Горец III: Toyota Highlander 2011
Многоцелевой автомобиль под названием Highlander у нас знают и ценят – уже в двух поколениях. Правда, по большей части он известен в праворулевом исполнении — как Kluger.
Так или иначе, модель интересная – тем более, что к 2011 модельному году Highlander подвергся «косметической пластике». А может, тойотовский «спорт-хозяйственник» (SUV) модернизирован настолько, что следует говорить о III поколении? В чем именно обновленный «горец» разнится с моделью 2010 года? Присмотримся внимательней.
Безразмерный
Внешне Toyota Highlander 2011 мало отличается от прошлогодней модели. Модернизированный «горец» в общем и целом следует в русле II поколения: Разве что передок доработан – заметно на глаз. Свежее оформление светоблоков, новый дизайн фальшрадиатора… Автомобиль вполне узнаваем, а вместе с тем смотрится импозантно и привлекательно.
Выигрышно выглядит обновленная передняя панель, да и в целом оформление интерьера оставляет еще лучшее впечатление, чем прежде. Изысканная цветовая гамма, качественные материалы отделки: салон «горца» гостеприимен и располагает к дальним поездкам. Highlander задуман как 7-местный «переходник» (хотя он выпускается и в 5-местных исполнениях). Посадка спереди и во 2-м ряду свободная и удобная, тогда как 3-й ряд годится, пожалуй, только для подростков. Разве мало? Пятеро взрослых с детьми – плюс кое-какая поклажа. Причем сиденья 2-го ряда перемещаются вперед-назад – или вовсе складываются «в пол». И кроме прочего, Highlander 2011 отличается интересным приспособлением Center Stow: центральное сиденье во 2-м ряду складывается и открывает удобный доступ в 3-й ряд.
В салоне 10 (десять) «подстаканников» и 4 держателя бутылок, — не говоря уже о бесчисленных «бардачках», ящичках для мелочей, «карманах» и лотках. Повсюду – главное, не забыть, что где оставил. Вместимость багажного отсека при полной посадке по 7 местам невелика – всего-то 290 л (EPA). Однако складные сиденья 2-го и 3-го рядов позволяют, при необходимости, увеличить погрузочное пространство аж до 2700 л. Едва ли не коммерческий фургон! Среднегабаритный «спорт-хозяйственник» практически безразмерной вместимости — с гибко вариабельным внутренним пространством. В «премиальном» классе.
По части информационно-развлекательного и комфортного оснащения Тойота Хайлэндер 2011 заведомо не обижен. Так, в России обновленный «переходник» идет в нескольких комплектациях – вплоть до «люкс». И уже в самой скромной из них числятся «музыка» с проигрывателем MP3 и 6 динамиками, гарнитура Bluetooth, «круиз-контроль», 3-зональный климат-контроль, подогрев передних сидений, датчик дождя и телекамера заднего обзора. А тест-машина в американском исполнении Limited 4WD отличалась, кроме того, кнопкой пуска двигателя, сервомеханизмами регулировки сиденья водителя по 10 направлениям и кожаной обтяжкой «баранки» и рычага АКПП. Среди опций навигация, «премиальная» стерео-система JBL, обивка сидений натуральной кожей и все такое. Что ж, Highlander – удовольствие не из дешевых, и покупатель вправе рассчитывать…
Впечатляет техника безопасности «горца»: фирменная Star Safety System контролирует бортовые средства «активной» защиты. «Пассивная» тоже на уровне: в салоне 7 «подушек» (в том числе коленная для водителя) и «занавески», которые защищают пассажиров при боковом ударе и при опрокидывании автомобиля. Плюс 3-точечные пояса по всем посадочным местам, передние сиденья с «активными» подголовниками… Обновленный Highlander — комфортное и безопасное транспортное средство для большой семьи.
Динамика и управляемость
Выдающимися ходовыми качествами Highlander II не отличался. Так что к обновленной модели обращен законный вопрос насчет держания дороги и управляемости: какой достигнут прогресс? И чтобы получить внятный ответ, американские обозреватели подвергли модернизированного «горца» суровым испытаниям. На тест-полигон выкатили 7-местный Limited 4WD с 3,5-литровой V-образной «шестеркой» — на всесезонных покрышках Toyo A20 Open Country размером 245/55R19. Во всеоружии – с самыми серьезными намерениями.
Для начала по прямой: «премиальной» модели положена неслабая разгонная динамика. Что ж, «горец» нигде не оступился и скорость от нуля до 96,5 км/ч (60 миль) набрал за короткие 7,2 сек. Стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) «спорт-хозяйственник» прошел с места за 15,6 сек.; скорость в конце отрезка – 141,6 км/ч. Превосходно – быстрее, чем Ferrari Mondial 1980 года… Двигатель тянет мощно и ровно, 5-скоростной «автомат» переключается быстро и гладко. Замечательный силовой агрегат – и впечатляющая приемистость массивного многоцелевого автомобиля. На торможении Highlander тоже выглядел неплохо: «клевков» практически нет – и линию «переходник» держит стабильно.
Хотя тормозная дистанция немаленькая: со скорости 96,5 км/ч Highlander остановился на расстоянии 39 м. Причем дистанция сильно зависит от состояния ходовой поверхности – неровности, пыль, влага. Индивидуальная особенность автомобиля.
Ладно, на прямике, — а как «горец» на криволинейных траекториях? Специалисты Toyota Motor немало поработали ради улучшения держания дороги и управляемости многоцелевой модели. И каковы же результаты усилий? Объективные замеры говорят сами за себя. Так, на 60-метровой «круговой площадке» (skid pad) «горец» держал боковое ускорение до 0,74 g. Не сказать, что из рук вон, но вполне посредственно — даже для «переходника» с приподнятым центром тяжести. Сравнимая по классу Acura ZDX показала на skid pad все 0,83 g; выразительная разница.
Другое типовое испытание – «восьмерка MT», которую Highlander прошел за 28,7 сек. Рядом с замечательной Acura ZDX – не блестящее время, но в сопоставлении с предшествующей моделью поведение «горца» на дороге стало значительно лучше. Заруливаешь в поворот, и передок идет именно туда, куда нужно. Но на пределе сцепления резины «спорт-хозяйственник» выказывает ощутимую недостаточную поворачиваемость, которая и ограничивает его возможности в скоростном маневрировании. Рулевой механизм работает аккуратно, однако обратной связи на «баранке» по-прежнему недостает: руль «пустоват». Нет, не «драйверский» автомобиль. У «горца» другие достоинства: вместительность и грузоподъемность. А также способность буксировать тяжелые прицепы – до 2250 кг. Трудно переоценить.
Подвеска массивного «спорт-хозяйственника» настроена довольно мягко — в пользу комфорта. Катится «горец» и в самом деле ровно – во всяком случае, по шоссе с усовершенствованным покрытием. А вот на дорогах второстепенного качества плавность хода ощутимо хуже: проступают вибрации, неровности пробивают подвеску и раскачка гасится не так быстро, как следует. Так что с одной стороны – с другой стороны… И конечно же, никаких иллюзий насчет возможностей off-road: «горец» — даже полноприводный – в общем-то не для бездорожья. Хотя у «спорт-хозяйственника» приличный дорожный просвет, и на легком грунте он не ударит лицом в грязь. А также в рыхлом снегу… В разумных пределах: Highlander предназначен для «цивильных» условий эксплуатации.
Прикинем, какие выводы делаются по результатам тест-драйва:
Вердикт: посредственно. На редкость вместительный, комфортабельный и довольно динамичный «спорт-хозяйственник» — в американском стиле. И от модернизации он несомненно выиграл. Однако по ходовым качествам рядом с сильнейшими соперниками Toyota Highlander так и не стал.
Чисто конкретно. Никаких неожиданностей: технически Highlander 2011 (как и его II поколение) во многом совпадает с «лексом» RX. Разве что колесная база «горца» растянута против RX на 5 см, что позволило втиснуть туда 3-й ряд сидений. И внешний дизайн, естественно, индивидуальный. А в остальном….
«Горец» предлагается и с передним приводом, и с полным. Под капотом у переднеприводного «спорт-хозяйственника» 16-клапанный 1AR-FE на бензине: при диаметре цилиндров и ходе поршней 90 х 105 мм рабочий объем равен 2672 миллилитрам. Со степенью сжатия 10 «четверка» развивает до 190 л.с. (SAE «нетто») при 5800 мин-1, наибольший крутящий момент – 252 Нм. Двигатель состыкован с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом» — без вариантов.
Полноприводный Highlander отличается V-образной «шестеркой» 2GR-FE (хотя 6-цилиндровый двигатель идет также и с передними ведущими). Цельноалюминиевый 24-клапанник, который монтируется на целом ряде моделей Toyota Motor и Lexus (а также на шасси супер-спорт Lotus Evora). При диаметре цилиндров и ходе поршней 94 х 83 мм его литраж равен 3456 «кубикам». Степень сжатия 10,8; максимальная мощность «шестерки» — 275 сил при 6200 мин-1, наибольший крутящий момент – 336 Нм. V-образный двигатель работает с 5-скоростным «автоматом» и трансмиссией 4WD. Обновленный Highlander выпускается, кроме того, с «гибридным» бензин-электрическим силовым агрегатом; отдельный разговор.
Центрального дифференциала у «горца» нет, и задняя ось подключается эпизодически — по условиям движения. Посредством электронноуправляемой многодисковой муфты; типовое по нынешним временам решение – причем вполне работоспособное. По ходовой обновленный Тойота Хайлэндер практически не отличается от прежнего поколения: спереди стойки McPherson, сзади многорычажная подвеска. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы – обычный для автомобиля такого класса набор. В базовой комплектации резина размером 245/65R монтируется на 17-дюймовые легкосплавные колеса, тогда как в исполнениях подороже полагаются 19-дюймовые диски с покрышками 245/55R. Реечный рулевой механизм оснащен электросервоусилителем, «баранка» делает 3,1 оборота от упора до упора. Тормозные диски спереди диаметром 328 мм (вентилируемые), сзади – 310-миллиметровые. Рулевой механизм и тормоза работают под контролем электроники VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management – интегральное управление динамикой). Здесь и ABS, и VSC (Vehicle Stability Control – программа динамической стабилизации). Плюс Hill-Start Assist Control (противооткатная система удержания машины при трогании на подъем). А в «штатном» пакете полноприводных исполений предусмотрена также система DAC (Downhill Assist Control — автоматическое поддержание постоянной скорости на спуске). Электроника берет (почти) все заботы на себя.
Длина 5-дверного «спорт-хозяйственника» – 4785 мм, ширина – 1910, высота – 1760; колесная база – 2790 мм, колея — 1625/1625 мм. Снаряженный вес «горца» с передним приводом – от 1790 кг, полноприводного – от 1935 кг. А тест-машина Limited 4WD потянула на все 2035 кг («развесовка» по осям — 55/45%); динамика массивного автомобиля проверена в независимых испытаниях (см. выше). По предварительным сведениям, Тойота Хайлэндер в российском исполнении с мощной «шестеркой» и полным приводом способен разогнаться с места до 100 км/ч за 8,2 сек., объявленная максимальная скорость — 218 км/ч. Средний расход бензина (EPA) у полноприводного «спорт-хозяйственника» в американской версии — 12,4 л на 100 км пути. Тогда как в общем по испытаниям, Highlander Limited 4WD сжигал только 11,2 л на «сотню» пробега. Довольно редкий расклад. Так или иначе, экономичностью по топливу «горец» не впечатляет. Впрочем, есть также версия с «гибридным» силовым агрегатом…
В США за роскошный Limited 4WD запрашивают от 37 с небольшим тыс. долл., а тест-машина вылилась в 41 «штуку». Недешевое транспортное средство: в нашей стране комплектация «престиж» стОит от миллиона 757 тыс. руб., не а за «люкс» придется отдать уже миллион 813 тыс. Вопрос в том, отдавать ли?
Точка зрения. Если кому нужен 7-местный «паркетник» приличного класса и уважаемой марки, то модернизированный Highlander вполне годится. Само собой, во «всепогодном» исполнении 4WD: нелепо приобретать «переходник» с передним приводом для эксплуатации в российских условиях. Подойдет, вот только обойдется совсем не дешево… Тогда как, например, 7-местные Hyundai Santa Fe или Kia Sorento ничуть не слабее японского «горца», – но гораздо дешевле. Причем корейские кроссоверы уже и в качестве не уступают изделиям Toyota Motor. Другие времена, иные песни.