Toyota RAV4 XA30 — Не работают стоп-сигналы
Toyota RAV4, улучшенной комплектации, в кузове ACA33, 2010 года выпуска приехала к нам с проблемой — не горят фонари стоп-сигнала.
Автомобиль оснащён светодиодными стоп-сигналами по обоим бортам, а также дополнительным светодиодным фонарём по центру и ни один из них не светился.
На панели приборов зажёгся индикатор неисправности в антиблокировочной системе тормозов и курсовой устойчивости ABS/VSC, поэтому для начала было решено подключить сканер и считать коды ошибок, которые могли указать направление ремонту.
C1380 — Неисправность реле управления стоп-сигналами
- При получении сигнала работы системы помощи при подъеме по склону от ЭБУ системы противоскольжения контакт реле замыкается и включается стоп-сигнал.
Условие обнаружения (любое из условий):
- При напряжении на контакте IG1 от 10 до 14 В и уровне ON (ВКЛ) на выходе реле управления стоп-сигналами (STPO) сигнал не подается на контакт STP2 в течение не менее 5 с.
- При напряжении на контакте IG1 от 10 до 14 В и уровне OFF (ВЫКЛ) на выходе реле управления стоп-сигналами (STPO) сигнал на контакте STP в течение не менее 5 с отличается от входного сигнала на контакте STP2.
- Предохранитель STOP
- Жгут или разъём
- Реле BRK Relay
- Реле управления стоп-сигналами
- Электромагнитный клапан главного цилиндра (ЭБУ системы противоскольжения)
Toyota RAV4 XA30 — Схема включения стоп-сигналов и поиск неисправности
Ну что же, возможные неисправные участки известны, осталось определить «слабое звено» в этой цепочке.
Открываю электросхему автомобиля и в процессе поиска неисправности, начинаю двигаться от простого к сложному . Проверил предохранитель «STOP» — исправен.
Далее проверяю реле «BRK Relay» (Brake Relay), в некоторых источниках его называют «STOP LP» (Stop Lamp). Назначение — включение стоп-сигналов по запросу системы помощи при подъеме по склону, но об этом чуть позже.
Тут достаточно проверить то, что реле присутствует на своём месте, что оно 5-контактное и что его замкнутые контакты действительно замкнуты. С реле «BRK Relay» — всё в порядке.
Двигаюсь дальше — проверяю лягушку, она же «Stop Lamp SW» (Stop Lamp Switch) — Выключатель стоп-сигнала определяет факт нажатия на педаль тормоза.
Нажимаю педаль тормоза — если индикатор на кнопке поменял свой цвет, приглашая запустить двигатель. Или для автомобилей с замком зажигания, при включении зажигания и нажатии на тормоз, ручка селектора АКПП разблокируется — то выключатель стоп-сигнала исправен.
Ну а для пущей уверенности, можно прилечь на водительский порог и проверить выключатель, прибором. «Stop Lamp SW» — исправен.
Следующим элементом цепи, для проверки, было «Stop Light Control Relay» — Реле управления стоп-сигналами. Глядя в электрическую схему, определяю его местоположение.
Где-то в районе перчаточного ящика, иначе говоря, за бардачком )) Скидываю бардачок и смотрю влево .
. а вот и оно. Снимаю разъём, вооружаюсь мультиметром, выбираю режим измерения напряжения и проверяю сигналы на контактах разъёма. При отсутствии мультиметра, подойдёт и обычная 12В контролька.
По-идее, к этому реле, логичнее лезть в самом начале поиска причины подобной неисправности. Тут можно сразу определить и работоспособность выключателя стоп-сигналов (контакт 2 — «STP») и целостность предохранителя (контакт 6 — «+B»), ну и естественно исправность проводки и даже реле.
- Замыкаем 2 и 8 контакты, нажимаем педаль тормоза — стопы загорелись, значит предохранитель «STOP», выключатель «Stop Lamp SW» и реле «BRK Relay» целые.
- Если стопы не загорелись, замыкаем 6 и 8 контакты — стопы горят, значит неисправен «Stop Lamp SW», либо провода — стопы не горят, значит проверяем предохранитель «STOP», реле «BRK Relay» и опять же провода.
. в общем как-то так, один из вариантов ремонта. Ещё один вариант, из официального руководства по ремонту, будет дальше. Ну а продолжая эту историю — проблема оказалась в реле управления стоп-сигналами .
Stop Light Control Relay — Ремонт или покупка
Перед тем как вскрыть коробочку и приступить к ремонту, зашёл в каталог запчастей и посмотрел стоимость неисправной детали, чтобы разобраться в целесообразности дальнейшего погружения к сути проблемы.
Размеры детали, с номером 895A0-46020, оказались несоизмеримы с её стоимостью )) Более того несмотря на, приличный по содержанию, список автомобилей, в которых применяется это реле:
- Toyota Alphard / Toyota Vellfire
- Toyota Corolla
- Toyota Harrier
- Toyota Mark X
- Toyota Noah / Toyota Voxy
- Toyota Previa
- Toyota Prius
- Toyota Raum
- Toyota RAV4
- Toyota Sienna
- Toyota Verso
- Lexus GX400 / Lexus GX460
. в магазинах нашего города, в наличии его не было, а в ожидании доставки, ездить без стоп-сигналов небезопасно. Поэтому решил копнуть глубже.
Разобрал корпус реле, внутри увидел плату с горсткой электронных элементов. По сути, это был электронный переключатель/ключ, собранный на МОП-транзисторе (MOSFET), предположительно компании Renesas, с маркировкой RJE0614.
Изучение схемотехники этого реле, вскрыло факт сгнивших переходов между слоями печатной платы.
Весьма нехитрый ремонт — припаял перемычку из провода, вместо дорожки на плате и «Stop Light Control Relay» снова функционирует. Стоп-сигналы засветились, код неисправности C1380 удалился из блока управления тормозной системой.
Код неисправности С1380 — алгоритм поиска из руководства по ремонту
Теперь, как и обещал, вариант поиска причины этой же неисправности, но при условии, что я работаю у официального дилера Toyota и пользуюсь алгоритмами руководства по ремонту.
К коду неисправности C1380, прилагается вот такая электросхема. Для более лучшей визуализации шагов ремонта, я немного разукрасил её .
- 1. Проверьте работу стоп-сигналов. Убедитесь, что при нажатии педали тормоза стоп-сигналы включаются, а при отпускании – гаснут. [НЕТ] стоп-сигналы не включаются
- 2. Проверьте напряжение и сопротивление на контактах +B и GND. [ДА] напряжение присутствует, сопротивление в порядке.
- 3. Проверьте напряжение на контакте STP. [ДА] напряжение присутствует.
Казалось бы, не плохое же начало, вот здесь, как будто немного дожать и можно дефектовать злополучное реле )) но нет, открываем капот .
- 4. Проверьте реле Stop LP. [ДА] реле исправно
- 5. Проверьте жгут проводов между реле управления стоп-сигналами и реле Stop LP. [ДА] жгут проводов не повреждён
- 6. Проверьте напряжение на контакте питания стоп-сигналов. Педаль тормоза нажата 8—14 вольт. Педаль тормоза отпущена, менее 1.5 вольт. [НЕТ] напряжение отсутствует
Ну и последний шаг. Внутрь реле у дилеров вряд ли кто-то полезет, поэтому .
Заключение — Взгляд на всё это со стороны и под другим углом
В качестве заключения к статье, немного рассуждений о двух вопросах . ПЕРВЫЙ — это «Зачем надо было устанавливать дополнительное реле на включение стоп-сигналов?», ведь если внимательно посмотреть электрическую схему, можно увидеть сноску:
- *3 : Before Aug. 2008 Production Except Europe. Before Dec. 2008 Production Europe.
- *4 : From Aug. 2008 Production Except Europe. From Dec. 2008 Production Europe.
Которая говорит о том, что до 2008 года, «Stop Light Control Relay» отсутствовало вовсе.
Думаю дополнительное реле появилось после внедрения в автомобиль систем HAC и DAC и появление дополнительного реле было реализацией развязки событий «включения стоп-сигналов водителем» и «включение стоп-сигналов ЭБУ тормозной системы».
Кстати, одной из опций автомобиля, о котором шёл рассказ выше, является Hill Assist Control (HAC) With (+DAC for CVT).
- Hill Assist Control — Система помощи при трогании автомобиля с места на подъеме. При выполнении трогания на подъём, система поддерживает давление в рабочих тормозных цилиндрах, чтобы кратковременно удержать автомобиль от скатывания назад.
- Во время работы этой системы блок управления системой ABS/VSC отдает (через реле включения) команду на включение стоп-сигналов, на включение мигающего режима сигнализатора проскальзывания колес в панели приборов и на однократное включение зуммера в панели приборов.
- DownHill Assist Control — Система помощи при движении под уклон. Данная функция применяется при движении под крутой уклон, когда одного торможения двигателем оказывается недостаточно для эффективного замедления. Эта система обеспечивает высокую устойчивость автомобиля при спуске по скользкой дороге без блокирования колес.
- Во время работы системы DAC, блок управления антиблокировочной/противобуксовочной системой отдает команду реле стоп-сигнала на включение стоп-сигнала и панели приборов на включение мигающего режима сигнализатора скольжения.
Получается, что когда водитель нажимает педаль тормоза, сигнал на фонари идёт через «Stop Light Control Relay» и замкнутые контакты «BRK Relay» .
В момент же, когда в автомобиле работают вспомогательные системы HAC и DAC, активация стоп-сигналов происходит ЭБУ ABS/VSC и только лишь через реле «BRK Relay» .
ВТОРОЙ вопрос который возник у меня после ремонта — «Почему MOSFET?», как ни крути, а обычное реле стоило бы дешевле. И тут, кроме напрашивающегося ответа, мол «полупроводники уже давно и широким шагом идут с нами по жизни», есть ещё один вариант.
Возможно, инженерную мысль разработчиков Toyota, повело в сторону безопасности электрической цепи автомобиля. Потому как согласно документации компании Renesas, серия МОП-транзисторов, используемых в «Stop Light Control Relay», обладает такими свойствами как:
- Высокая устойчивость к короткому замыканию
- Встроенная схема отключения при перегреве
- Встроенная схема ограничения тока
Записаться на ремонт и задать вопросы по данному материалу, вы можете на странице Контакты.