Рис. 18. Привод клапанов:
1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — штанга; 4— седло клапана; 5 — клапан; 6 — направляющая клапана; 7 — стопорное кольцо; 8 — шайба; 9 — пружина; 10 — резиновый колпачок; 11 — пружина колпачка; 12 — тарелка пружины; 13 — сухарики; 14 — коромысло; 15 — регулировочный винт; 16 — гайка; 17 — ось коромысел;
18 — стойка; 19 — головка блока цилиндров
Рис. 19. Упорный фланец распределительного вала:
1 — шестерня; 2 — упорный фланец; 8 — распорное кольцо; 4 — распределительный вал
Рис. 20. Установочные метки на распределительных шестернях
Коромысла клапанов стальные, одинаковые для всех клана* нов. Коромысла качаются на оси, закрепленной в четырех стойках на головке цилиндров. Длинное плечо коромысла заканчивается термически обработанной цилиндрической поверхностью, опирающейся на торец стержня клапана. Короткое плечо заканчивается резьбовым отверстием, в которое ввертывают регулировочный винт.
Клапаны. Впускные клапаны изготовлены из хромистой стали, а выпускные — из жаростойкой стали.
Техническое обслуживание газораспределительного механизма заключается в периодической проверке зазора между клапанами и толкателями, в очистке клапанов от нагара и их притирке. При увеличенных зазорах затрудняется пуск двигателя, работа сопровождается стуками в клапанах и падением мощности. При уменьшенных зазорах двигатель теряет компрессию и не развивает максимальной мощности. Признаком недостаточности зазора у впускных клапанов является чихание в карбюраторе, у выпускных клапанов хлопки в глушителе. Регулировку зазоров выполняйте на холодном двигателе при ТО-2 и при появлении признаков нарушения зазоров.
Зазоры регулируйте в следующем порядке:
— снимите трубку вакуумного регулятора;
— осторожно снимите крышку коромысел, избегая повреждения ее прокладки;
— установите поршень первого цилиндра по метке на шкиве коленчатого вала (рис. 21) в В. М. Т. при такте сжатия и щупом проверьте зазор между коромыслами и клапанами 1-го цилиндра. При неправильном зазоре отверните контргайку регулировочного винта и, поворачивая отверткой регулировочный винт, установите зазор по щупу (рис. 22), после чего, поддерживая отверткой регулировочный винт, затяните контргайку и проверьте правильность зазоров;
проворачивая каждый раз коленчатый вал на пол-оборота, после регулировки зазоров очередного цилиндра отрегулируйте зазоры остальных цилиндров согласно порядку их работы 1—2—4—3.
Рис. 21. Определение верхней мертвой точки:
1 — штифт на крышке распределительных шестерен; 2 — метка на шкиве коленчатого вала
Рис. 22. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном:
1 — тарелка пружины; 2 — клапан; 3 — коромысло; 4 — регулировочный винт; 5 — гайка
Как устроен газораспределительный механизм (ГРМ ) УАЗ-469? Впускные и выпускные клапаны газораспределительного механизма двигателя располагаются в головке цилиндров вертикально в ряд. Привод клапанов происходит от распределительного вала посредством толкателей, штанги толкателей и коромысла. Распределительный вал выполнен из стали, имеет пять опорных шеек, кулачки привода клапанов, эксцентрик привода топливного насоса, шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Опорные шейки вала размещаются в блоке цилиндров на подшипниках скольжения. Подшипниках скольжения — стальные втулки, залитые антифрикционным сплавом. Кулачки по ширине шлифованы на конус для придания вращения толкателям. Привод распредвала идет от коленвала парой шестерен с косыми зубьями. Шестерня на коленчатом валу чугунная, а на распределительном валу — текстолитовая с чугунной ступицей. Обе шестерни имеют по два резьбовых отверстия для съемника.
Привод клапанов УАЗ-469, запчасти: 1 — распределительный вал, 2 — толкатель, 3 — штанга, 4 — седло клапана, 5 — клапан, 6 — направляющая клапана, 7 — стопорное кольцо, 8 — шайба, 9 — пружина, 10 — резиновый колпачок, 11 — пружина колпачка, 12 — тарелка пружины, 13 — сухарики, 14 — коромысло, 15 — регулировочный винт, 16 — гайка, 17 — ось коромысел, 18 — стойка, 19 — головка блока цилиндров.
Осевое перемещение распредвала ограничивается стальным упорным фланцем 2, находящимся между торцом шейки распределительного вала и ступицей шестерни. Рабочий зазор 0,1. 0,2 мм между ступицей шестерни и упорным фланцем обеспечивается тем, что распорное кольцо 3, находящееся плотно между шестерней и шейкой распределительного вала, чуть толще упорного фланца.
Упорный фланец распределительного вала УАЗ-469, запчасти: 1 — шестерня; 2 — упорный фланец; 8 — распорное кольцо; 4 — распределительный вал.
Нужное распределение фаз получается размещением шестерен по меткам. Метка «О» на шестерне коленвала должна быть против риски у впадины зуба на текстолитовой шестерне. Толкатели стальные, поршневого типа. Штанги толкателей изготовлены из дюралюминиевого прутка и имеют напрессованные на оба конца стальные наконечники.
Установочные метки на распределительных шестернях УАЗ-469.
Коромысла клапанов стальные, одинаковые для всех клапанов. Коромысла качаются на оси, закрепленной в четырех стойках на головке цилиндров. Длинное плечо коромысла завершает термически обработанная цилиндрическая поверхность, опирающаяся на торец стержня клапана. Короткое плечо заканчивается резьбовым отверстием, в которое ввертывают регулировочный винт.
Впускные клапаны изготовлены из хромистой стали, а выпускные — из жаростойкой стали.
Как производить ТО ГРМ УАЗ-469? Техническое обслуживание газораспределительного механизма УАЗ-469 заключается в периодической проверке зазора между клапанами и толкателями, в очистке клапанов от нагара и их притирке. Что бывает при увеличенных зазорах? Обычно затруднен пуск двигателя, работа сопровождается стуками в клапанах и падением мощности. При уменьшенных зазорах двигатель теряет компрессию и не развивает максимальной мощности. Каков основной признак недостаточности зазора у впускных клапанов? Это прежде всего «чихание» в карбюраторе, у выпускных клапанов хлопки в глушителе. Регулировку зазоров нужно производить на холодном двигателе при ТО-2 и при появлении признаков нарушения зазоров.
Зазоры регулируют в следующем порядке:
— нужно снять трубку вакуумного регулятора;
— далее осторожно снять крышку коромысел, избегая повреждения ее прокладки;
— затем установить поршень первого цилиндра по метке на шкиве коленчатого вала в В.М.Т. (верхняя мертвая точка) при такте сжатия и щупом проверьте зазор между коромыслами и клапанами 1-го цилиндра.
Определение верхней мертвой точки УАЗ-469. 1 — штифт на крышке распределительных шестерен; 2 — метка на шкиве коленчатого вала.
При неправильном зазоре отверните контргайку регулировочного винта и, поворачивая отверткой регулировочный винт, установите зазор по щупу, после чего, поддерживая отверткой регулировочный винт, затяните контргайку и проверьте правильность зазоров; проворачивая каждый раз коленчатый вал на пол-оборота, после регулировки зазоров очередного цилиндра отрегулируйте зазоры остальных цилиндров согласно порядку их работы 1—2—4—3.
Регулировка зазора между коромыслом и клапаном УАЗ-469, запчасти. 1 — тарелка пружины; 2 — клапан; 3 — коромысло; 4 — регулировочный винт; 5 — гайка.