Особенности конструкции АБС автомобиля Шевроле Нива
Антиблокировочная система тормозов является частью рабочей тормозной системы автомобиля и предназначена для автоматического регулирования степени проскальзывания колес в направлении их вращения во время торможения за счет изменения давления тормозной жидкости в рабочих тормозных цилиндрах с целью предотвращения потери управляемости и устойчивости автомобиля и повышения эффективности торможения.
АБС также выполняет функции распределения тормозных сил по осям автомобиля и распределения тормозных сил по бортам автомобиля при торможении в повороте.
АБС состоит из следующих основных узлов:
— двух датчиков скорости передних колес;
— двух датчиков скорости задних колес;
— двух роторов передних колес. Ротор переднего колеса входит в состав наружного шарнира;
— двух роторов задних колес. Ротор заднего колеса входит в состав полуоси;
Гидроагрегат конструктивно состоит из электронного блока управления и гидромодулятора, содержащего электромагнитные клапаны, возвратный насос и электродвигатель возвратного насоса.
Датчики скорости колес вырабатывают сигналы о скорости каждого колеса автомобиля, которые передаются в электронный блок управления гидроагрегата.
В основу работы колесных датчиков положен принцип электромагнитной индукции.
При вращении колеса мимо датчика проходят зубцы и впадины специального ротора и наводят в обмотке датчика электрический сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса и количеству зубцов на роторе.
Электронный блок управления производит логическую обработку сигналов о скорости колес и, в зависимости от их состояния (чрезмерное ускорение или замедление колеса), направляет управляющие команды к гидромодулятору.
Гидромодулятор по полученным командам, включая или отключая электромагнитные клапаны, снижает, повышает или удерживает постоянным давление тормозной жидкости в колесных тормозных цилиндрах, обеспечивая тем самым оптимальное регулирование тормозных сил.
При снижении давления излишняя тормозная жидкость перекачивается возвратным насосом в главный тормозной цилиндр.
Принципиальная схема АБС приведена на рисунке
Назначение контактов разъема гидроагрегата:
1 — Клемма «+» АКБ. Напряжение питания ЭВН гидроагрегата.
3 — Выход на лампу диагностики электронного распределения тормозных сил.
4 — Входной сигнал переднего правого ДСК.
8 — Входной сигнал переднего левого ДСК.
13 — «Масса». Общий провод питания ЭВН гидроагрегата.
16 — Напряжение питания переднего правого ДСК.
17 — Напряжение питания заднего правого ДСК.
18 — Входной сигнал заднего левого ДСК.
19 — Напряжение питания переднего левого ДСК.
25 — Клемма «+» АКБ. Напряжение питания ЭМК гидроагрегата.
27 — Выход на лампу диагностики антиблокировочной системы тормозов.
28 — Клеммы «15» выключателя зажигания. Напряжение питания ЭБУ ГА.
29 — Входной сигнал заднего правого ДСК.
30 — Вход от выключателя сигнала торможения.
31 — Напряжение питания заднего левого ДСК.
38 — «Масса». Общий провод питания ЭМК и ЭБУ гидроагрегата.
Диагностика АБС
Контрольная лампа антиблокировочной системы тормозов (АБС) загорается на короткое время желтым светом при включении зажигания.
Это свидетельствует о выполнении самотестирования и работоспособности лампы индикации.
— лампа не загорается при включении зажигания, загорается и не гаснет, загорается во время движения, в системе возможно наличие неисправностей.
Загорание лампы АБС, за исключением самотестирования при включении зажигания, свидетельствует о неработоспособности АБС. При этом работа гидравлического привода тормозов не нарушается, но тормоза в автомобиле будут работать так, как если бы АБС в автомобиле не было.
Контрольная лампа электронного распределения тормозных сил загорается на короткое время красным светом при включении зажигания одновременно с лампой АБС. Это свидетельствует о выполнении самотестирования системы и работоспособности лампы индикации.
— лампа не загорается при включении зажигания, загорается и не гаснет, загорается во время движения, в системе возможно наличие неисправностей.
Загорание лампы электронного распределения тормозных сил всегда происходит одновременно с контрольной лампой АБС.
Одновременное загорание лампы АБС и лампы электронного распределения тормозных сил, за исключением самотестирования при включении зажигания, свидетельствует об отказе всех функций АБС.
Для просмотра кодов неисправностей и параметров АБС используется диагностический прибор ДСТ-2, 10,12 с соответствующей прошивкой.
Перечень кодов неисправностей АБС, отображаемых диагностическим прибором:
С0035 — Неисправность датчика скорости переднего левого колеса
С0040 — Неисправность датчика скорости переднего правого колеса
С0045 — Неисправность датчика скорости заднего левого колеса
С0050 — Неисправность датчика скорости заднего правого колеса
С0060 — Неисправность цепи впускного клапана переднего левого колеса
С0065 — Неисправность цепи выпускного клапана переднего левого колеса
С0070 — Неисправность цепи впускного клапана переднего правого колеса
С0075 — Неисправность цепи выпускного клапана переднего правого колеса
С0080 — Неисправность цепи впускного клапана заднего левого колеса
С0085 — Неисправность цепи выпускного клапана заднего левого колеса
С0090 — Неисправность цепи впускного клапана заднего правого колеса
С0095 — Неисправность цепи выпускного клапана заднего правого колеса
С0110 — Неисправность цепи мотора помпы гидромодуля
С0121 — Неисправность цепи реле клапанов
С0161 — Неисправность цепи переключателя тормозов
С0245 — Ошибка частоты датчика скорости колеса
С0800 — Неисправность цепи питания устройства
С0640 — Некорректно запрограммирована информация в EEPROM или дефектна ячейка EEPROM
При обнаружении кодов неисправностей С0035, С0040, С0045 и С0050 проверьте электрические цепи к соответствующему ДСК на обрыв и замыкание, проверьте напряжение питания соответствующего ДСК (U пит ДСК ≥ 0,8 U пит ЭБУ).
При обнаружении кода неисправности С0110 проверьте напряжение питания на контакте 1 колодки жгута к гидроагрегату.
При обнаружении кода неисправности С0121 проверьте напряжение питания на контакте 25 колодки жгута к гидроагрегату.
При обнаружении кода неисправности С0161 проверьте электрическую цепь к выключателю сигнала торможения на обрыв и замыкание.
На контакте 30 колодки жгута к гидроагрегату должно быть:
входное напряжение низкого уровня не более 0,3 U пит;
входное напряжение высокого уровня не менее 0,8 U пит.
При обнаружении кода неисправности С0245 проверьте надежность крепления ДСК и зазоры между ДСК и ротором.
Зазор между датчиком скорости переднего колеса и зубцами ротора переднего колеса должен быть 0,72-1,33 мм.
Зазор между датчиком скорости заднего колеса и зубцами ротора заднего колеса должен быть 0,13-1,12 мм.
При обнаружении кода неисправности С0800 проверьте напряжение питания на контакте 28 колодки жгута к гидроагрегату. Оно должно быть в пределах (10-16) В.
При обнаружении кодов неисправностей С0060, С0065, С0070, С0075, С0080, С0085, С0090, С0095, С0550, замените гидроагрегат.
Неисправность, соответствующая коду С0640, не является критической. В случае ее возникновения допускается дальнейшая эксплуатация автомобиля.
Блок предохранителей АБС
Блок предохранителей АБС находится в моторном отсеке на кронштейне рядом с аккумулятором
40А – Электродвигатель возвратного насоса гидроагрегата АБС
25 А – Электромагнитные клапаны гидроагрегата АБС
5А – Электронный блок управления гидроагрегата АБС
Чтобы поменять предохранители, отжимаем фиксатор крышки блока предохранителей АБС
Открываем крышку блока и заменяем предохранитель