BMW X5 серии E53 был первым многоцелевым автомобилем (SUV), выпущенным мюнхенским брендом. Высокий и грозный силуэт привел в восторг подавляющее большинство потенциальных покупателей в 1999 году. Автомобиль плавно соединил в себе агрессивный характер и роскошь с достойными внедорожными возможностями. Разработанный в то время, когда Land Rover еще принадлежал BMW, X5 получил многие внедорожные компоненты от ранее разработанного Range Rover. Механика и электроника были взяты от легковой модели 5 Series E39.
История создания X5 E53 уходит корнями в начало 1990-х годов, когда Крис Бэнгл (дизайнер, прославившийся своими неоднозначными дизайнерскими решениями в 21 веке) подготовил первые эскизы внедорожника. В то время он работал в дизайнерском бюро BMW в США. В итоге на 70% эти чертежи не были изменены, и автомобиль в значительной степени основывается на них. Снова вспоминая о союзе с Range Rover, стоит отметить, что двухсекционная задняя дверь почти полностью заимствована у британского автомобиля. Однако автомобили должны были отличаться по характеру — X5 должен был быть наполнен спортивными эмоциями (и дизайнерами удалось этого добиться). Автомобиль хоть и обладает мягкими линиями, всё же есть несколько острых линий. Они не дают забыть, что это BMW.
Автомобиль, собранный на заводе в Грире (Южная Каролина), имел размеры 4666 мм в длину, 1872 мм в ширину и 1715 мм в высоту, поэтому полный комплект пассажиров путешествовал с исключительным комфортом. Оснащение было на очень достойном уровне (интерьер был в значительной степени скопирован без изменений с легкового автомобиля E39 5-й серии). Легко найти X5, оснащенный кожаной обивкой, двухзонным кондиционером, полным электроприводом окон и сидений, люком, легкосплавными дисками, подогревом сидений, 8 подушками безопасности, системами курсовой устойчивости (с ABS и контролем тяги на высшем уровне), CD-чейнджером и даже спутниковой навигацией или DVD-плеером.
В 2004 году автомобиль подвергся фейслифтингу, основные изменения коснулись фар, нового полного привода и обновленной линейки двигателей.
X5 E53 оснащался шестью двигателями. Бензиновую гамму открывал двигатель 3.0i, генерирующий 231 л.с. Более топовыми моделями были версии V8: 4.4i предлагал 286 л.с., 4.6is (разработанный M GmbH) — 347 л.с. и 4.8is — 360 л.с. Это позволило автомобилю весом 2275 кг разгоняться до 100 км/ч за 6,1 секунды и достигать скорости 250 км/ч, что сделало X5 с этим двигателем в свое время самым быстрым внедорожником в мире.
Дизели были представлены агрегатами с обозначением 3.0d. В первой версии этот агрегат развивал 184 л.с., а после доработок — 218 л.с. Мощность каждого двигателя передавалась на все колеса через механическую 5- или 6-ступенчатую коробку передач или 5-ступенчатый автомат. Интересной вариацией X5 E53 был вариант LM, под капотом которого располагался 750-сильный двигатель V12. Внешне неотличимый автомобиль смог преодолеть Нюрбургринг за 7:50, что было на одном уровне с BMW M3 CSL и быстрее, чем Lamborghini Gallardo LP 560-4.
Производимая на американском заводе (и некоторое время в Толуке, Мексика), модель сходила с конвейера до 2006 года, когда ее сменило второе поколение X5, заводское кодовое название E70.
Плюсы: — привлекательный дизайн даже спустя много лет после своего дебюта — щедрое стандартное оборудование — огромное пространство для пассажиров
Минусы: — высокие эксплуатационные расходы — восприимчивость к боковым порывам на больших скоростях