4.1.17 Мультиплексная сеть (CAN)
Применявшееся ранее кабельное соединение отдельных электрических и электронных устройств (стандартное кабельное соединение) обуславливает прямое соединение каждого блока управления со всеми датчиками и исполнительными элементами, от которых данный блок получал измеренные значения или которыми он управлял. При определенных обстоятельствах это может привести к чрезмерной длине или дублированию кабельных линий. По сравнению со стандартной кабельной разводкой шина данных обеспечивает следующие преимущества.
1. Провода от датчиков необходимо провести только к ближайшему блоку управления, который преобразовывает измеренные значения в пакет данных и передает его на шину данных CAN.
В этом случае управлять сервомеханизмом может какой-либо другой блок управления, который по шине данных CAN получает соответствующий пакет данных и на его основе рассчитывает значение управляющего воздействия на сервомеханизм.
2. Сигналы с одного датчика (например, с датчика температуры охлаждающей жидкости) могут быть использованы различными системами.
3. Улучшение возможностей диагностирования. Так как сигналы с одного датчика (напр., сигнал скорости) используются различными системами, то в случае, если сообщение о неисправности выдают все использующие данный сигнал системы, неисправным является, как правило, датчик или блок управления, обрабатывающий его сигналы. Если сообщение о неисправности поступает только от одной системы, хотя данный сигнал используется и другими системами, то причина неисправности, чаще всего, заключена в обрабатывающем блоке управления или сервомеханизме.
4. Высокая скорость передачи данных -до 1 Мбит/с при макс, длине линии 40 м (в настоящее время на а/м Mercedes Benz не используется). Скорость передачи данных на а/м Mercedes Benz составляет от 83 Кбит/с до 500 Кбит/с.
5. Несколько сообщений могут поочередно передаваться по одной и той же линии.
В обычном режиме передачи пакеты данных имеют следующие конфигурации блоков (фреймы) (см. рис. MS 2.093).
— Блок данных сообщения служит для передачи сообщений по шине данных CAN (например, температура охлаждающей жидкости).
— Блок данных запроса служит для запроса сообщений по шине данных CAN из другого блока управления.
— Блок данных ошибки служит для уведомления всех подключенных блоков управления о том, что возникла ошибка, и последнее сообщение по шине данных CAN является недействительным.
Протокол шины данных CAN поддерживает два различных формата фреймов сообщения по шине данных CAN, которые различаются только по длине идентификатора:
В настоящее время на Daimler Chrysler используется только стандартный формат.
Пакет данных для передачи сообщений по шине данных CAN состоит из семи последовательных полей.
Начало блока данных: маркирует начало сообщения (стартовый бит) и синхронизирует все модули.
— Поле идентификации: это поле состоит из идентификатора (идентификатор адреса) в 11 бит, 1 контрольного бита и запроса) (Remote Transmission Request-Bit). Этот контрольный бит маркирует пакет как Data Frame (блок данных сообщения) или как Remote Frame (блок данных запроса) без собственно сообщения.
Поле управления: (6 бит) содержит IDE (управляющие биты) бит (Identifier Extension Bit) для распознавания стандартного и расширенного формата, резервный бит для последующих расширений и — в последних 4 битах — количество байтов данных, заложенных в поле данных.
— Поле данных: может содержать от 0 до 8 байт (от 0 до 64 бит) данных. Сообщение по шине данных CAN длиной 0 байт используется для синхронизации распределенных процессов.
— Контрольное поле: CRC (Cyclic-Redundancy-Check Field) содержит 16 бит и служит для контрольного распознавания ошибок при передаче.
— Поле подтверждения приема поле АСК (Acknowledgement Field) содержит сигнал подтверждения от блоков-приемников о получении безошибочных сообщений по шине данных CAN.
Конец блока данных: маркирует конец пакета данных.
— Интервал между блоками данных:
разделяет блоки данных во времени и должен содержать не менее 3 битов. После этого любой блок управления может передавать следующий пакет данных.
Состояние покоя: если ни один блок управления не передает сообщений (режим покоя), то шина данных CAN остается в режиме покоя до передачи следующего пакета данных.
2.3 Шина CAN/Расположение блоков управления
На типе 169 устанавливается блок центрального интерфейса (ZGW). Назначением этого блока является управление обменом данными между шинами CAN. Одновременно он выполняет диагностику различных блоков управления подключенных к шинам CAN.
Центральный интерфейс (N93) находится на передней стойке в ногах у водителя.
Функции блока управления Центрального интерфейса ZGW (N93)
CAN Распределитель потенциалов
X30/4 Штекерный разъем распределителя потенциалов (CAN) справа
Расположен в ногах пассажира под вещевым ящиком справа от блока SAM (N10)
X63/4 Штекерное соединение адаптера шины CAN, 2-полюсное
Штекерное соединение находится в ногах пассажира на передней стойке
X30/7 Штекерный разъем распределителя потенциалов (CAN)
Расположен в ногах пассажира под вещевым ящиком слева от блока SAM (N10)
Распределитель потенциалов CAN является соединением между шинами CAN
Диагностический разъем X11/4, как и ранее, расположен в ногах у водителя.