- Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога
- Определяем амортизационную группу легкового авто
- Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов
- ОКОФ: 310.29.10.4 — Средства автотранспортные грузовые
- Уточняющие коды
- Схема
- Комментарии
- ОКОФ: код 310.29.10.42.111
- Подгруппировки
- Амортизационные группы
- Переходные ключи
Купили автомобиль: Определяем класс машины для амортизации и расчета транспортного налога
Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией. Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога. Поэтому уделим этому вопросу особое внимание. О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем.
Определяем амортизационную группу легкового авто
Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.
Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных автомобилей с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.
Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).
Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@). А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.
К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.
В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК)). Правда, есть и противоположные судебные решения (Постановление 11 ААС от 24.02.2011 по делу N А72-6500/2010).
Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.
Дело в том, что само Методическое руководство не было нигде ни зарегистрировано, ни опубликовано. А следовательно, не может устанавливать какие-то правила игры.
Амортизационные группы для грузовых машин и автобусов
Для автобусов и грузовиков все зависит исключительно от их технических характеристик.
Вид транспортного средства
Срок полезного
использования
Свыше 3 лет до 5
лет включительно
Длиной свыше 7,5 м до 16,5 м
включительно
Свыше 5 лет до 7
лет включительно
Особо большие — длиной свыше
16,5 м до 24 м включительно
Свыше 7 лет до 10
лет включительно
Грузовик грузоподъемностью
до 0,5 т
Свыше 3 лет до 5
лет включительно
Грузовики общего назначения
грузоподъемностью свыше 5 т
Свыше 7 лет до 10
лет включительно
Иные автомобили: грузовые,
дорожные тягачи для
полуприцепов (автомобили
общего назначения: бортовые,
фургоны, автомобили-тягачи;
автомобили-самосвалы)
Свыше 5 лет до 7
лет включительно
При выборе группы амортизации важно правильно определить вид транспортного средства. Эту информацию прежде всего надо искать в строках 2 — 4 паспорта транспортного средства (ПТС) (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1).
Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это «3», то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть. К примеру, просто написано «Mercedes-Benz Actros». Тогда надо смотреть на строки 3 и 4.
Примечание
Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузо-пассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т.д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.
Иногда из строк 2 или 3 следует, что автомобиль не легковой (грузовой, автобус, специальный и т.п.), а в строке 4 ПТС стоит категория «В». Некоторые бухгалтеры считают, что такая категория означает, что автомобиль легковой. Ведь для его управления требуются обычные права! Некоторым организациям удавалось в суде отстоять такую позицию. К примеру, однажды суд счел автомобили легковыми лишь потому, что в их ПТС была указана категория «В» (Постановление ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/17115-10). Но это редкость. Категория «В» у транспортного средства вовсе не означает, что перед нами легковой автомобиль. На что прямо указывают другие суды (Постановления ФАС СКО от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122; ФАС УО от 24.11.2011 N Ф09-7735/11). Кстати, Минфин, ссылаясь на одно из Определений ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-11908/09), прямо указывает, что ГАЗ-2705 («Газель-Бизнес») относится к категории грузовых автомобилей (несмотря на то, что в строке 4 ПТС таких машин указана именно категория «В») (Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251).
И все эти споры далеко не праздные. Как вы, наверное, знаете, тип транспортного средства очень важен и при расчете транспортного налога. Так, при одинаковой мощности двигателя, к примеру от 100 до 150 лошадиных сил, базовая ставка для легковушки — 3,5 руб. на 1 лошадиную силу, для автобуса — 5 руб/л. с., для грузовика — 4 руб/л. с. (Пункт 1 ст. 361 НК РФ).
Примечание
Базовые ставки транспортного налога могут быть увеличены или уменьшены законом субъекта РФ (но не более чем в 10 раз) (Пункт 2 ст. 361 НК РФ).
В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й. Если же вторая цифра — «2», то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе.
Внимание! Тип транспортного средства напрямую влияет не только на срок его полезного использования, но и на величину транспортного налога.
Кстати, специалисты налоговых органов не прочь поиграть с законом, разворачивая его то в одну, то в другую сторону, в зависимости от того, что им выгодно в конкретной ситуации. Так, требуя транспортный налог с владельцев спорных «Газелей» и «Соболей», они будут настаивать на том, что эти машины не имеют никакого отношения к легковым. Однако, когда инспекторы проверяли производителя тех же машин, они стали доказывать обратное. И не случайно — только при продаже легковых автомобилей нужно платить акциз. Инспекция доначислила ООО «Автозавод «ГАЗ» акцизы и НДС, сочтя легковыми проданные автомобили марок ГАЗ-2217, 22171, 22177, 221717, 3221, 32217. Однако суды не поддержали налоговую службу (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2010 по делу N А56-7511/2010). Они рекомендовали смотреть на тип автомобиля (на вторую цифру модели). А раз она «2», то перед нами не легковой автомобиль, а автобус.
Если в ПТС вы по каким-то причинам не можете найти четкой информации о том, какой же тип у вашего ТС, это можно рассматривать как неустранимую неясность, которая должна трактоваться в вашу пользу (Пункт 7 ст. 3 НК РФ). Но бывает гораздо проще все же прояснить обстановку, направив запрос производителю (его представителю) или в ГИБДД.
Этот запрос можно составить в произвольной форме. К примеру, можете воспользоваться приведенным ниже шаблоном.
Как только вы введете в эксплуатацию свой автомобиль, вы можете списать амортизационную премию на косвенные расходы в налоговом учете. Радует то, что ограничение для такой премии по всем автомобилям одинаковое: она не может быть более 30% (Пункт 9 ст. 258 НК РФ). Хотя бы в этом вопросе у вас не будет сомнений.
ОКОФ: 310.29.10.4 — Средства автотранспортные грузовые
Код 310.29.10.4 включён в классификацию основных средств:
Группа | Раздел | Сроки амортизации | Примечание |
---|---|---|---|
Четвертая группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно | автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) |
Поиск записи классификатора по коду:
Уточняющие коды
Запись в классификаторе с кодом 310.29.10.4 содержит 2 уточняющих (дочерних) кода.
Схема
Схема иерархии в классификаторе ОКОФ для кода 310.29.10.4:
310.29.10.4 — Средства автотранспортные грузовые (текущий уровень)
310.29.10.41, 310.29.10.42 (2 кода)
Комментарии
По коду 310.29.10.4 классификатора ОКОФ пока нет комментариев пользователей.
Оставьте комментарий, если 1) у вас есть дополнительная информация по коду классификатора, 2) заметили ошибки и неточности, 3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.
Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Материалы сайта носят справочный характер, предназначены только для ознакомления и не являются точными копиями официальных документов.
© 2012-2023 classifikators.ru — общероссийские классификаторы: расшифровка, описание, коды.
ОКОФ: код 310.29.10.42.111
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.10.42.111
Наименование: Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т
Дочерних элементов: 0
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 3
Подгруппировки
Группировка 310.29.10.42.111 в ОКОФ является конечной и не содержит подгруппировок.
Амортизационные группы
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.42.111 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно |
Переходные ключи
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
ОКОФ ОК 013-94 | ОКОФ ОК 013-2014 | ||
---|---|---|---|
Код | Наименование | Код | Наименование |
153410191 | Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т | 310.29.10.42.111 | Автосамосвалы с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 |
153410192 | Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 до 1,5 т | ||
153410193 | Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 1,5 до 3,0 т |
Дата актуализации классификатора: 24.08.2023
Официальный источник данных: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
ОКФС ОК 013-2014 (СНС 2008) — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском
© okof2.ru июль 2017 — сентябрь 2023