Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)
Распределитель зажигания (трамблер) системы зажигания карбюраторного двигателя периодически выходит из строя.
А так как он состоит из нескольких устройств и механизмов, то список его неисправностей и признаков их проявления достаточно обширен.
На примере трамблера 40.3706 бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся по каким признакам (симптомам) в работе двигателя автомобиля можно самостоятельно понять, что трамблер начал сбоить и какие неисправности могут привести к возникновению этих проблем. Что бы в случае проведения диагностики той или иной неисправности в работе двигателя можно было бы определить есть в ней «вина» трамблера или нет.
Признаки неисправности трамблера (распределителя зажигания)
1. Двигатель автомобиля перестал запускаться.
Либо он сначала «схватывает», а потом глохнет.
Такое возможно если имеется сильная утечка тока высокого напряжения на «массу» из-за чего искра на свечах слабая или вовсе отсутствует. Например, когда прогорел бегунок распределителя зажигания, либо сгорел его помехоподавительный резистор или «пробита» крышка трамблера.
Так же двигатель не будет запускаться если вышел из строя датчик Холла или есть «обрыв» в его проводке.
Помимо этого при неправильной установке трамблера и смещении его установочных меток сбивается угол опережения зажигания (становится или слишком ранним, или слишком поздним), что не дает совпасть концу такта сжатия и моменту проскакивания искры на свече.
К самым простым причинам этого признака можно отнести выскакивания наконечника центрального высоковольтного провода или его повреждение. После чего трамблер попросту обесточивается.
А так же присоединение в неправильном порядке высоковольтных проводов к крышке трамблера.
2. Двигатель троит на холостом ходу.
В ряде случаев, когда неисправности трамблера не столь критичны, двигатель автомобиля может запуститься (возможно с нескольких попыток) и даже некоторое время поработает на холостых. Хотя и будет безбожно троить, и пытаться заглохнуть. Особенно актуальна такая проблема в сырую погоду, когда есть хорошие условия для утечки тока. Показатель такой «сырой» утечки — холостой ход стабилизируется по мере прогрева двигателя.
Причинами троения могут быть окисленные или даже разрушенные контакты крышки трамблера (как внутри, так и снаружи нее), разрушенный или подвисший контактный уголек ее центрального электрода.
Так же следует отметить, что на стабильность холостого хода напрямую влияет правильность установки угла опережения зажигания при его регулировке вращением трамблера.
Помимо этого напрямую на стабильность работы двигателя на холостом ходу влияет изношенность верхнего подшипника вала трамблера. В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет. Холостой ход не стабилен и не поддается регулировке.
3. Появились провалы и рывки при нажатии на педаль газа.
Так как в случае неисправности трамблера нарушается своевременность и сила искрообразования на электродах свечей зажигания, снижается отдача от сгорания топливной смеси, возникают провалы и рывки при нажатии на педаль газа. На самом деле каждое такое нажатие должно приводить к повышению оборотов коленчатого вала и ускорению автомобиля, а в результате двигатель пытается заглохнуть из-за недостатка мощности.
4. Появились выстрелы в глушитель или в карбюратор.
Если провода присоединены к трамблеру не в том порядке, двигатель или вовсе не запускается, или заводится, но при этом «чихает» и стреляет в карбюратор или (и) глушитель. Так как воспламенение топливной смеси происходит не вовремя.
Помимо этого при позднем зажигании горение рабочей смеси происходит на всем протяжении рабочего хода, а не только во время сжатия. В момент, когда начинают открываться впускные клапана, старая топливная смесь еще догорает и воспламеняет новую порцию топливной смеси, поступающую из впускного коллектора и карбюратора на такте впуска. Происходит хлопок в карбюратор.
Аналогичная ситуация возникает при раннем зажигании. Но тут уже идет хлопок в глушитель.
5. Ухудшился разгон и динамика автомобиля.
На работу двигателя при разгоне и динамику при движении автомобиля влияют, установленные в трамблере, вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. Они позволяют автоматически корректировать угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель и оборотов его коленчатого вала. В случае их неисправности такой корректировки происходить не будет и двигатель перестанет тянуть.
6. Ощутимо повысился расход топлива.
Смещение угла опережения зажигания, отсутствие его изменения в нужную сторону, утечка тока на «массу» и как следствие ослабление и исчезновение искры на свечах негативно влияют на эффективность сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя. Отдача от такого горения низкая. На выполнение своей работы двигателю, в таких условиях, требуется намного больше энергии и соответственно топлива. Плюс ко всему, водитель, пытаясь компенсировать снижение мощности двигателя и его нестабильную работу, постоянно вытягивает рукоятку «подсоса» на себя и активно работает педалью газа. Все это сразу же влияет на рост топливного аппетита в большую сторону.
Примечания и дополнения
— Признаки (симптомы) неисправности трамблера системы зажигания могут появиться внезапно (например, когда прогорел бегунок), а могут быть практически не заметны. Или водитель попросту привыкает к ним и ездит так годами. Например, в случае, когда двигатель автомобиля постоянно подтраивает на холостом ходу, а при движении вроде бы все более-менее в порядке.
— Аналогичные признаки в работе двигателя могут иметь место из-за неисправности других его систем и механизмов. Например, при смещении фаз газораспределения, приготовлении карбюратором слишком бедной или слишком богатой топливной смеси, подсоса постороннего воздуха, неисправности коммутатора и т.д.
Какие признаки неисправности трамблера УАЗ
Это устройство имеет большое значение для корректной работы системы зажигания. Более правильное его название – распределитель.
Поскольку он необходим не только для искрообразования, но и для оптимального распределения его по всей системе. По своим конструктивным особенностям трамблер отличается от других узлов автомобиля тем, что его детали изнашиваются достаточно быстро.
За техническим состоянием распределителя нужно внимательно следить, так как его неисправность негативным образом отражается на работе двигателя внутреннего сгорания, расходе топлива и многом другом. Давайте разберемся с этим подробнее.
Особенности работы трамблера
Строго говоря, у распределителя есть две главных функции – прерывание первичной цепи и искрораспределение по системе зажигания. Прерывание заключается в обеспечении колебаний силы тока в главной обмотке катушки, а искрораспределение – в обеспечении энергией в необходимых объемах и правильной последовательности.
Если возникла поломка и есть подозрение, что это дефект трамблера, то не стоит спешить с демонтажом и настройкой. Для начала нужно убедиться, что изъян не связан с каким-либо другим узлом авто. Ну а если уж распределитель совсем не работает, то лучше приобрести новый. Сделать это можно на сайте специализированной компании.
Основным признаком поломки трамблера является дерганье машины во время движения. Обычно это происходит внезапно, то есть не из-за неправильного переключения скорости. Также выход из строя этой детали может сопровождаться следующими явлениями:
- не запускается двигатель;
- стучат пальцы поршней при наборе скорости;
- увеличивается расход топлива.
Иногда причина этих «симптомов» кроется в других узлах, но если они появляются одновременно, то это все же сбой в работе трамблера.
Визуальный осмотр
В процессе демонтажа и разборки распределителя очень часто удается обнаружить неисправность. Последовательность действий в данном случае следующая.
- Определиться с тем, есть ли искрообразование. Лучше всего это сделать в темноте – так быстрее получится увидеть утечку тока. Осмотреть крышку, она должна быть идеально чистая, без подтеков масла и т.п.
- Убедиться в целостности контактов. Крышка оснащена клеммами, которые не должны болтаться и выниматься без труда
- Отключить подачу тока на аккумуляторную батарею сняв «минусовой» кабель.
- Отсоединить от трамблера вакуум и бронепровода.
- Отсоединить трос от заслонок, снять фиксирующий кронштейн открутив гайку.
- Нанести на корпус, крышку и приводы метки. Чтобы сохранить при обратной сборке начальный момент зажигания.
- Снять крепеж разъема, который фиксирует все провода.
- Вынуть заглушку картера, провернуть коленчатый вал и выставить верхнюю мертвую точку.
Крышка
Данный элемент – первое, на что нужно обращать внимание. На крышку приходятся значительные нагрузки, в связи с чем она и ее детали выходят из строя быстрее других. Признаками того, что неисправность кроется в крышке является дерганье машины во время движения и плохой набор оборотов.О проблемах с крышкой говорят такие признаки:
Самое плохое, что может быть – трещины. Даже через микроскопические трещины будут происходить утечки тока.
Устранить проблемы можно с помощью очистки контактов от нагара и обработки крышки силиконом. Отдельное внимание уделяется целостности графитового стержня и его работоспособности, а также следам графитовой пыли на контактах.
Регулятор зажигания (вакуум)
Данная деталь необходима для выбора оптимального момента образования искры. Поскольку скорость горения горючего – величина непостоянная и зависит от многих факторов (температура, давление). Именно вакуум выравнивает все эти параметры.Конструктивно состоит из диафрагмы со штоком и пружиной. Шток соединяется с вращающейся контактной площадкой. Определить неисправность регулятора зажигания можно именно по порванной или набитой грязью диафрагме. Устранить поломку можно очисткой или заменой диафрагмы.
Конденсатор
Существует один основной метод обнаружения дефектов. Согласно ему, необходимо измерить емкость конденсатора, так как если она падает, то зажигание начинает сбоить. Сделать это можно при помощи мультиметра.
Ротор
Признаки наличия дефекта: плохая работа двигателя или невозможность его запуска, отсутствие искры на всех свечах. Провести проверку довольно просто. Нужно демонтировать крышку, поднести к срединной пластине бронепровод. Если появляется искра, то ротор пробит и подлежит замене.