- ЭБУ Нивы Шевроле. Что лучше Bosch или Январь?
- Назначение ЭБУ
- Модели ЭБУ Нивы Шевроле
- Неисправности ЭБУ
- Сравнение устройств
- Bosch
- «Январь»
- ЭБУ Шевроле Нива – неисправности и способы самостоятельного ремонта
- Причины выхода из строя ЭБУ автомобиля Chevrolet Niva
- Где находится ЭБУ Шевроле Нива – видео
- Как самостоятельно диагностировать неисправность ЭБУ Chevrolet Niva.
- Неисправность ЭБУ автомобиля Chevrolet Niva можно диагностировать по следующим признакам
- Как заменить ЭБУ в автомобиле Chevrolet Niva своими руками — пошаговая инструкция.
- Видео: Стоит ли прошивать ЭБУ Шевроле Нива
ЭБУ Нивы Шевроле. Что лучше Bosch или Январь?
Назначение ЭБУ Нивы Шевроле имеет глобальный характер. Его трудно переоценить, но и объяснить двумя словами тоже невозможно. Практически каждый современный автомобиль, как и его предшественник, колесивший по автодорогам несколько десятилетий назад, принципиально состоит из двух систем. Механика представлена узлами и механизмами и предназначена для обеспечения силовой тяги, а также передачи ее к ведущим колесам. Электроника предназначена для жизнеобеспечения бортового оборудования. Но если раньше эти две системы функционировали обособленно, то сегодня они рассматриваются единым целым, так как управление механическими процессами практически полностью передано компьютеру.
Назначение ЭБУ
ЭБУ является аббревиатурой от полного названия «электронный блок управления». В лексиконе автолюбителей часто упоминается, как «Контроллер» или ЭСУД (электронная система управления двигателем). Устройство реализует прямую и обратную связь с основными узлами автомобиля. ЭБУ получает информацию от определенных датчиков, обрабатывает ее с помощью программного обеспечения и выдает команды управления исполнителям, которыми являются системы подачи топлива, впрыска топлива, зажигания.
Помимо этого, компьютер ведет непрерывную диагностику работы всех систем с последующей записью в специальном журнале обнаруженных ошибок. Имея определенное оборудование, мастер считывает эти ошибки и расшифровывает их.
Модели ЭБУ Нивы Шевроле
Отметим, что одновременно несколько компаний специализируются на производстве контроллеров, в том числе, для двигателей российских автомобилей. Прежде всего, это компания Bosch. Электроникой Bosch в вариациях модификаций оснащены все автомобили Шевроле Нива. Модификация зависит от года выпуска и класса экологии ТС. За основу взят контроллер BOSCH MP7.0. На его основе был разработан более усовершенствованный ЭБУ – BOSCH M7.9.7+, который удовлетворял условиям «Евро-3» и даже «Евро-4».
Существуют устройства отечественных производителей. Одновременно три российские компании занимались производством блоков управления для двигателей ВАЗ. Это компания «АВТЭЛ», «Итэлма» и «ЭЛКАР». Владельцам Шевроле Нива известны контролеры ЭЛКАР. Такие модели, как «Январь 7.2» и «М73» часто использовались для проведения ЧИП-тюнинга автомобилей.
Несмотря на некое разнообразие контролеров, а также прошивок (ПО) к ним, все ЭБУ выполняют одинаковую функцию. В Ниве Шевроле от датчиков поступает сигнал о режиме работы коленчатого вала, количестве поглощаемого воздуха, температуре теплоносителя, состоянии дроссельной заслонки, составе выхлопных газов. Команды от ЭСУД управляют работой бензонасоса, форсунок, управляют распределением зажигания, регулируют холостой ход, включают при необходимости вентилятор охлаждения.
Неисправности ЭБУ
Все поломки, связанные с контролером, диагностируются только с помощью специального оборудования. Выделяют несколько причин возникновения неисправностей, которые по статистике считаются наиболее вероятными.
- Некорректная работа с электропроводкой (самостоятельный ремонт, установка сигнализации).
- «Прикуривание» другого автомобиля.
- Проведение работ с использованием электросварки при подключенном аккумуляторе.
- Несоблюдение полярности при установке аккумулятора.
- Отключение аккумулятора при работающем двигателе.
Сравнение устройств
Среди автовладельцев ходит термин “смена прошивки”. Разберемся подробнее, что происходит при попытке поменять «мозги» на Шевроле Нива. Все тюнинговые работы условно разделим на две категории. Первые подразумевают смену программного обеспечения без изменения в самом блоке управления. Здесь все просто, ведь это программное обеспечение разработано непосредственно производителем. В более поздних версиях устраняются ошибки, усовершенствуется адаптирование компьютера к действиям водителя. Чтобы сменить ПО, потребуется под рукой ноутбук, кабель с переходником и соответствующее ПО на компьютере.
Другое дело – полная замена ЭБУ. Первым делом проанализируем ситуацию и укажем причины, подталкивающие владельца к подобному шагу.
- Выход из строя контролера.
- Невозможность установить желаемое ПО.
- Желание улучшить динамические показатели.
- Желание снизить расход топлива.
Так как технические характеристики компьютера сложны по сути, то автовладельцы сравнивают их функционал чисто субъективно. При этом единого мнения не сформировывается. Одни говорят, что смена блока привела к положительным изменениям, другие не согласны с этим, а третьи ничего не заметили. Тем не менее, по отзывам формируются некоторые представления о работе контролеров.
Bosch
ЭБУ Bosch устанавливается на все модификации Шевроле Нива. Имеется несколько прошивок, которые автозавод использовал, в зависимости от года выпуска автомобиля. За время эксплуатации Бош получил признание, как надежное устройство, работающее по усредненным параметрам. В этом и заключается особенность этого девайса. Система способна адаптироваться под действия водителя. Компьютер анализирует режим работы двигателя после некоторого пробега, а затем рассчитывает определенные усредненные параметры, разрабатывая персональную программу. В этом есть большой плюс. Но не каждый с этим плюсом готов согласиться. При попытке поменять прошивку часто сталкиваются с тем, что компьютер будет использовать не ее алгоритм, а конкретно свою адаптированную модель. Вот почему многие пользователи говорят, что Bosch «не шьется».
«Январь»
ЭБУ «Январь», как и «М73», быстрее отзывается на изменение программного обеспечения. После подобных экспериментов проявляется адекватная реакция на педаль акселератора, изменение расхода топлива (в зависимости от программы), увеличение мощности в определенном диапазоне частот. Из минусов отмечают невозможность работы двигателя при отсутствии сигнала с ДМРВ и некоторых других датчиков. Бош же при этом переводит двигатель в аварийный режим. Двигатель будет работать с рядом ограничений, но машину можно отогнать в ближайший автосервис.
Еще раз отметим, что после перепрошивки не всегда можно наблюдать ожидаемый результат, поэтому подобные операции лучше проводить в специализированном сервисе.
ЭБУ Шевроле Нива – неисправности и способы самостоятельного ремонта
Электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля Chevrolet Niva является очень важным элементом оборудования, и его неисправность может привести к нарушению работы всей системы. Являясь «мозговым центром» всей системы, ЭБУ отвечает за все процессы, поэтому если микропроцессор поврежден, трансмиссия, система зарядки, система контроля выбросов и т.д. могут работать неправильно.
Причины выхода из строя ЭБУ автомобиля Chevrolet Niva
ЭБУ автомобиля Chevrolet Niva может выйти из строя по ряду причин, в том числе
- Неквалифицированное вмешательство в электрическую систему автомобиля, например, если он оборудован системой сигнализации.
- Запуск стартера при снятой силовой шине.
- Тушение сигареты в автомобиле с работающим двигателем
- Контакт электродов с датчиками или самим ЭБУ во время сварки
- Изменение полярности батареи
- Попадание воды в ЭБУ, ЭБУ
- Отсоединение клемм аккумулятора при работающем двигателе
- Неисправные катушки зажигания, дебюторы и т.д.
Диагностика ЭБУ Chevrolet Niva заключается в считывании ошибок, записанных в памяти контроллера. Для считывания ошибок требуется специальное оборудование, например, компьютер или кабель со специальными K-образными проводами. В качестве альтернативы можно использовать бортовой компьютер с возможностью считывания ошибок ЭБУ.
Где находится ЭБУ Шевроле Нива – видео
Как самостоятельно диагностировать неисправность ЭБУ Chevrolet Niva.
Если сканер обнаружит любой из диагностических кодов, модуль управления неисправен и его необходимо заменить. Однако для подтверждения неисправности ЭБУ необходимо провести дополнительную диагностику (тесты).
Для этих испытаний используется специальная таблица неисправностей. Вводя исходные данные и сравнивая их с нормальными значениями, отслеживаются любые неисправности, возникающие в блоке управления.
Если ЭБУ не отвечает или отвечает неправильно, необходимо заменить блок управления. Однако при диагностике неисправности следует быть очень внимательным. Автомеханики, как правило, сообщают о неисправности бортового компьютера, если причина неисправности других систем не очевидна.
ЭБУ являются дорогими и сложными компонентами, поэтому для их замены должна быть веская причина.
Неисправность ЭБУ автомобиля Chevrolet Niva можно диагностировать по следующим признакам
- Отсутствие управляющих сигналов от исполнительных механизмов, таких как инжекторы, зажигание, бензонасос, клапаны и механизм холостого хода
- Нет ответа от системы управления плунжером, датчика температуры или датчика положения дроссельной заслонки.
- Отсутствие связи с диагностическим отделением
- Внешние повреждения (сгоревшие радиоэлементы или полупроводники)
Если что-то из этого звучит знакомо и ЭБУ вашего Chevrolet Niva неисправен, его следует заменить как можно скорее.
Как заменить ЭБУ в автомобиле Chevrolet Niva своими руками — пошаговая инструкция.
Предохранитель системы управления двигателем находится в блоке предохранителей и реле системы управления, установленном на задней крышке блока управления, под приборной панелью перед пассажирским сиденьем. вам понадобится гаечный ключ 10 мм (желательно торцевой).
Чтобы заменить ЭБУ на автомобиле Chevrolet Niva, выполните следующие действия
- Открутите гайку, фиксирующую крышку контроллера, и снимите крышку.
- Снимите крышку блока предохранителей и реле
- Выкрутите винты с обеих сторон, которые крепят контроллер и блок предохранителей/реле к передней панели.
- Потяните контроллер в сторону от передней панели, ослабьте две гайки, крепящие блок к контроллеру, и отделите контроллер от блока.
- Вытяните зажимы на разъеме жгута проводов и отсоедините разъем от контроллера.
- Установите контроллер, блок предохранителей и реле в порядке, обратном снятию.