Двигатель ВАЗ-2123
Волжские моторостроители создали силовой агрегат, предназначенный для установки на внедорожник Нива Шевроле.
Описание
Двигатель ВАЗ-2123 официально представлен на Московском международном автосалоне в 2002 году. Конструкционно мотор являлся модернизированной версией ранее выпускаемого ВАЗ-21214, использовавшимся в многих вариациях моделей Нива.
Основные отличия ВАЗ-2123 от базового заключаются в изменениях крепления навесного оборудования. Кроме того, несколько модернизирован блок управления.
Справедливости ради необходимо отметить, что новый двигатель имеет несколько версий, но разница между ними только визуальная. Так, с 2003 года навесное оборудование располагалось сверху и имело в качестве привода только один поликлиновый ремень.
Раньше генератор крепился снизу, а все агрегаты навесного оборудования приводились в движение двумя клиновыми ремнями.
Сам привод также получил усовершенствование в обновлении механизма натяжения ремня.
Конструктивные изменения в очередных версиях мотора незначительны. О них будет сказано несколько позднее.
ВАЗ-2123 представляет собой четырехцилиндровый рядный бензиновый атмосферник объемом 1,7 литра, мощностью 80 л. с и крутящим моментом 127 Нм.
Блок цилиндров чугунный, не гильзованный, оригинальный. Изменения связаны с появлением дополнительных мест крепления навесного оборудования, расположении масляного фильтра (для его установки используется специальный кронштейн).
ШПГ осталась прежней (от ВАЗ-21214). Незначительно усовершенствованы шкив-демпфер коленвала. Теперь он работает с поликлиновым ремнем и дополнительно оснащен зубчатым диском для совместной работы с датчиком положения вала.
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна, крепится на пяти опорах. Имеет восемь противовесов. Вкладыши коренных и шатунных шеек сталеалюминиевые.
Поршни стандартные, с тремя кольцами. Два верхних компрессионные, нижнее маслосъемное. Поршневой палец плавающего типа.
Шатуны стальные. В верхней головке запрессована сталебронзовая втулка.
ГБЦ изготовлена из алюминиевого сплава. В верхней части размещен распредвал и клапанный механизм с гидрокомпенсаторами.
Со стороны звездочки привода предусмотрено крепление датчика фаз.
Распредвал чугунный, крепится на пяти опорах.
Масляный насос без изменений перекочевал с модели ВАЗ-2121, а вот водяной стал оригинальным. Шариковый подшипник помпы заменен роликовым.
Обновлена система забора воздуха. Воздухофильтр стал более объемным, применяются новые ресивер, дроссельный патрубок и заборные трубы.
В системе питания топливом используется фазированный впрыск топлива. Этим обеспечивается более точная доза впрыска и, как результат – повышенная степень очистки выхлопных газов.
Привод ГРМ – однорядная втулочно-роликовая цепь. В конструкцию узла заложена пружинно-гидравлическая система натяжения цепи. Привод является общим для распредвала и масляного насоса. При обрыве (растяжении) цепи или нарушении фаз газораспределения клапана с поршнем не встречаются и остаются без повреждения.
В целом ВАЗ-2123 в плане технико-эксплуатационных характеристик почти не отличается от своих предшественников линейки «ВАЗ-Нива».
Некоторые автовладельцы отмечают недостаточную мощность агрегата. По этому поводу хорошо высказался Олег из Уфы: «…много кто жалуется на счет слабого движка. Да он не слабый. Он просто другой. Уверенно тянет с 1500 оборотов, с удовольствием раскручивается до 4000 (на этой частоте вращения у него максимальный крутящий момент)».
Технические характеристики
Производитель | Автоконцерн «АвтоВАЗ» |
Год начала выпуска | 2002 |
Объем, см³ | 1690 |
Мощность, л. с | 80 |
Крутящий момент, Нм | 127 |
Степень сжатия | 9.4 |
Блок цилиндров | чугун |
Количество цилиндров | 4 |
ГБЦ | алюминий |
Порядок впрыска топлива | 1-3-4-2 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 80 |
Привод ГРМ | цепь |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Турбонаддув | нет |
Гидрокомпенсаторы | есть |
Регулятор фаз газораспределения | нет |
Емкость системы смазки, л | 3.75 |
Применяемое масло | 5W-30 – 15W-40 |
Расход масла (расчетный), л/1000 км | 0.7 |
Система питания топливом | инжектор, распределенный впрыск |
Топливо | бензин АИ-92, 95 |
Экологические нормы | Euro 4 (5*) |
Ресурс, тыс. км | 200 |
Вес, кг | 127 |
Расположение | продольное |
Тюнинг (потенциал), л. с | 200** |
*после модернизации в 2015 году
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
ВАЗ-2123 считается надежным двигателем. Автовладельцев удовлетворяют его технические характеристики и высокая приемистость.
Основные факторы, характеризующие надежность любого мотора – ресурс пробега до капитального ремонта и запас прочности, т. е. возможность форсирования мотора.
Из таблицы 1 видно, что с этими параметрами у агрегата проблем не возникает. Автолюбители на форумах подтверждают сказанное. Например, форумчанин V пишет: «… у меня шевик, 350 тыс. без кап. ремонта, 1.5 литра масла от замены до замены, на 240 замена гбц была и все…». Его коллега по общению P поддерживает: «… двигатель (это субъективно) — в состоянии выхаживать и до 300 тыс. км. (как ездить и как следить)».
Производитель вопросы надежности ДВС держит на постоянном контроле. Каждое усовершенствование мотора включает разработки, повышающие надежность. Так, произведена замена помпы, изменен поддон, система забора воздуха и произведены другие доработки.
Обновление узлов двигателя также направлено на повышение надежности и долговечности агрегата. Например, цепь привода ГРМ имеет срок службы 150 тыс. км (чего не скажешь о ее натяжителе), рабочая поверхность поршней имеет нанесенный слой олова, а при их встрече с клапанами загиба последних не происходит.
Автовладельцы подчеркивают необходимость корректного обслуживания мотора. От его качества и своевременности зависит ресурс пробега без ремонта.
ВАЗ-2123 легко поддается тюнингу. Но здесь нужно помнить о двух моментах:
- Конструкция двигателя направлена на высокую проходимость автомобиля, а не скорость.
- Повышение мощности существенно сокращает ресурс мотора и увеличивает потребление топлива.
При этом простая перепрошивка ЭБУ позволяет повысить мощность на 15-20 л. с.
Слабые места
Наиболее заметными слабыми местами двигателя принято считать следующие:
- Шумная работа холодного ДВС. В большинстве случаев это явление вызвано работой гидрокомпенсаторов. К сожалению, они конструктивно недоработаны, их качество оставляет желать лучшего. Устраняется дефект заменой гидрокомпенсаторов или их удалением вообще с заменой на механические толкатели.
- Громкая работа мотора на холостых оборотах. Помимо не качественных гидрокомпенсаторов источником может являться гидравлический натяжитель цепи привода ГРМ. От неполадки желательно избавиться как можно быстрее, так как последствия могут стать довольно серьезными (перескок или обрыв цепи). Неисправность устраняется путем замены вышедших из строя деталей. Некоторые автолюбители выбрасывают гидронатяжитель и вместо него ставят обыкновенный механический.
- Не редко наблюдается троение двигателя, особенно на холостых оборотах. Причину явления нужно искать в модуле системы зажигания, прогоревших клапанах или затвердевших маслосъемных колпачках. Предпосылки троения серьезные, их выявление возможно только при тщательной диагностике агрегата.
- Случается, что двигатель глохнет после запуска и больше не заводится. Обычно такое наблюдается при выходе из строя датчика дроссельной заслонки. С его заменой проблема в большинстве случаев исчезает.
ВАЗ-2123 имеет еще несколько слабых мест, но они проявляются реже. К ним относят недолговечные масляный и водяной насосы, различные датчики (ХХ, ДМРВ и др.).
Ремонтопригодность
Рассматривая вопрос ремонтопригодности ВАЗ-2123 специалисты автосервисов заостряют внимание на то, что несмотря на простоту конструкции ДВС его капитальный ремонт дешевым не будет.
Без хорошего опыта, инструментов, специального оборудования и оригинальных запчастей качественно отремонтировать двигатель просто невозможно.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что к гаражному восстановлению агрегат не приспособлен. Тем не менее находятся автолюбители, не обращающие на это внимания.
Проблем с поиском запчастей для ремонта не возникает. Их в любом ассортименте можно приобрести в специализированных магазинах. При этом надо уметь отличать оригинальную деталь от подделки (рынок насыщен контрафактной продукцией).
С особой осторожностью нужно применять запчасти со вторичного рынка (разборок). Суть проблемы заключается в невозможности определения остаточного ресурса детали б/у.
Перед началом восстановительных работ не станет лишним рассмотрение варианта приобретения контрактного двигателя. Стоимость такого мотора зависит от пробега и комплектации навесным оборудованием. Цена нового ДВС колеблется в пределах от 50 до 120 тыс. рублей. Моторы б/у обойдутся дешевле.
ВАЗ-2123 конструктивно простой двигатель. Отличается неприхотливостью к маркам топлива и масла. Требователен к соблюдению сроков обслуживания. При соблюдении регламента ТО и выполнении всех рекомендаций производителя по эксплуатации способен значительно превысить ресурс пробега до капитального ремонта.
Какой двигатель устанавливают на Ниву Шевроле?
Потенциальному покупателю хочется знать об автомобиле все. Сегодня вы узнаете информацию про все двигатели, устанавливаемые на Шевроле Ниву, а также их технические характеристики.
ВАЗ 2123
Этот мотор устанавливается на Шеви Ниву с 2002 года и до сих пор его монтируют уже в Niva Travel. Он является небольшой модернизацией уже известного двигателя ВАЗ 21214 с инжекторной системой подачи топлива. Отличия этих двух моторов заключаются в точках крепления навесного и прошивках блока управления. В остальном моторы идентичны.
Сама по себе конструкция является устаревшей и не сильно отличается от 213-го. Отличия заключаются лишь в системе впрыска и наличии гидрокомпенсаторов в ГБЦ ВАЗ-2123. Блок цилиндров изготовлен из чугуна, а головка — из алюминия.
Характеристики:
Модель | 2123 |
Питание | Распределенный впрыск |
Тип | Рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Объем | 1690 см3 |
Мощность | 79,5-83 л.с. |
Крутящий момент | 125 Нм |
Степень сжатия | 9,4 |
Данный мотор на Ниве Шевроле показал себя с разных сторон. В целом, его рекомендуют, как неприхотливый и при должных условиях эксплуатации он способен пройти до 250 тысяч километров. Кроме того, запчасти на ВАЗ 2123 есть практически везде, а цена способна обрадовать любого автолюбителя. В остальном для него характерны те же проблемы, что и для всего классического семейства — перегрев, повышенная шумность, недостаток мощности. Недостатки очень сильно проявляются именно на Шеви Ниве.
Кроме того, для мотора Шевроле Нива характерны и такие проблемы, как повышенный расход масла, стуки при работе и пропуски зажигания, которые проявляют себя хаотично, заставляя двигатель работать неустойчиво.
Z18XER
Этот мотор концерна GM оставался самым популярным агрегатом вплоть до 2010 года. Изначально его устанавливали в автомобили Opel Vectra B. С 2006 по 2008 год на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ стартовало производство Шевроле Нивы с двигателем от Опель Z18XER. Проект назывался FAM-1 и предназначался, как для экспорта, так и для внутреннего рынка. К сожалению, проект был свернут по причине высокой конечной цены автомобиля, но 1000 произведенных экземпляров успели продать по всей стране.
Характеристики:
Модель | Z18XER |
Питание | Распределенный впрыск |
Тип | Рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Объем | 1796 см3 |
Мощность | 125-140 л.с. |
Крутящий момент | 175 Нм |
Степень сжатия | 10,5 |
Данный мотор обладает внушительным запасом характеристик и превосходит устаревший по большинству показателям 2123. 16-ти клапанная конструкция позволяет ему лучше держаться на высоких оборотах, хотя на низах этот двигатель немного проигрывает. Стоит также учитывать, что для данного мотора Нива адаптировалась по-своему — КПП со встроенной раздаткой от компании Aisin, более жесткие лонжероны кузова, другая электроника.
На трассе этот двигатель способен держать большую скорость при меньших оборотах, а разгоняет машину гораздо шустрее, чем вазовский вариант. Но есть и недостатки, которые связаны с высокой стоимостью запчастей и детские болезни в виде отказов фазорегулятора, течи масляного обменника, да и конструкция ГРМ включает в себя ремень, обрыв которого гарантированно ведет к загибу клапанов. Поэтому по части ремонтопригодности и стоимости обслуживания Z18XER проигрывает ВАЗу.
Сейчас этот мотор встречается крайне редко, потому как «живых» автомобилей «Нива» с ним осталось чуть меньше десятка.