоВАЗу. Естественно, не просто так, а в надежде заработать. Новый внедорожник выпустили серийно в пятидверном кузове, но уже под маркой Chevrolet. Заодно GM и права на бренд «Нива» прикупил. Новый автомобиль стал внешне более современным, получил наконец-то 5 дверей. Внутри появились свобода и комфорт. А вот двигатель остался все тем же – 1,7 литра на 80 л. с. Маловато, конечно – сюда просится хотя бы 2,0 на 115-150 л. с., но ничего не поделаешь.
Автор канала «Иван Зенкевич PRO автомобили» в своем ролике расскажет вам впечатления от «Шнивы» – именно так называется Chevrolet Niva в среде «джиперов».
Chevrolet Niva — главная премьера Нью-йоркского автосалона
После внезапного ухода General Motors из России (подробности — в материале «Разгром и капитуляция. Почему Chevrolet и Opel сбежали из России?») судьба новой «Шнивы» казалась предрешённой: в пресс-службе концерна заявили, что проект приостановлен, команда разработчиков распущена. Хотя предсерийные внедорожники вовсю наматывали первые километры, и к середине года (по традиции — к московскому автосалону) должно было официально дебютировать второе поколение Chevrolet Niva.
Параллельно на протяжении всего прошлого года тольяттинский завод GM-АвтоВАЗ переживал модернизацию производства, которая потребовала немалых инвестиций. Были построены новый штамповочный и кузовной цеха, куда даже успели завезти и смонтировать новое оборудование. И вот, чтобы спасти вложенные деньги, боссы GM, похоже, решили вывести российский внедорожник на американский рынок — иначе зачем выставлять концепт «Нивы» на своём стенде?
«Вы забыли, что русский бренд Niva принадлежит корпорации General Motors? И 42-процентный пакет акций совместного предприятия GM-АвтоВАЗ также принадлежит GM, — ответил вопросом на вопрос юрист Соул Гудман. — И мои клиенты имеют полное право каким угодно образом распоряжаться этим проектом! Никаких нарушений, всё законно», — между делом активно раздавая визитки конторы «Лучше звоните Соулу», комментировал ситуацию адвокат.
К слову, в Штатах публике показали экземпляр, который ранее демонстрировался на ММАС. Если машина понравится посетителям выставки (мнения собирает огромный, ростом выше двух метров, и весом за 200 кг афроамериканец, которому просто невозможно сказать «нет») и дойдёт до американского рынка, то конструкторам придётся поработать: в автомобиле по американским нормам должны быть 28 подстаканников, автоматическая коробка передач и двигатель не меньше 6-цилиндрового.
«Конечно, мы бы хотели использовать «восьмёрку». Но русские инженеры говорят, что нормальный мотор под капотом просто не поместится. Так что придётся брать небольшой двигатель, например, 3,6-литровый V6 от Camaro. Не слишком мощный, «лошадей» на 250 примерно, потому что это должен получиться экономичный автомобиль для скромных американцев. Я бывший школьный учитель химии, я представляю, какие машины нужны таким людям», — поделился деталями представитель концерна Уолтер Уайт.
Где будут собираться Chevrolet Niva для Штатов, пока не уточняется. Рассматривается вариант как запуска новых мощностей тольяттинского СП, так и перенос завода на территорию США: в городке Альбукерке, неподалёку от мексиканской границы, у концерна GM есть простаивающие мощности, а сам городок после громкого закрытия нескольких крупных предприятий, включая сеть закусочных «Братья-цыплята», переживает социальную напряжённость.
В данный момент корреспонденты «Авто Mail.Ru» монтируют видеоролик об этой громкой и, безусловно, неожиданной премьере. А пока предлагаем посмотреть видео, снятое на прошлогоднем Московском автосалоне.
Очень дешево. СМИ узнали, сколько АвтоВАЗ заплатил за Chevrolet Niva
В декабре 2019 года АвтоВАЗ выкупил долю американцев в совместном предприятии GM-AvtoVAZ (то есть 50% акций) и стал, таким образом, единоличным владельцем этой компании. Сумма сделки до сих пор была неизвестна, но спустя полгода ее удалось узнать журналистам издания Drom.ru — через консолидированный финансовый отчет Renault Groupe (владелец контрольного пакета акций АвтоВАЗа).
Как пишет ресурс, за 50% акций совместного предприятия российский автогигант заплатил бывшему американскому партнеру 411 млн рублей. Сделка была проведена 16 декабря, на тот момент эта сумма была равна 5,9 млн евро, или 6,6 млн долларов.
По меркам автопрома это незначительная сумма, но похоже, что у GM не было других вариантов. Заметим, что в 2001 году, когда СП только создавалось, общий объем инвестиций в него составил 338,2 млн долларов, GM и АвтоВАЗ тогда вложили по 99,1 млн долларов, остальные 140 млн долларов выделил Европейский банк реконструкции и развития (40 млн долларов — в виде инвестиции, 100 млн долларов — как кредит). В настоящее время единственный продукт бывшего СП — это внедорожник Chevrolet Niva.
В отчете Renault Groupe говорится, что вместе с GM-AvtoVAZ и его заводом российскому автогиганту отошла дочерняя структура СП — фирма JV Systems, которая владеет огромным недостроенным производством в ОЭЗ Тольятти (на нем должны были выпускать кузова для несостоявшейся «Шевроле Нивы II»). Кроме того, АвтоВАЗ получил назад бренд Niva/»Нива», который с 2001-го был зарегистрирован за СП.
В середине апреля GM-АвтоВАЗ был переименован в «Лада Запад Тольятти» (ЛЗТ). Затем АвтоВАЗ оформил на Niva новое Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), в котором модель уже носит марку Lada.
Мощности ЛЗТ позволяют выпускать 75 000 автомобилей в год при двухсменном режиме работы и 98 000 — при трехсменном.
Пресс-служба АвтоВАЗа не комментирует информацию о сумме сделки по выкупу 50% акций СП.