Я — на связи: установка радиостанции
Чтобы СВ-станция надежно работала, очень важно правильно ее установить, подключить к антенне и питанию.
Обычно на автомобиле место для СВ-радиостанции не предусмотрено. Кронштейн закрепляем на прочной и жесткой поверхности: во-первых, вибрации для станции вредны, во-вторых, при аварии она не сорвется. Задняя панель должна вентилироваться – за ней радиатор передатчика. А к панели с динамиком свои требования: ее нельзя прижимать, так как это заглушает звук.
В легковом автомобиле станции обычно ставят в гнездо приемника, сбоку водительского сиденья, на полке у ног переднего пассажира, иногда водружают и на панель приборов. В грузовике чаще крепят над стеклом. Обычное место тангенты – рядом со станцией, на специальном язычке. Не менее популярно крепление резинкой к кронштейну салонного зеркала.
Антенна станции задает ей нагрузку – без нее аппарат может сгореть! Основной элемент антенны – упругий металлический штырь. Его минимальная резонансная длина теоретически должна равняться четверти длины рабочей волны. Для «си-би» это примерно 2,7 м. Но такой хлыст может погнуть крышу, поэтому производители антенн штырь укорачивают. Потери «электрической» длины частично компенсируют согласующая и удлиняющая катушки, расположенные в основании антенны или на середине хлыста.
Длина кабеля-волновода от антенны к рации не произвольная – она кратна длине волны, деленной на удвоенную диэлектрическую проницаемость изоляции. Обычная длина – от 3,6 до 4 м. Удлинять, укорачивать, пережимать или оборачивать кабель вокруг антенны нельзя, с такой «бородой» она работать не будет.
Антенну можно крепить к водосливному желобку, но тогда «стрелять» она будет в основном в сторону крыши автомобиля. Самая лучшая антенна – врезанная в середину крыши: кабель и соединения будут всегда сухими, а диаграмма работы – почти круговой. Но дырявить крышу решится не всякий, поэтому так популярны антенны на магнитном основании. Увы, у них нет хорошего контакта с «землей» – и КПД ниже. Кстати, толщина резиновой прокладки под основанием антенны влияет на работу системы. И еще: повторно ставить антенну надо точно на то место, на каком ее настраивали, иначе изменится коэффициент стоячей волны (КСВ).
Питание обычно подключают через прикуриватель, но правильнее брать «плюс» от резервного предохранителя или отдельной розетки. В автомобиле немало электротехнических устройств, создающих помехи: высоковольтная часть зажигания, ксеноновые фары, генератор, различные реле и т. д. Поэтому на питающий провод желательно поставить фильтр, например ферритовые «защелки». Их надевают ближе к радиостанции. Есть и специальные адаптеры – такой, например, выпускает КБ «Беркут».
Антенна – это резонансный излучатель. Пока правильно не настроишь, толком работать не будет. Выбирая ее, исходим из рабочей частоты, указанной в паспорте, – для «си-би» это 27 МГц. Для согласования антенны с рацией пользуемся КСВ-метром. Подключаем его между радиостанцией и кабелем антенны. Радиостанцию включаем на рабочий канал в частотной модуляции (ЧМ) на режим передачи – и смотрим, каков КСВ. Если он больше 3,0, станция может сгореть.
Для настройки антенны изменяем длину штыря, добиваясь КСВ, близкого к единице. Штырь приходится либо укорачивать, либо наращивать. Иногда имеет смысл дополнительно откорректировать место для антенны на крыше. После настройки на основной канал проверяем КСВ на соседних каналах – выше и ниже. Если параметр меняется, значит, антенна работает. Если у станции (например, ALAN 9001 или VEKTOR Navigator) есть встроенный КСВ-метр, с его помощью можно контролировать согласование непосредственно во время работы в разных сетках.
Дальность местной связи с настроенной антенной зависит от ее высоты над землей. Это расстояние можно примерно посчитать по эмпирической формуле: Дmах = 4,1(√ h1 + √h2), где Дmах – максимально возможное расстояние связи в километрах при условии прямой видимости; h1 и h2 – высоты антенн от земли в метрах. Естественные и искусственные препятствия на пути сигнала сокращают это расстояние. Просеки, открытая вода, работа с возвышенностей могут увеличить дальность. Солнечная активность наполняет диапазон дополнительным жужжанием и разговорами со всего света. (Особых неприятностей специалисты ждут при максимуме активности солнца в 2012 году!) Напомним: сигнал с ЧМ слышен дальше, чем с АМ, а SSB – однополосная модуляция – самая дальнобойная.
Улучшить связь усилителями невозможно. Сверхмощная станция только «пылит», мешая работать на соседних каналах. Мощности от 4 до 10 Вт достаточно для работы на расстоянии между машинами 10–15 км, – но это, как правило, предел возможного. Для сравнения: мой рекорд местной связи при мощности 4 Вт – около 46 км.
Установка антенны уаз буханка
При установке антенны на водосток куда её лучше забивать? Вперед или назад?
Можно или вообще работать со ‘сложенной’ антенной?
Как быть в лесу? Снимать не хочется, но оставить на дереве тоже жалко.
Ставить все равно куда, потом настроишь. А складывать и работать не получиться. Если только чуть-чуть прижать грудусов до 45 к крыше и настраивать тоже в таком положении. Правда тогда 80% мощности радиостанции будет уходить «в космос». Получиться «антенна зенитного излучения». Ты будешь плохо слышать колонну, но отлично таксистов за 1000 км.
А еще лучше 2,75 метровые. Ибо это четверть от длины волны на 27 мГц. Но тогда машина становиться похожа на троллейбус. А чем короче антенна — тем больше потерь в укорачивающей катушке.
А что будет при монтирований антенны в крышу но так, чтоб катушка оставалась внутри?
Есть бредовая идея воткнуть в салон пластиковую, канализационную трубу, чтоб приходила насквозь сверху-вниз. В нее антенну и веревочку для поднятия высота кузова около 1.7м, думаю такая антенна будет очень даже.
Или я изобретаю велосипед? И давно есть крепкие телескопические антенны?
Или антенны с раздельными катушками и штырями?
Или я изобретаю велосипед? И давно есть крепкие телескопические антенны?
Или антенны с раздельными катушками и штырями?
например, Lemm AT-2001 Turbo позволяет разъединить место крепления и сам штырь с катушкой или согнуть всю конструкцию в этом месте в одной плоскости. Штатный винт с ручкой можно заменить на любой другой, например на внутренний шестигранник.
Или я изобретаю велосипед? И давно есть крепкие телескопические антенны?
Или антенны с раздельными катушками и штырями?
Есть. Танковый штырь например. Он чудно складывается. И к нему идет САУ (типа замена катушки). Но изделие это не бытовое и требует для обращения с ним определенных знаний, какие ручки на САУ и как крутить чтоб вогнать его в резонанс. И стоит недорого. Баксов за 50-200 можно купить.
Я на ниву поставил Lemm 1,9 метра. стоит на дуге на крыше, потом будет на багажнике, когда сделаю). думал тоже троллейбусом буду, да привык уже.в городе только во дворах за деревья цепляется, но когда привыкнешь уже не напряжно. Тихонько проезжаешь и все. сам штырь антенны элементарно убирается совсем или виксируется например параллельно крыше, весь процесс занимает несколько секунд. по лесам тоже ездил. Один раз даже по небольшому бурелому. Антенна прекрасно гнется, тут главно на большой скорости ее не шарахнуть об ветку. А так снести ее можно только за само основание, поэтому его надо ставить либо на вертикальную стенку (например на заднюю дверь или к багажнику но чтобы само основание было ниже его верхнего края)
УАЗ Буханка
магнитола, антенна, колонки
Автомобиль УАЗ Фургон 3741, в простонародии его еще называют “Буханка” приехал на установку стандартного набора: магнитола, антенна, колонки. Как правило, даже такая незаурядная работа по установке в наш автопром не является простым делом. С установкой магнитолы все вроде как понятно, место штатное есть, сделали все подключения и установили. С антенной сложнее, т.к. везде голый металл, а “колхозить” ни нам ни клиенту не хотелось, поэтому просверлили в незаметных местах в боковой стойке два отверстия (вверху под обшивкой крыши и внизу) и протянули провод антенны внутри стойки.
Далее ставим колонки. Обшивки дверей в этом авто, это просто ДВП, обтянутое дермантином, здесь нет ничего удивительного т.к. автомобиль выпускается с 1965. года и почти в первозданном виде.
Если поставить динамики просто в обшивки, то они со временем просто вывалятся, учитывая “комфорт” подвески данного авто и наши дороги.
Поэтому решили сделать фанерные проставки и уже в них врезать динамики.
Провода в двери провели через гофрированную трубку, предварительно сделав отверстия в стойке и двери.
Устанавливаем фанерную проставку
Вырезаем отверстие под динамик в обшивке двери, и устанавливаем все на свои места.
Да, ничего особенного, но все добротно и надежно, а это и нужно в этом случае.
Во время работ Вы можете находиться рядом с вашим автомобилем и наблюдать весь процесс своими глазами. Можете воспользоваться нашей комнатой отдыха, где в Вашем распоряжении будут удобный диван, телевизор, wi-fi, чай или кофе.
С уважение коллектив компании “База Автозвука”