Сажевый фильтр (СФ) — это устройство, предназначенное для фильтрации твёрдых частиц продуктов сгорания топлива (сажи) из выхлопных газов двигателя. Такие фильтры устанавливаются на дизельные и бензиновые двигатели и позволяют улучшить экологические показатели авто. Впервые начали устанавливаться на грузовых автомобилях с середины 80-х годов. Принято считать, что соответствие автомобиля экологическим нормам ЕВРО 4 прямо указывает на наличие сажевого фильтра, однако, это не так. Встречаются автомобили с уровнем выбросов ЕВРО 4, не имеющие в системе выпуска СФ. Позднее сажевые фильтры появились и на легковом транспорте. В настоящее время СФ оснащается большинство выпускаемых автомобилей с дизельным двигателем.
Сажевый фильтр задерживает частицы сажи из выхлопных газов;
Катализатор участвует в химической реакции для удаления оксидов азота и несгоревших углеводороды из выхлопных газов.
Где установлен сажевый фильтр
Сажевый фильтр установлен в выпускном тракте автомобиля. Точное расположение может отличаться и зависит от модели. Есть два основных варианта расположения — сразу за турбиной в подкапотном пространстве или под днищем автомобиля. Выглядит как утолщение выпускного тракта диаметром около 15-25 см и обязательно имеет выводы для подключения датчика температуры ОГ и трубки для подключения датчика дифференциального давления.
Неисправности сажевого фильтра и их причины
По сигналу от датчика дифференциального давления, сравнивающего значения давления в выпускной системе до и после СФ. При большом количестве накопленной сажи разница показаний возрастает.
По сигналу от датчика температуры выхлопных газов (EGT). По мере заполнения фильтра температура растет.
Через алгоритм, заложенный в прошивке ЭБУ. Учитывается средний пробег за поездку, стиль вождения, пройденное расстояние с момента последней регенерации СФ и другие параметры.
Когда запускается регенерация сажевого фильтра
Отсутствие серьезных ошибок в памяти ЭБУ;
Уровень топлива в баке не ниже заданного значения. Часто не менее 10л;
Температура охлаждающей жидкости не менее 70 радусов по Цельсию;
Температуры выхлопных газов не менее 300 — 500 градусов по Цельсию.
Достаточная продолжительность поездки. Лучшие условия — непрерывное равномерное движение со скоростью не менее 60 км/ч в течение около 30 минут при соблюдении предыдущих условий.
P1471 Diesel particulate filter (bank 1) regeneration not completed. (неудачная попытка регенерации).
P2003 Diesel particulate filter (bank 1) particulate mass too high. (слишком высокое содержание сажи в СФ).
P242F Diesel particulate filter (bank 1) regeneration not active. (слишком большая разница значений давления до и после сажевого фильтра. Сажевый фильтр забился).
P244A Particulate filter differential pressure too low. (дифференциальное давление слишком низкое).
P224B Particulate filter differential pressure too high. (дифференциальное давление слишком высокое).
Удаление сажевого фильтра занимает всего несколько часов и позволяет избежать появления ошибок, связанных с данной системой. Для этого нужно записаться к нам на физическое удаление и перепрограммирование блока управления двигателем. Отличие высококачественных решений — возможность точечного отключения только тех элементов, которые вызывают ошибки, при этом сохраняется полноценная диагностика, позволяющая выявлять неисправности по другим системам в дальнейшем. Мы предлагаем физическое и программное удаление сажевого фильтра (DPF) путём коррекции параметров, отвечающих за контроль работы и включение режима регенерации фильтра, при котором в определенный момент впрыскивается дополнительная порция топлива, необходимая для выжигания накопившейся в фильтре сажи. Пока автомобиль новый, данный фильтр полностью справляется с очисткой выхлопных газов от сажи, пропуская в атмосферу всего 5-15% частиц. Со временем происходит забивание фильтра, это доставляет неудобства в виде слишком частых попыток регенераций и снижения тяги, а затем и переходом в аварийный режим работы дизельного двигателя, когда процесс регенерации уже не помогает повысить пропускную способность фильтрующего элемента. Для решения проблемы с сажевым фильтром он полностью удаляется из системы, позволяя выхлопным газам беспрепятственно покидать выхлопную систему. Сажевый фильтр устанавливается на большинство современных дизельных автомобилей:
Audi A1, A3, A4, A5, A6, A7, A8, Q3, Q5, Q7, Q8;
Chevrolet Captiva с двигателем 2.2 CRDi;
Ford Focus, Mondeo, Transit, Ranger с дизелем TDCi;
Jaguar X-Type, F-Pace, XF, XJ;
Jeep Cherokee, Grand Cherokee, Wrangler, Renegade, 2.0, 2.8 и 3.0 турбодизель;
Kia Sorento 2.2, 2.5, Mohave 3.0;
Land Rover, Range Rover, Defender, Discovery, Discovery Sport, Range Rover Evoque, Velar;
Peugeot HDi;
Porsche Cayenne, Macan 3.0 TDI;
Mercedes A, B, C, E, S, G, GLA, GLE, GLK, GLS, GLC, CLS;
Чип-тюнинг Suzuki Grand Vitara. Удаление сажевого фильтра и клапана ЕГР. Отчет
Специалистами московского представительства компании «Лаборатория Скорости» выполнен чип-тюнинг дизельного турбированного двигателя Suzuki Grand Vitara 1.9 DDiS, 130 лс (аналогично выполняются работы с двигателем, имеющим заводскую мощность 120 лс), механическая коробка передач, 2010
Работа указанного двигателя Сузуки Гранд Витара управляется блоком Bosch EDC16 cp01/cp03
Чиповка двигателя Suzuki Grand Vitara 1.9 DDiS производится через диагностической разъем OBDII. Разъем располагается под рулевой колонкой
В результате перепрошивки ЭБУ двигателя Сузуки Гранд Витара повышается приемистость на низких и средних оборотах, уменьшается задумчивость педали «газа» и повышается максимальная мощность и крутящий момент двигателя в пределах 25-30%
Так же на этом ЭБУ двигателя Suzuki Grand Vitara 1.9 DDiS производилось программное удаление сажевого фильтра (DPF) и клапана ЕГР (EGR). При программном удалении сажевого фильтра в обязательном порядке необходимо производить физическое удаление. Отключение клапана ЕГР необходимо производить вместе с удалением сажевого фильтра
Подробно о ЕГР и сажевых фильтрах смотрите в роликах на нашем YouTube канале:
Время «чиповки»двигателя Сузуки Гранд Витара 1.9 ДДиС- около часа