Удивительная история самого передового нашего двигателя
ЗМЗ-402 способен «питаться» низкокачественным бензином и работать с перегрузкой. Неудивительно, что этот двигатель родом из 1956 пережил больше десятка моделей. И его делают до сих пор.
Передовая конструкция
Агрегат разрабатывали для новой Волги ГАЗ-М21 середины 50-х. Он должен был сменить нижнеклапанный агрегат Победы, созданный еще в начале 1940-х.
Двигатель ГАЗ-21 вобрал в себя лучшие технические решения инженеров ЗМЗ и ГАЗ. Его конструкция по праву считалась передовой. А показатели, на фоне европейских аналогов, выглядели вполне прилично.
Мотор был полностью алюминиевый 4-цилиндровый верхнеклапанный с нижним распредвалом. При рабочем объеме 2,45 л (диаметр цилиндра и ход поршня 92х92 мм) и степени сжатия 6,7 он развивал 70 л.с.
Но к старту Волги ГАЗ-М21 агрегат не поспел. На первые машины монтировали старые нижнеклапанные агрегаты, но с увеличенным до 2,4 л объемом. Но с 1957-го на Волги ставили уже только новые моторы ГАЗ-21.
Не копия! Оригинал!
Двигатель ГАЗ-21 – первый в истории советского автопрома конструктивно оригинальный мотор. Его не копировали ни с одного из зарубежных аналогов. Хотя передовой западный опыт, конечно, использовали.
Рекордсмен по форсировке
Вслед за 70-сильным вариантом в серию пошел двигатель 21Д со степенью сжатия 7,15, мощностью 75 л.с., рассчитанный на 76-й бензин. А на экспорт уже в 1960-е делали 80-сильную и даже 85-сильную версии мотора со степенью сжатия 7,65.
В конце 1960-х под новую Волгу ГАЗ-24 создали модернизированные двигатели семейства ЗМЗ-24. Базовый мотор все того же объема — 2,45 л, но со степенью сжатия 8,2 и рассчитанный на 93-й бензин, выдавал уже 95 л.с.
После модернизации семейство двигателей делали уже под именем ЗМЗ-402. Мощность базового агрегата с новым карбюратором подняли до 100 л.с. В 1978 году для номенклатурной Волги ГАЗ-3102 разработали модификацию с форкамерно-факельным зажиганием — ЗМЗ-4022. Этот мотор при степени сжатия 8,0 развивал 102 л.с.
Еще в 1978-м разработали ЗМЗ-4024 с системой впрыска топлива, степенью сжатия 8,2 и мощностью уже и 110-115, а потом — и 119 л.с. Правда, тогда впрысковые версии в серию не пошли.
Делали три завода, использовали четыре
Первый производитель двигателей этого семейства – ГАЗ. Затем выпуск передали на новый Заволжский моторный завод, где и создавали все последующие модификации.
Там же в конце 1950-х начали выпуск 70-сильной модификации УАЗ-451 для ульяновских автомобилей одноименного семейства.
С 1968 года производство таких моторов развернули поблизости от УАЗа — на Ульяновском Моторном Заводе (УМЗ). Его продукцию ставили на внедорожник УАЗ-469 и на все бесчисленные модификации «буханок» и «головастиков» семейства УАЗ-452.
Поскольку мотор объемом 2,45 л был единственным в СССР такого класса, его устанавливали на автомобили четырех заводов в разных уголках Союза. На УАЗы, Волги, потом на Газели и Соболи в Горьком, на латышские микроавтобусы РАФ моделей 977 и 2203, на все армянские ЕрАЗы.
Еще пол-литра!
Практически одновременно заволжский и ульяновский заводы разработали модификации двигателей рабочим объем 2,9 л, увеличив диаметр цилиндров (100х92 мм). Мощность, в зависимости от степени сжатия, возросла до 98-108 л.с. В Заволжье семейство ЗМЗ-410 объемом 2,9 л проектировали для Волги. Но на нее-то, как раз, такие моторы серийно не ставили.
Зато подобные агрегаты массово устанавливали на УАЗы, Газели и Соболи. Последние версии, которые на нижегородские грузовики монтировали еще недавно, были уже с системой впрыска и мощностью 108 л.с.
65 – не возраст
Общее количество выпущенных моторов этого семейства давно перевалило за шесть миллионов! А число моделей автомобилей, на которые ставили такие агрегаты, исчисляется не одним десятком.
Правда, Заволжский моторный завод, выпускавший двигатели ГАЗ-21 с 1960 года, прекратил выпуск этого семейства в 2017-м – через 60 лет после рождения первой версии.
Но ульяновский завод делает двигатели этого семейства до сих пор! Правда, в качестве запчастей. Они необходимы для автомобилей, снятых с производства – от 21-й Волги до УАЗов.
Кстати, многие автомобилисты до сих пор ценят эти агрегаты за простоту, надежность и ремонтопригодность почти в полевых условиях. А во многих уголках нашей огромной страны, это и сегодня – не последние при выборе качества.
4022 двигатель на уаз
Вот есть такой блок, новый грят делали под форкамерные волги. Главное отличие от 402 блока -есть верхняя плита и типа гильзы меньше болтаются. Но пихать туда родные 92 гильзы смысла для козла не много, можно сотые и будет почти 410 двигатель почти потому что блоки мальца разные http://www.gaz3102.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=3759
Может кто сталкивался и есть камни подводные?
. переделать блок 4022, под 100-й поршень можно, память если не изменяет.,за основу берут зиловскую гильзу! если собрать реально полностью мотор 4022 с форкамерным зажиганием,его мощностные характеристики выше 421-го или 410-го)
если собрать реально полностью мотор 4022 с форкамерным зажиганием,его мощностные характеристики выше 421-го или 410-го)
. нет не шутка,с этим мотором знаком как с волги так и на уазе стоял. 4022-й уже с 2500 выдаёт момент 190Нм,при 4500 выше 230 ! данный мотор очень тяговитый,для уаза самое оно! единственный минус т.с это настройка системы питания и зажигания.противном случае при отрицательных температурах,запуск с бубном)
. нет не шутка,с этим мотором знаком как с волги так и на уазе стоял. 4022-й уже с 2500 выдаёт момент 190Нм,при 4500 выше 230 ! данный мотор очень тяговитый,для уаза самое оно! единственный минус т.с это настройка системы питания и зажигания.противном случае при отрицательных температурах,запуск с бубном)
ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники
это уже не шутка, это уже просто бред
значит заводские инженеры при испытаниях идеальных двигателей в идеальных условиях намерили с ЗМЗ 4022 максимум 18,5кгм и 105лс , а какой то Олежик из Тамбова, даже не вдаваясь в подробности как и чем мерил, заявляет 23, да на 4500, ага, конечно! Но Олежику невдомек, что зная момент и обороты можно легко вычислить мощность и опровергнуть его влажные фантазии, а выходит что мощность то будет при этом 144лс, и даже полный профан поймет, что все это брехня. а исходя из заводских параметров момент на 4500 будет 16,7кгм, что вполне себе укладывается в логику изменения момента, если максимум в 18,5 был на 2600.
ну и конечно же 4022 уступает и в мощности и особенно в моменте всем 3л УМЗ и ЗМЗ в одинаковых с ним комплектациях: СЖ под 92-й бензин и «настроенный» выпуск
402.2 лучший среди 402. Главное что после 4500 еще тянет и не сдыхает.
При правильной настройке и не жрет как конь на оборотах.
Сказочники 402.2 и не видели и даже не понимают о чем речь.