Диагностика систем топливных баков с помощью модуля диагностики течи (DMTL)
Описание ситуации: С 1994 МГ все модели в исполнении для США оснащаются диагностируемой системой, которая проверяет систему подачи топлива (KVA) на герметичность.
Негерметичность в системе KVA ведет к повышенному выбросу вредных веществ и по американскому законодательству подлежит немедленному устранению. Водитель информируется об этом с помощью контрольной лампы «Service Engine Soon».
Системы для проверки течи это системы топливных баков с насосом диагностики течи топливного бака (LDP) и модулем диагностики течи топливного бака (DMTL), основные различия систем приведены в таблице 1.
LDP DMTL
Мембранный насос Пластинчатый насос
Требуется вакуумный трубопровод для управления мембраной Проверка герметичности путем создания избыточного давления
Распознавание течи от Ц 1 мм Распознавание течи от Ц 0,5 мм
Поиск течи на баке с помощью внешнего подвода давления Поиск течи на баке с помощью тест-блока или сервисной функции
Рис. 1: Блок-схема проверки герметичности
А Детали, к которым подводится давление 10 ЭБУ DME
1 Бак 11 Клапан вентиляции топливного бака
2 Топливный насос 12 Подводящий трубопровод
3 Расширительный бачок 13 Возвратный трубопровод
4 Фильтр с активированным углем 14 Электромагнитный клапан в DMTL
5 Топливный фильтр с регулятором давления 15 Пылеулавливающий фильтр
6 Распределительная магистраль 16 Трубка вентиляции при заправке
7 Впускной коллектор 17 Трубопровод вентиляции топливного бака I
8 Крышка наливной горловины 18 Трубопровод вентиляции топливного бака II
9 LDP / DMTL 19 Трубопровод вентиляции топливного бака III
1. Проверка герметичности с помощью насоса диагностики течи топливного бака (LDP)
На автомобилях в исполнении для США устанавливаются запорный клапан фильтра из активированного угля и датчик давления в топливном баке. С помощью этих компонентов функция диагностики системы вентиляции топливного бака, выполняемая блоком управления DME, в состоянии распознавать течи >1 мм в баке и системе вентиляции топливного бака.
В этой системе для определения течи в баке создается разрежение. С 1998 МГ (США 05/1997) система проверки герметичности путем создания разрежения заменена системой проверки герметичности путем создания избыточного давления.
Это разрежение или избыточное давление создается насосом диагностики течи топливного бака (LDP), который привинчен на фильтре с активированным углем, и составляет прим. 25 гПа. Диагностика течи длится прим. 100 с (зависит от автомобиля) и выполняется примерно после каждого пуска холодного двигателя. Новым является также воздушный фильтр, который устанавливается на входе LDP.
Очень сильное загрязнение этого фильтра может привести к возникновению проблем при заправке автомобиля. Диагностика системы в целом (топливный контур, насос диагностики течи топливного бака и геркон) обеспечивается.
1.1 Описание работы функции диагностики течи
При выполнении диагностики течи блок управления DME активизирует электромагнитный клапан в модуле LDP. Разрежение во впускном коллекторе может достичь только верхней камеры насоса (6, рис. 2) и оттянуть мембрану (7, рис. 2) вверх против сопротивления пружины (3, рис. 2).
Рис. 2: Насос диагностики течи топливного бака (LDP)
1 Вакуумный клапан 8 Соединение с атмосферой через фильтр
2 Соединение с разрежением во впускном коллекторе 9 Клапан Откр./Закр. (механический)
3 Пружина 10 Всасывающий клапан
4 Соединение к фильтру с активированным углем 11 Напорный клапан
5 Геркон 12 Катушка электромагнитного клапана
6 Верхняя камера насоса 13 Электрические разъемы
7 Мембрана
Когда мембрана (7, рис. 2) оттягивается вверх, под ней появляется разрежение (всасывающее действие). При колебаниях мембраны с помощью всасывающего/напорного клапанов в системе вентиляции топливного бака создается давление прим. 25 гПа, которое действует в пространстве от AKF до пробки топливного бака. Частота колебаний мембраны измеряется герконом (5, рис. 2). Принцип диагностики течи под давлением основывается на измерении необходимой частоты подкачки насоса диагностики течи топливного бака:
Этот метод проверки позволяет распознавать течи в системе питания уже от >0,5 мм, что является значительным улучшением с точки зрения охраны окружающей среды.
Критерий запуска Условия запуска
Двигатель Выкл.
Последнее время простоя двигателя > 5 ч
Продолжительность текущей поездки > 10 мин
Уровень заполнения бака > 15 % и < 85 %
Температура окружающей среды > 4 Аи < 35 А
Высота над уровнем моря
Напряжение аккумуляторной батареи > 11,0 В и < 14,5 В
Таблица 2: Условия запуска диагностики
2.1 Описание работы диагностического модуля проверки течи топливного бака
Если условия запуска, приведенные в таблице 2, выполнены, то DMTL автоматически запускает измерение течи бака (Диагностика OBD).
Собственно измерение течи бака состоит из двух этапов: измерение опорной течи иизмерение течи бака .
2.1.1 Измерение опорной течи
Во время измерения опорной течи пластинчатый насос нагнетает воздух через так называемую опорную течь (Ц 0,5 мм).
На насосе измеряется величина потребляемого тока, которая далее служит в качестве величины опорного тока. Величина потребляемого тока насоса составляет от 20 до 30 мА.
Этот первый процесс происходит исключительно внутри DMTL и не затрагивает других компонентов. Этот этап служит также для самодиагностики DMTL.
Если величина тока для измерения опорной течи выходит за пределы допустимых отклонений, то DMTL распознается как неисправный, и указанное в таблице 3 сообщение о неисправности заносится в DME как внутренняя неисправность DMTL .
Версия DME Изготовитель Неисправность (открытым текстом)
MS43 Siemens 142 «Неисправность модуля DMTL»
MS45 Siemens 27CD «Неисправность модуля DMTL»
MSV70 Siemens 2A17 «Неисправность системы DMTL»
MSV80 Siemens 2A17 «Неисправность системы DMTL»
MSD80 Siemens 2A17 «Неисправность системы DMTL»
ME9.2.2 Bosch 2A17 «Неисправность системы DMTL»
MED9.2.2 Bosch 2A17 «Неисправность системы DMTL»
ME9.2.3 Bosch 2A17 «Неисправность системы DMTL»
MSS65 Siemens / BMW 2776 «Насос DMTL»
Таблица 3: Внутренняя неисправность DMTL при измерении опорной протечки
2.1.2 Измерение течи бака
На рисунке 1 показаны детали системы KVA, на которые подается давление.
При измерении течи бака на детали системы KVA подается давление.
- Внутренний электромагнитный клапан в DMTL (14, рис. 1) перекрывает трубопровод соединения с атмосферой
При измерении течи бака измеряется величина потребляемого насосом тока. Алгоритм в блоке управления DME сравнивает величину потребляемого тока при измерении опорной протечки и при измерении течи бака.
Если величина потребляемого тока при измерении течи бака ниже, чем при измерении опорной протечки, то система подачи топлива (KVA) распознается как негерметичная. Обнаружена течь от >0,5 мм и в DME записывается неисправность.
Версия DME
(двигатель) Незначительная течь
> 0,5 мм
(Неисправность открытым текстом)
Сильная течь
> 1,0 мм
(Неисправность открытым текстом)
MS43 8F «Диагностика течи топливного бака с DMTL»
MS45 27CC «DMTL: течь
MSV70 2A16 «Ничтожная течь» 2A15 «Незначительная течь»
MSV80 2A16 «Ничтожная течь» 2A15 «Незначительная течь»
MSD80 2A16 «Ничтожная течь» 2A15 «Незначительная течь»
ME9.2.2 2A16 «Ничтожная течь» 2A15 «Незначительная течь»
MED9.2.2 2A16 «Ничтожная течь» 2A15 «Незначительная течь»
ME9.2.3 2A16 «Ничтожная течь» 2A15 «Незначительная течь»
MSS65 27C3 «DMTL: распознавание протечки» 2779 «DMTL: распознавание протечки»
Таблица 4: Неисправность при измерении течи бака
Если во время диагностики происходит заправка топливом, то диагностика прерывается.
Если неисправности, приведенные в таблицах 2 и 3, определяются два раза подряд, то в DME производится соответствующая запись. Контрольная лампа «Service Engine Soon» загорается и указывается водителю на необходимость обратиться на СТОА для диагностики или поиска течи.
Очень часто неисправности, связанные с обнаружением течи бака, записываются при неправильно установленной (неправильно закрытой) пробке топливного бака.
Чтобы указать водителю на необходимость проверки пробки топливного бака, была введена функция «Check Filler Cap» или «Check Gas Cap» .
3. Функция Check Filler Cap/Check Gas Cap
Функция Check Filler Cap/Check Gas Cap это указание водителю на случай, если после заправки топливом была неправильно установлена/закрыта пробка топливного бака.
Обычно эта функция вызывается после каждого процесса заправки и в комбинации приборов показывается предупреждающее сообщение. Таким образом, водителю дается возможность правильно закрыть пробку топливного бака, прежде чем начнется проверка герметичности системы.
Важным отличием этой функции от проверки герметичности OBD II является то, что при CFC/CGC контрольная лампа MIL (или контрольная лампа «Service Engine Soon») не загорается.
Рис. 3:
Контрольная лампа «Check Filler Cap».
Используется с сентября 2001 г.
Рис. 4:
Контрольная лампа «Check Gas Cap I».
Используется с сентября 2003 г.
Рис. 5:
Контрольная лампа «Check Gas Cap II».
Используется с сентября 2004 г.
Действия: Случай 1. Внутренняя неисправность DMTL (см. таблицу 3)
Если в ЗУ записана внутренняя неисправность DMTL, то следует действовать следующим образом:
1. Стереть информацию в ЗУ неисправностей
2. Проверить, что пробка топливного бака установлена правильно
- Автомобиль в целом
- Трансмиссия
- Система управления двигателем
- Проверка системы топливного бака
Если после этого тест-блока в ЗУ снова записана неисправность, то DMTL необходимо заменить, см. руководство по ремонту RA 16 13 015 .
Ни в коем случае не открывать DMTL!
При монтаже не использовать смазку для облегчения скольжения.
После замены DMTL стереть коды неисправностей и еще раз выполнить указанный выше тест-блок.
Если ремонт выполнен надлежащим образом, то выполнение тест-блока не приведет к записи неисправности.
Если после замены DMTL система распознается как негерметичная, то с большой долей вероятности негерметичность наступила вследствие замены.
Рекомендуется выполнять указанный выше тест-блок после любых ремонтных работ в системе подачи топлива.
Случай 2. Неисправность при распознавании течи бака (см. таблицу 4)
Неисправность при распознавании течи бака указывает на негерметичность системы подачи топлива или неправильное закрытие пробки топливного бака.
- косо или неправильно установлена пробка топливного бака
- пробка топливного бака завинчена не до упора («упор» можно распознать по хорошо слышимому щелчку)
По перечисленным выше картинам неисправности см. также Сервисную информацию SI 16 02 99 (501) .
Если в ЗУ записана неисправность при распознавании течи бака, то следует действовать следующим образом:
1. Стереть информацию в ЗУ неисправностей
2. Проверить, что пробка топливного бака установлена правильно
- Автомобиль в целом
- Трансмиссия
- Система управления двигателем
- Диагностика системы
- Проверка системы DMTL
Затраты в связи с перечисленными выше причинами не являются следствием технических недостатков системы, и поэтому не могут быть компенсированы по гарантии.
Если система подачи топлива распознается как негерметичная, то необходимо выполнитьпоиск течи бака .
Случай 3. Поиск течи бака
Поиск течи бака описывается в руководстве по ремонту RA 16 00 510 .
При выполнении сервисной функции «Активизация насоса DMTL» внутренний электромагнитный клапан в DMTL (14, рис. 2) перекрывает трубопровод соединения с атмосферой и после этого активизируется насос DMTL.
Таким образом, система подачи топлива становится закрытой и создается давление.
Теперь течь может быть обнаружена с помощью прибора для поиска течи.
1. В системах с DMTL не допускается внешняя подача давления , так как в этом случае клапан DMTL не закрыт и распознавание течи будет происходить в любом случае.
2. При указанной выше сервисной функции насос DMTL работает без перерываприм. 15 мин . После этого насос DMTL отключается блоком управления DME. При необходимости тест-блок может быть выполнен повторно после короткого времени ожидания.
- Пробка топливного бака установлена косо или завинчена не до упора
(8, рис. 2)
- Негерметичность левого или правого датчика уровня топлива (заменить уплотнительное кольцо)
- Место соединения между заливной горловиной и баком
- Места соединений трубки вентиляции при заправке или трубопроводов вентиляции топливного бака I и II (16, 17, 18, рис. 2)
Маловероятные, но возможные места негерметичности:
- Электромагнитный клапан DMTL
- Клапан вентиляции топливного бака
- Место соединения между DMTL и фильтром с активированным углем (19, рис. 2)
- Предохранительный клапан в пробке топливного бака
Если ранее в системе подачи топлива выполнялись ремонтные работы, то негерметичность, скорее всего, возникла на участке ремонта.
1. Предохранительный клапан в пробке топливного бака может проверяться только согласно руководству по ремонту RA 16 11 130 .
2. При негерметичности сопряжения между пробкой топливного бака и заливной горловиной необходимо заменить и пробку топливного бака, и заливную горловину.
Случай 4. Приборы для поиска течи