Современный автомобиль сложно представить себе без ESP: функция, обозначаемая данной аббревиатурой, зачастую входит в базовую комплектацию транспортного средства. Немалая часть водителей, произнося эти три буквы, не всегда представляет, что же они значат.
На сегодняшний день системой ESP оснащаются все автомобили, выпускаемые в Европе и США, в Китае их число также постоянно увеличивается. Во многих странах она является обязательной, но Россия пока в их число не входит.
ESP: что это такое в автомобиле
Расшифровывается аббревиатура как Electronic Stability Program, то есть электронная стабилизационная программа в переводе на русский язык.
Основная задача системы – контролировать динамику авто, помогая водителю в сложных ситуациях: например, не давать машине вылететь в кювет или уйти в занос. Иными словами, автомобиль, в список опций которого входит устройство, будет сохранять устойчивость при выполнении маневров или во время езды по плохому дорожному покрытию.
Первый прообраз системы появился в далеком 1959 году, будучи разработанным компанией Daimler-Benz, но, что означает ESP, мир узнал лишь спустя 35 лет, а в 1995 году система была установлена на Мерседес CL600.
В настоящее время ЕСП, которая нередко идет в паре с АБС, ставится на любую машину.
Принцип работы
Работа ESP основана на слаженной и быстрой передаче информации от многочисленных датчиков, отслеживающих положение автомобиля, на блок электронного управления.
В её состав входят:
- ЭБУ (блок управления);
- датчики;
- гидроблок.
Если в процессе движения авто возникает ситуация, когда оно может выйти за пределы занимаемой полосы или перевернуться, отправляется сигнал на исполняющее устройство, замедляющее скорость вращения одного или сразу всех колёс, вследствие чего аварии удается избежать. Какое колесо замедлить, система стабилизации ESP определяет самостоятельно без участия человека.
Помимо этого, блок управления следит за эффективностью работы мотора: если, например, машина едет в пробке, может быть прекращена подача искры на одну из свечей, что позволяет сэкономить топливо.
Таким образом, принцип работы ESP заключается в постоянном контроле (работает система и при разгоне, и при торможении, то есть всегда) различными датчиками (угла поворота руля, положения дроссельной заслонки, углового ускорения, силы нажатия на педаль газа и др.) состояния транспортного средства и исправления не совсем корректных действий водителя.
Анализ поступающих от датчиков данных осуществляется по сложному алгоритму и производится мгновенно.
Как работает ESP, можно понять на следующих примерах:
- чтобы не допустить заноса или увеличить радиус поворота при езде на большой скорости, замедляется скорость вращения внешних или внутренних колес;
- уменьшается подача топлива (в ряде случае это тоже позволяет избежать заноса);
- меняется угол поворота колес.
Необходимость системы курсовой устойчивости
Несмотря на то, что эффективность ESP давно доказана (количество ДТП в странах, где обязательность установки системы на все выпускаемые автомобили утверждена законодательно, снизилось более чем на 30%), ряд водителей предпочитают не пользоваться ей.
Казалось бы, какие могут быть недовольства, ведь компьютер, всегда действуя по запрограммированному и неоднократно проверенному в ходе многочисленных испытаний алгоритму, принимает решения во много раз быстрее человека, не ошибаясь при этом? Однако опытные автомобилисты полагают, что езда на машине с ESP становится предсказуемой и скучной.
Специально для любителей испытать судьбу на дороге некоторые производители предусмотрели возможность полного отключения функции на автомобиле, другие же разрешили человеку ослаблять контроль электроники, ввиду чего становятся допустимыми небольшие заносы (но система всё равно даст о себе знать, если ситуация станет выходить из-под контроля).
ESP – одна из опций, входящих в состав пакета по обеспечению безопасности авто во время движения. При её работе шанс избежать аварий в ситуациях, с которыми среднестатистический водитель не в состоянии справиться, значительно повышается. Но следует понимать, что возможности электроники не безграничны, поэтому садясь за руль, нельзя полностью полагаться на неё, позволяя небрежность в вождении.