Существует огромное количество телевизионных программ и информационных ресурсов, откуда водители могут узнать о своих правах. Однако, несмотря на все попытки СМИ повысить юридическую грамотность автомобилистов, многие водители при явном нарушении инспектором закона теряются и ничего не могут сделать: в стрессовой ситуации под давлением недобросовестного сотрудника ГИБДД полученные знания куда-то улетучиваются.
Какие же существуют ошибки инспектора, которые обязательно следует занести в протокол, а также сообщить о них в прокуратуру или суд?
Предположим нередко встречающуюся ситуацию: на дороге вас тормозит сотрудник полиции, пытающийся вменить вам нарушение, с которым вы не согласны. Вы собираетесь обжаловать его действия: на что стоит обратить особое внимание на месте общения с инспектором?
Ошибки сотрудников ГИБДД
Наиболее часто встречающиеся нарушения в действиях инспектора, остановившего водителя:
- не представился (не назвал фамилию и должность);
- остановил автомобиль без оснований, то есть просто так;
- не показал своё служебное удостоверение, проигнорировав просьбу водителя сделать это;
- остановив автомобиль за пределами зоны действия стационарного поста ГИБДД, не назвал причину остановки, либо сказал, что остановка произведена ради проверки документов;
- фамильярно общался, допускал грубость или хамство при разговоре, позволял употребление оскорбительных выражений, унижающих достоинство водителя или его пассажиров;
- не назвал пункт правил, который был нарушен;
- на просьбу сказать, какое грозит наказание за нарушение, намеренно преувеличил санкции (например, нарушение карается штрафом, а инспектор пытался запугать водителя, говоря о лишении прав на длительный период времени);
- дав заполнить протокол, не пояснил автовладельцу его права и обязанности;
- невзирая на наличие свидетеля, не записал его;
- проигнорировал просьбу предоставить контакты, куда на него можно подать жалобу;
- назвал одно правонарушение, а в протоколе указал совсем другое;
- не дал водителю вписать в протокол свои объяснения;
- потребовал отдать протокол, не позволив с ним детально ознакомиться;
- не указал в протоколе ряд данных, имеющих большое значение;
- не отдал копию протокола.
Помимо этого, существуют и многие другие нарушения. Любой факт, кажущийся остановленному водителю незаконным, должен быть зафиксирован, например, если инспектор находился без жилетки, а его автомобиль был надежно спрятан в кустах.
Подавая жалобу, не стоит надеяться, что руководство ГИБДД или судья сразу же займут сторону водителя: человек, отстаивающий свои права, должен настроиться на жесткую борьбу, в которой нет места эмоциям.
Как вести себя при остановке машины сотрудником ГИБДД
- Сразу же попросите показать удостоверение, после чего запишите данные. Если сотрудник отказывается сделать это, запишите номер нагрудного знака или, если такового нет, номер служебного автомобиля;
- Запишите данные всех участников происшествия (свидетелей, врачей и пр.);
- Внимательно следите за тем, как сотрудник оформляет документы, настаивая на внесении в протокол всех имеющих значение сведений;
- В протоколе напишите своё объяснение. От подписи отказываться не стоит – лучше указать, что вы категорически не согласны с предъявленными обвинениями;
- Если у вас имеется видеорегистратор, то вы можете направить его в сторону инспектора. То же самое касается и камеры мобильного телефона: снимать на видео сотрудников ГИБДД не запрещается.
Если вы уверены, что правда находится на вашей стороне, сражайтесь за нее до конца. Будьте готовы дойти даже до международного суда: не отступайтесь на полпути!