Chevrolet TrailВlazer: честное пионерское
Настоящих вседорожников – честных трудяг, любимцев охотников и рыбаков – с каждым годом остается все меньше. Их могучие рамы и неубиваемые балки-мосты на глазах уходят в прошлое, сдаваясь под натиском электронных финтифлюшек, коими напичканы опереточные «паркетные вездеходы». Тем удивительнее новинка от «Шевроле». Неужто американцы решились пойти против тренда, то бишь течения?
На окраине Вселенной
«Это не Америка, масса Дик! Это Африка! Черная Африка…» – вертелось в голове целый день. Перед глазами проплывали шикарные районы, обнесенные для безопасности колючей проволокой под напряжением, и тут же, рядом, красовались ужасающие негритянские лачуги. Нет, не Америка! В Штатах такой беспросветной нищеты уже давно не увидишь. Именно здесь, в Южной Африке американцы решили показать свою последнюю новинку – универсальный вседорожник «Трейлблейзер». Почему? Вопрос, конечно, интересный… Дело в том, что нынешний «Пионер» (или «Первопроходец», так можно перевести с английского его имя) стал наследником не прямого своего предка, снятого с производства три года назад, а еще более ранней машины, которую с 1994 года выпускали не только в Штатах, но и в Бразилии, и даже у нас, в России.
Отныне «Трейлблейзер» – это непритязательный автомобиль для развивающихся стран. Разработали его и его брата-близнеца пикап «Колорадо» инженеры бразильского дизайн-центра «Дженерал Моторс» в Сан-Каэтану-ду-Сул, а выпускать будут в Таиланде. Помимо этих стран и их ближайших соседей «Трейлблейзер» собираются продавать в России, на Ближнем Востоке, а также в странах Черного континента. Причем ЮАР – самый развитый из предполагаемых африканских рынков сбыта. Здесь «Трейлблейзер» отнюдь не воспринимается дорогой машиной, ведь вокруг полно других, гораздо более дорогих вседорожников последних моделей – от «Ауди», «Мерседес-Бенца», БМВ, «Порше».
Грубая сила
Конечно, на фоне современных «паркетных» щеголей творение бразильских дизайнеров выглядит, пожалуй, несколько тяжеловесно. Широкие стойки кузова, высокая поясная линия, выдающаяся нижняя челюсть бампера, решетка радиатора и капот, напоминающие исполинские магистральные тягачи, – все это производит впечатление этакого слегка облагороженного трактора. Нарочитая грубоватость новинки живо перекликалась с внешностью многочисленных трудяг-пикапов, что бегают по африканским дорогам. И я снова вспоминал слова силача Геркулеса из «Пятнадцатилетнего капитана»: «Нет, это не Америка!».
Я отлично помню прежнюю машину, и если бы не название, никогда бы не провел аналогии о родстве нового и старого «Трейлблейзера». Это как два разных социальных строя, хотя по размерам нынешнее поколение не слишком отличается от прежнего. Лишь чуть короче база, немного уже кузов – но общее впечатление совсем другое. Я даже не говорю об отделке из самых дешевых пластиков, которые, похоже, только смогли найти.
Впрочем, дизайн-категория спорная. Скажем, шеф стилистов бразильской студии Мэтт Нун так описал свое детище: «В любом ракурсе «Трейлблейзер» выглядит эффектно, вызывая у покупателей желание обладать им». М-м-м… Не буду спорить. По мне, так куда лучше этому «Шевроле» подходит девиз, придуманный маркетологами: «Он перевезет что угодно куда угодно».
Бензин или дизель?
Главное же отличие матчасти нового «Трейлблейзера» – явный крен в сторону дизелей. Бензиновый двигатель вообще предложат лишь на ограниченном числе рынков. Как правило, там, где имеются приличные запасы нефти, и цена на бензин не слишком высока. Поэтому в арабских странах и России можно получить «Трейлблейзер» с 3,6-литровой бензиновой «шестеркой» мощностью 240 сил. Вот только особого восторга у меня она не вызвала – безвольный характер двигателя и заметно меньший крутящий момент в полевых условиях проигрывают 2,8-литровому турбодизелю в 180 сил.
Cвернув в сторону песчаных дюн океанского побережья, я сразу понял, насколько удобнее штурмовать их на дизельной машине. Бензиновая раньше требовала включения понижающего ряда, быстрее теряла прыть, взбираясь на косогоры. Дизель же оставался совершенно невозмутим.
Сам по себе внедорожный арсенал у «Трейлблейзера» неплох, углы въезда-съезда оптимальны. Даже запаска размещена под днищем не горизонтально, а под наклоном – чтобы не ухудшать проходимость. Штурмуя пески, я ни разу не пожалел, что в стандартное оснащение входит самоблокирующийся дифференциал заднего моста. Как и система автоматического спуска со склона, работающая на удивление аккуратно. Нажал кнопочку, и машина не быстро, но и не медленно скатилась вниз, самостоятельно подтормаживая колеса. Правда, «автоматический спуск» не входит в базовую версию LT.
Есть у «Трейлблейзера» и еще один дизель – 150-сильный, объемом 2,5 литра. Но его можно получить только в самой доступной версии, даже не оснащенной полным приводом. В России подобного варианта не будет.
Впрочем, у бензинового мотора есть и преимущества – он менее назойлив слуху на высоких оборотах, да вдобавок позволяет этими оборотами гораздо проще управлять благодаря 6-ступенчатой автоматической коробке передач. Вначале казалось, что при резком нажатии на газ АКП безбожно тупит. Но то лишь особенность характера, ведь за этот промежуток времени она успевает переключиться аж на три ступени вниз. «Автомат» можно получить и с 2,8-литровым дизелем, хотя базовый для него вариант – 5-ступенчатая ручная коробка. И очень неплохая – к ходам кулисы и четкости переключений вопросов нет.
Пассажирский грузовик
Только в любом случае быстрая езда – это не к «Трейлблейзеру». Не его это стихия. На просторных и почти пустынных хайвэях в окрестностях южноафриканского города Джордж едва ли не идеальные условия для быстрой и безопасной езды. Две полосы в каждом направлении, разделенные широким газоном с отбойниками, профилированные виражи. Но разгоняться на «Трейлблейзере» мне совсем не хотелось. Все дело в конструкции машины: прочная рама, на которой покоится высокий кузов, и неразрезная балка-мост отнюдь не способствуют образцовой управляемости. Правда, главный инженер «Дженерал Моторс» по средне- и полноразмерным машинам Джеф Люк утверждал, что «при наличии полного спектра внедорожных качеств новый «Шевроле» отличается первоклассной плавностью хода». Однако от пикапа «Колорадо», на базе которого он построен, отличается лишь пружинами вместо рессор в задней подвеске. Вот почему по управляемости «Трейлблейзер» не многим лучше собрата-грузовика.
Так что на хорошей дороге приходится постоянно бороться с брыкающейся неразрезной задней осью. Зато когда я съехал на проселок, то сразу понял, насколько жесткой, с явной защитой от перегруза сделана его подвеска. Пробить ее почти нереально. Зато уж и трясет машину при этом немилосердно. Понятно, почему максимальную скорость принудительно ограничили 180 км/ч – уже после 140 км/ч явно видно, что «Шевроле» идет на пределе возможностей.
По технике здесь тоже нет никаких откровений. Все особенности грузовой модели, равно как и идентичное оформление передней части салона, достались и пассажирской версии. К примеру, переход с заднего на полный привод, а также включение понижающего ряда на обеих моделях осуществляется не рычагами, а поворотом выключателя на центральном тоннеле.
Вообще, для машины такого непритязательного уровня «Трейлблейзер» оснащен весьма неплохо. Базовая версия лишена в основном лишь различной электроники – систем стабилизации, «противобукса», у нее кондиционер взамен климат-контроля, водительское сиденье придется подгонять под себя вручную, кресла отделаны тканью, а не кожей. Но все недостающее можно получить уже в следующей и последней комплектации LTZ.
Пять плюс два
Еще одно кардинальное отличие от предыдущего американского «Трейлблейзера» – семь мест в стандартной комплектации. Правда, если во втором ряду места с избытком (здесь создатели, пожалуй, не соврали, назвав свое детище самым вместительным в классе), то про третий диванчик так не скажешь. Ноги мои тут же уперлись в спинку среднего ряда, а голова уткнулась в потолок. Хотя, возможно, пассажирам, чей рост ниже 180 см, там будет вполне сносно.
Трансформация салона устроена без затей. Сложить второй и третий ряды сможет не только ребенок, но и вообще неграмотный: одно движение, и перед вами ровный пол. Правда, расположен он довольно высоко. А что вы хотите – рама…
В задней части багажника, под полом, предусмотрен специальный ящичек с вырезами для размещения снятой шторки. Первый раз замечаю такую заботу. Н-да, это не Америка, это Африка… Здесь (как, впрочем, и в некоторых других странах, где будут продавать «Трейлблейзер») все, что вне машины оставлено хоть на минуту, приобретает способность к исчезновению. Правда, в скользких пластмассовых внутренностях этого ящичка-подполья любая другая вещь на каждом повороте начинает летать со страшным грохотом.
Но все это неважно. Можно пережить. Главное, сколько это стоит? В России цена на «Трейлблейзер», видимо, будет начинаться с 1,5 млн рублей. Много это или мало? Ответить непросто. Главный конкурент «Паджеро-Спорт» чуть дешевле – 1,3–1,6 млн, а оснащение у них практически совпадает. Да, «японец» бывает только 5-местным, а «Шевроле» сразу предложит 7 мест. Однако у «Мицубиси» куда более продвинутая многорежимная трансмиссия с постоянным полным приводом, тогда как у новичка всего лишь подключаемые передние колеса – по нынешним временам это явный минус.
Помним и любим
«Шевроле-Трейлблейзер» появился на американском рынке в 2001 году как замена просто «Блейзеру» и, в отличие от последнего, предлагался только в 5-дверном кузове с интегрированной рамой. У машины была рядная «шестерка» рабочим объемом 4,2 литра и мощностью 291 л. с. и 5,3-литровый V8 в 302 силы. Покупатель также мог выбрать задний привод, полный с автоматически подключаемым передним мостом и классическую полноприводную схему с ручным выбором режимов, включая понижающий ряд. Именно в последнем варианте «Трейлблейзер» с 2002 года поставляли в Россию, а позже его сборку наладили на калининградском «Автоторе».