- Кроссовер или универсал повышенной проходимости: в чем разница и что лучше?
- Как делают УПП?
- Чем отличается УПП от кроссовера?
- Что общего между УПП и кроссоверами?
- Что покупать за сопоставимые деньги?
- Что купить – универсал или кроссовер? Аргументы за и против
- Почему полноприводный универсал лучше кроссовера?
- В чём кроссовер и полноприводный универсал похожи?
- Почему полноприводный универсал лучше кроссовера?
Кроссовер или универсал повышенной проходимости: в чем разница и что лучше?
«Лучшая альтернатива сопоставимому по цене кроссоверу!» — таков был наш вердикт по итогам недавнего теста Skoda Octavia Scout. А теперь Kolesa.Ru решили разобраться досконально, что лучше взять за сопоставимую сумму: универсал повышенной проходимости (наподобие «Скаута») или кроссовер? Ответ не столь однозначен, как кажется на первый взгляд.
Как делают УПП?
«Рецепт», по которому создавались самые первые универсалы повышенной проходимости Subaru Outback и Audi Allroad, остается актуальным по сию пору. За основу берется обычный легковой универсал (в случае с первым «Аутбэком» — 5-дверный Legacy, в случае с «Олроуд» — модель A6 Avant), устанавливается полноприводная трансмиссия, увеличивается клиренс, усиливается подвеска, а по низу кузова навешивается защитная «юбка» из неокрашенного пластика.
В наши дни сегмент универсалов повышенной проходимости значительно расширился, причем ценовая планка для входа в него постоянно снижается. Подобные машины создаются не только на основе моделей среднего класса и бизнес-класса. У «Шкоды», например, выходит уже второе поколение модели Octavia Scout, и даже АвтоВАЗ вот-вот выпустит свой первый УПП: Kalina Cross. Есть на рынке и хэтчбеки повышенной проходимости. Типичные примеры: Renault Sandero Stepway и Skoda Fabia Scout.
Ну а в сегменте больших «внедорожных» универсалов царствуют признанные лидеры класса: Subaru Outback (ныне в продаже уже четвертое поколение модели), Audi A6 Allroad, примкнувший к ним в 2000 году Volvo XC70. Выпускают подобные модели и Volkswagen с Opel: Passat Alltrack и Insignia Country Tourer соответственно.
Чем отличается УПП от кроссовера?
Самый наглядный ответ на этот вопрос дает приведенная ниже схема.
Вверху и в середине — классический кроссовер Volkswagen Tiguan, внизу — фольксвагеновский же универсал повышенной проходимости Passat Alltrack. Дорожный просвет впечатляющий у обоих: 190 мм у «внедорожного» Пассата, все 200 мм у Тигуана.
Однако есть одно «но»: взгляните на углы въезда и съезда и размеры колесной базы у обоих. На той горке, которую ходом «возьмет» Tiguan, Alltrack с вероятностью в 90% спасует: либо заехать на склон не сможет, либо сядет на «брюхо» на вершине. Геометрическая проходимость — вот, что обеспечивает кроссоверам более уверенное поведение там, где кончаются ровные дороги!
Другие (для кого-то не менее важные!) отличия лежат в иной плоскости. На асфальте, особенно на извилистых дорожках, универсалы повышенной проходимости управляются, как правило, лучше классических кроссоверов. Причина — в законах физики. Точнее, в невозможности их обмануть.
Дорожный просвет у всех SUV большой, кузов — высокий. Как следствие — высоким становится и центр тяжести. Что негативно сказывается на управляемости. Конечно, конструкторы с этим борются, как могут. И, как правило, идут самым легким путем: «зажимают» подвеску. В итоге автомобиль воспринимается жестким на ходу, и приходится «кланяться» каждой колдобине. Спрашивается, зачем тогда вообще кроссовер.
Еще один немаловажный момент — грузопассажирские возможности. Здесь преимущество универсалов повышенной проходимости заключается в их кузове. Все они, как мы уже выяснили, строятся на основе обычных универсалов (читай: чемпионов по вместимости багажника среди легковушек всех типов). Среднеразмерным кроссоверам до них по этому показателю далеко. Есть, правда, большие 7-местные кроссоверы со складным третьим рядом, но они и стоят раза в полтора дороже…
Что общего между УПП и кроссоверами?
И кроссоверы, и универсалы повышенной проходимости оснащаются современными полноприводными трансмиссиями, здорово помогающими на зимней дороге и летом в непогоду. Клиренс и у тех, и у других — на зависть владельцам даже самых «высоких» легковушек. «Непробиваемая» энергоемкая подвеска считается признаком хорошего тона и в том, и в другом классе. Мощный двигатель, выдающий к тому же солидный крутящий момент, подразумевается, как говорится, по умолчанию.
Что покупать за сопоставимые деньги?
Полноприводные кроссоверы и универсалы повышенной вместимости в сопоставимых версиях (коробка-«автомат» плюс богатое оснащение) на российском рынке стоят сравнимых денег: 1,2–1,5 млн рублей в зависимости от мощности и комплектации. Что выбрать?
Ваш выбор – кроссовер, если:
- внедорожные возможности автомобиля вы используете по максимуму (ставите внедорожную, пусть и универсальную, резину, блокируете межколесный дифференциал или муфту, точно понимая, когда именно это необходимо);
- часто выезжаете на природу, в том числе зимой, зная, что местные дороги чистят от случая к случаю;
- вам нужен вместительный багажник, но не максимально вместительный из возможных.
Вам стоит обратить внимание на универсалы повышенной вместимости, если:
- вы цените отточенную управляемость;
- у вас нет необходимости «штурмовать» серьезное бездорожье;
- вы будете по максимуму использовать грузопассажирские возможности автомобиля.
Что купить – универсал или кроссовер? Аргументы за и против
Современный покупатель все чаще покупает конкретный автомобиль не потому, что знаком с его техническими особенностями, а просто потому, что ему понравилась красная машинка. При этом он может не знать, какой у нее привод, передний или задний. Звучит обидно, но обижаться не стоит. Лучше попытаемся выделить плюсы и минусы таких популярных автомобилей как универсалы и кроссоверы. А уж что в итоге решит покупатель – его дело.
Универсалы – достоинства
Универсал – это вместительный комфортный автомобиль. Его багажник больше, а масса ниже, чем у аналогичного кроссовера – этому способствует облегченная конструкция кузова. Как правило, в универсалах можно устанавливать и дополнительные сиденья. Центр тяжести универсалов расположен ниже, чем у кроссоверов, на дороге они устойчивее. Низкая посадка и небольшой клиренс, а также меньшее, по сравнению с кроссовером, поперечное сечение кузова улучшают аэродинамику, снижая при этом потребление топлива по сравнению с кроссовером примерно на два-три литра. Заметим, что шины универсала обычно имеют более низкий, чем у кроссовера, профиль, что снижает сопротивление качения и также улучшает экономичность.
При желании можно приобрести и полноприводный универсал, если есть такая потребность. При этом такая машина будет стоить меньше аналогичного кроссовера.
Универсалы – недостатки
Главный недостаток – сегодня такие кузова немодны. Их часто считают средствами передвижения для пенсионеров и прочих домохозяек. Универсалы не обладают высокой «кроссоверной» посадкой, которая многим представляется достоинством. По проходимости они уступают кроссоверам, по обзорности тоже. А относительно длинный, по сравнению с кроссовером, кузов, затрудняет парковку в стесненных городских условиях. Меньший клиренс затрудняет перемещение по загородным дорогам и шоссе с высокой колейностью.
Кроссоверы – преимущества
Главное достоинство кроссоверов очевидно: эти кузова сегодня в тренде. Дескать, купил кроссовер – идешь в ногу со временем. При этом внешность кроссоверов сегодня хорошо проработана – по привлекательности они переигрывают универсалы.
Высокая посадка водителя обеспечивает хорошую видимость, снижая число мертвых зон. При этом водителя, сидящего высоко, реже слепят неотрегулированные фары встречного транспорта.
Дорожный просвет кроссоверов выше, чем у универсалов, а потому вне ровного асфальта они имеют преимущество. То же касается езды в зимнее время. Кроме того, повышенный клиренс снижает опасность соприкосновения бамперами и порогами с бордюрами. На дорогах с высокой колейностью такие машины также имеют преимущество перед универсалами.
Кроссоверы – недостатки
На бездорожье очень быстро выясняется, что термин «паркетник» возник не случайно. В первую очередь это касается моноприводных машин – никакие это не проходимцы.
Цена кроссоверов существенно выше, чем у универсалов. Мало того, стоимость их эксплуатации заметно выше. В первую очередь это почувствуется при визите на АЗС: более тяжелая и габаритная машина потребляет больше топлива, чем универсал с меньшим поперечным сечением кузова. Шины имеют более высокий профиль по сравнению с универсалами, а потому их сопротивления качения выше.
Почему полноприводный универсал лучше кроссовера?
Многие автолюбители считают, что кроссовер это отличный вместительный автомобиль для бездорожья и плохих погодных условий. Однако современные универсалы повышенной проходимости по факту более комфортабельны и удобны для длительных семейных поездок. И если не нужно штурмовать лесные дороги в зимнюю пору, то лучше приобрести универсал.
Чтобы сравнить качества разных моделей и сделать осознанный выбор, исходя из собственного опыта, лучше всего обратиться в прокат автомобилей. Только личные ощущения от поездки позволят купить действительно подходящий вариант.
В чём кроссовер и полноприводный универсал похожи?
Обе модели имеют современные полноприводные трансмиссии. Таким образом, автомобиль прекрасно управляется и в дождливый день, и в зимнюю стужу. Для кроссовера и универсала повышенной проходимости не страшны снежные заносы, ямы, ветки на дороге и т.п. Высокий клиренс, энергоёмкая подвеска и мощный двигатель – вот общие достоинства двух моделей.
Почему полноприводный универсал лучше кроссовера?
На самом деле, нельзя утверждать на все 100%, что универсал повышенной проходимости лучше кроссовера. Кроссовер идеально подходит для людей, которые часто ездят по бездорожью и испытывают свой автомобиль в экстремально сложных условиях.
Универсалы же больше подходят для семейного отдыха. Максимальные грузопассажирские возможности, идеальная управляемость при любой погоде и потрясающий комфорт внутри салона – вот плюсы полноприводного универсала с высоким клиренсом. Да и багажник у него значительно вместительнее, чем у кроссовера.
Водители универсалов повышенной проходимости отмечают, что автомобиль сохраняет отличную устойчивость на поворотах. Кроме того, сегодня на подобные универсалы устанавливаются более мощные моторы, чем на кроссоверы аналогичной ценовой категории.
Многие автолюбители жалуются, что на городских дорогах кроссоверу не хватает динамики, да и внутренняя отделка салона имеет более низкое качество, чем у универсала повышенной проходимости похожей стоимости. Кроме того, салон универсала более просторный и комфортный.
Конечно, если выделить крупную сумму на покупку автомобиля, то можно взять и современный внедорожник, оснащённый инновационными технологиями. Однако если сравнивать в определённой ценовой категории, то универсал оказывается лучше по многим параметрам.
Подводя итоги, можно сказать, что универсал повышенной проходимости – это идеальный семейный вариант для путешествий по небольшому бездорожью.