- Ниве – 45 лет: собрали интересные факты и исторические фотографии
- 2,5 миллиона экземпляров, россыпь модификаций, экспорт в 100+ стран и громкие спортивные достижения.
- 1971 год
- 1972 год
- 1973 год
- 1974 год
- 1976 год
- 1977 год
- 1978–1979 годы
- 1981–1983 годы
- 1985 год
- 1986 год
- 1990 год
- 1992–1993 годы
- 1995 год
- 1996–1999 годы
- 2001–2002 годы
- 2005–2006 годы
- 2009–2011 годы
- 2013–2014 годы
- 2016–2017 годы
- 2019–2022 годы
Ниве – 45 лет: собрали интересные факты и исторические фотографии
2,5 миллиона экземпляров, россыпь модификаций, экспорт в 100+ стран и громкие спортивные достижения.
Легендарная «Нива» не нуждается в представлении. Вот прямо совсем и ни в одном уголке мира. И все же мы тут подумали и решили: обойти стороной столь громкую и красивую дату будет неправильно. Сегодня – 5 апреля 2022 года – тольяттинскому вездеходу исполняется 45. С чем мы его горячо и поздравляем!
Как бы странно ни прозвучало: «Нива» – тот редкий случай, когда затянувшийся производственный цикл не заставляет стыдливо пялиться в пол. Это машина, неизменно добивавшаяся успеха в любой точке своей истории. Машина, которую можно отыскать в гаражах Ральфа Шумахера и Тома Хэнкса.
Так вспомним основные этапы становления и развития культового внедорожника. Ведь нас с ним многое связывает: прежде редакция Motor1 испытыла трехдверку в компании отъявленных нивоводов, рассказала о всевозможных модификациях и даже поучаствовала за рулем «Нивы» в джип-триале.
1971 год
АвтоВАЗ предпочитает вести отсчет с этого года. Именно в 1971-м в Тольятти начались активные работы по проектированию многофункционального полноприводного автомобиля, сочетающего легковой комфорт и серьезные внедорожные способности.
Заказчиком выступил ни много ни мало Совет министров СССР. За ответственное задание взялась команда Петра Прусова (ведущий инженер), Валерия Семушкина (дизайнер) и Владимира Соловьева (конструктор).
1972 год
В апреле изготовили первый опытный образец внедорожника с индексом Э2121. Однако внешне та машина не имела ничего общего с будущим серийным вариантом. По признанию самих создателей, в качестве референсных были выбраны Land Rover Series II и новейший Range Rover первого поколения.
1973 год
Пока конструкторы и инженеры дотачивали концепцию (несущий кузов и независимая передняя подвеска были настоящим откровением для внедорожников тех лет), в Тольятти началось строительство корпуса 062. Инновационная «Нива» требовала собственной конвейерной нитки.
1974 год
Спустя два года с момента постройки первого прототипа на свет появился следующий вариант с характерным индексом 2Э2121. И вот он уже изрядно походил на будущую серийную «Ниву». Примерно тогда же заводчане запатентовали наработки, получив свидетельство с красивым номером 4444.
1976 год
Примерно за полтора года до реального (почему «реального» – объясняем ниже) запуска серийного производства в Тольятти изготовили первую опытно-промышленную партию из 50 внедорожников. После пышных смотрин в Москве машины отправились на ресурсные испытания. В ноябре был зарегистрирован торговый знак Niva.
1977 год
Тут-то мы и подбираемся к праздничной дате: 5 апреля 1977 года с конвейера того самого нового корпуса 062 сошел первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». И все же относительно полноценная (по 12–14 экземпляров за смену) сборка началась лишь в июле. Внедорожник с порядковым номером 1000 изготовили 31 августа.
1978–1979 годы
Дальше – как в тумане. 2 марта 1978 года из заводских ворот выехала уже десятитысячная «Нива». Еще через год счетчик перевалил за 50 000 машин. Параллельно с увеличением объемов производства фирмачи наладили поставки на экспорт. А для стран Бенилюкса и Южной Европы подготовили «антиналоговую» модификацию с 1,3-литровым мотором на 64 л.с. Увы, такая «Нива» оказалась слишком медленной даже для любителей экономить.
1981–1983 годы
Поскольку покупательской любви не бывает много, к популяризации «Нивы» в Европе привлекли автоспорт. В 1979-м пять экипажей на ВАЗ-2121 «прощупали» знаменитый марафон «Дакар». А в начале восьмидесятых вернулись во всеоружии, завоевав «бронзу» (1981) и два «серебра» (1982 и 1983). На волне успеха началась сборка праворульных модификаций.
1985 год
С высоты сегодняшнего дня звучит диковато, но одной из первых серийных модификаций «Нивы» должен был стать проект «Река» (ВАЗ-2122) – армейский автомобиль-амфибия, чья разработка стартовала параллельно с трехдверкой еще в семидесятых. Увы, несмотря на успешную приемку госкомиссией в 1985-м, стать массовой машине не посчастливилось. Собрали лишь 27 экземпляров.
1986 год
Бодрый спрос на классическую «Ниву» закономерно привел к появлению локальных сборочных площадок за пределами СССР. Так в 1986-м мелкосерийное производства вездехода наладили в греческом городке Фивы в сотне километров от Афин. До «неудобных» изменений в местном законодательстве, выпавших на начало девяностых, площадка собирала по 1000 автомобилей ежегодно.
1990 год
Распад Союза – распадом Союза, а приключения «Нивы» – по расписанию. В 1990 году один из стандартных внедорожников ВАЗ-2121 поступил на службу на российскую полярную станцию «Беллинсгаузен», где занимался перевозкой грузов и буксировкой судов в условиях экстремальных температур (от -54 до +40С°). Забегая вперед, 12 лет эксплуатации не выявили сколько-нибудь серьезных проблем.
1992–1993 годы
Фанаты «Нивы» отлично помнят: именно на этот период пришелся первый серьезный рестайлинг внедорожника. Новая версия получила индекс 21213, обзавелась 1,7-литровым двигателем и 5-ступенчатой трансмиссией, а также изрядно перекроенными интерьером и экстерьером.
Примерно в то же время представили первую «Ниву»-броневик (еще в прежнем кузове), а также начали мелкосерийную сборку версии 21215 с дизелем барнаульского производства. Под занавес 1993 года общий тираж модификаций модели достиг одного миллиона.
В результате модернизации 1993 года корма «Нивы» претерпела значительные изменения. «Шестерочные» фонари уступили место вертикально ориентированным оригинальным, уменьшилась погрузочная высота. Да и интерьер фактически нарисовали заново.
1995 год
Эксперименты с вытягиванием колесной базы именинницы начались еще в 1994-м, а результатом стал довольно нелепый ВАЗ-2129 с неофициальным именем «Кедр». Годом позже из того трехдверного недоразумения выросла полноценная пятидверка с индексом 2131. Несмотря на нескончаемые разговоры о скором снятии ее с производства, такую «Ниву» по-прежнему можно купить новой.
1996–1999 годы
Вторая половина девяностых выдалась скупой на модернизации. Однако именно в тот период АвтоВАЗ освоил выпуск моновпрысковой версии внедорожника. Под тольяттинский мотор адаптировали комплект разработки General Motors.
А еще под занавес тысячелетия ребята решили замахнуться на географические рекорды. В 1999 году практически стандартная «Нива» своим ходом взяла высоту 5726 метров на Тибетском плато в Гималаях. А снегоболотоход «Марш» покорил Северный полюс.
2001–2002 годы
В 2001 году тольяттинцы отметили очередной юбилей, выпустив в свет полуторамиллионную «Ниву» (удивительная, кстати, стабильность: по 500 000 машин за каждую восьмилетку). А годом позже освоили модификацию 21214 с распределенным впрыском топлива.
Подавляющее большинство изменений нулевых и десятых годов так или иначе связаны с точечными попытками сделать машину чуть современнее и дружелюбнее.
2005–2006 годы
Впрочем, постойте – ведь есть еще и такая штука, как нейминг. И в 2005 году он дерзко и нагло постучался в двери (три или пять – без разницы) героини рассказа. Ушлые маркетологи, запускавшие на рынок внедорожник Chevrolet Niva, натурально «отжали» у классического вездехода его имя собственное, оставив невнятное «4×4». А освоение годом позже модификации с гидроусилителем руля стало лишь слабым тому утешением.
Внедорожник Chevrolet Niva, ныне продаваемый под именем Lada Niva Travel, фактически также базируется на решениях и агрегатах классического ВАЗ-2121.
2009–2011 годы
К концу десятилетия кроссоверный бум набрал такие обороты, что стало очевидно: одним гидроусилителем здесь уже не отделаешься. Чтобы удерживать клиентов не только привлекательным ценником, в Тольятти предприняли попытку навести красоту и обучить «Ладу 4×4» хорошим манерам: пересмотрели кинематику подвески, перешли на диагональную схему работы тормозных контуров, внедрили электронное управление дросселем и добавили ABS. Литые обивки дверных панелей – бонусом.
2013–2014 годы
Дальнейшее совершенствование модели проходило в похожем ключе. В 2013-м заводчане перешли на катафорезную антикоррозионную обработку кузова взамен анафорезной, а следом выпустили на рынок версию Urban, включив в список оснащения кондиционер и подогрев передних сидений.
Кстати, тот факт, что в 2013-м с конвейера сошел лишь двухмиллионный автомобиль, позволяет нам констатировать снижение спроса: на очередные 500 000 «Нив» заводу по потребовалось уже 13 лет против восьми ранее.
2016–2017 годы
На сорокалетний юбилей создатели подарили своему детищу не нуждающиеся в периодической регулировке подшипники передних ступиц, а также газонаполненные амортизаторы и независимое крепление редуктора переднего моста. Кроме того, перенос производственной линии из откровенно подуставшего корпуса 062 на главный конвейер АвтоВАЗа позволил расширить цветовую гамму и оптимизировать некоторые технологические процессы.
2019–2022 годы
Автомобиль продолжают модернизировать по сей день. Пару лет назад Niva (историческое имя вернули – вместе с приставкой Legend) получила серьезно перекроенный интерьер, подушку безопасности (боковую!), вшитую в заново спрофилированное переднее кресло, а также ставшую обязательной систему ЭРА ГЛОНАСС.
И да – спрос опять идет в гору. На сегодняшний день тираж модели перевалил за 2,5 миллиона. Из них 700 000 машин отправились на экспорт в более чем 100 стран.