Обслуживание системы охлаждения и отопления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394 с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Во время повседневной эксплуатации, обслуживание системы охлаждения и отопления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394, УАЗ-396254, УАЗ-330364, УАЗ-390944 с инжекторным двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3 заключается в периодической проверке герметичности ее соединений и проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Обслуживание системы охлаждения и отопления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394 с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на 3-4 сантиметра выше метки «Мин». Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расширительном бачке значительно изменяется в зависимости от температуры, проверку уровня жидкости надо производить при ее температуре в системе около плюс 15-20 градусов.
В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий промежуток времени или после небольших пробегов, необходимо проверить герметичность всех патрубков, шлангов и соединений системы охлаждения. Устранив обнаруженную не герметичность, надо долить в радиатор системы охлаждения или в расширительный бачок охлаждающую жидкость того же типа, что была залита в систему.
Схема системы охлаждения и отопления автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения и отопления автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения и отопления должна находиться в пределах 80-105 градусов. Допускается кратковременная, не более десяти минут, работа двигателя при повышении температуры охлаждающей жидкости до 110 градусов.
В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости на панели приборов, надо немедленно установить и устранить причину перегрева. В холодное время года, регулировать температуру охлаждающей жидкости можно с помощью установленного утеплителя радиатора, регулируя ее закрытием или открытием клапана утеплителя.
Вариативная схема системы охлаждения и отопления автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения и отопления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394 с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя и системы отопления салона производится через два сливных краника и сливную пробку в радиаторе. При сливе жидкости необходимо открыть кран отопителей.
Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения и отопления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394 с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Замену охлаждающей жидкости в системе охлаждения и отопления автомобилей УАЗ вагонной компоновки с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3 необходимо производить раз в два года или через каждые 40 000 километров пробега, смотря что наступит раньше. Кроме того, замену охлаждающей необходимо производить при потере ей своих эксплуатационных свойств.
Из-за наличия воздуха в соединительных шлангах и отопителях кабины и салона, всю норму заправки охлаждающей жидкости в систему охлаждения и отопления УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3, залить сразу, без пуска двигателя, невозможно. Поэтому заправку системы необходимо производить в следующем порядке :
— Закройте краники и пробку слива охлаждающей жидкости, кран отопителей салона установите в положение «Открыто».
— Заполните охлаждающей жидкостью радиатор на 10-15 мм ниже горловины и расширительный бачок на 3-4 см выше метки «Мин».
— Запустите двигатель и после уменьшения уровня жидкости в верхнем бачке радиатора долейте в него охлаждающей жидкости и закройте пробку радиатора.
— Заглушите двигатель, дайте ему остыть, доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закройте пробку расширительного бачка.
— Выполните 2-3 цикла прогрева и охлаждения двигателя, и снова доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы.
Промывка системы охлаждения и отопления УАЗ-374194, УАЗ-396294, УАЗ-390994, УАЗ-220694, УАЗ-330394 с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 и Евро-3.
Через каждые три года или каждые 60 000 километров пробега автомобиля, в зависимости от того, что наступит раньше, желательно промывать систему. Промывка системы охлаждения и отопления выполняется следующим образом :
— Слейте из системы рабочую жидкость и заполните ее чистой дистиллированной водой.
— Запустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева до температуры 80 градусов, заглушите и слейте воду.
— Повторите указанные выше операции еще раз и залейте свежую охлаждающую жидкость.
Вентилятор и муфта привода вентилятора системы охлаждения и отопления.
Натяжение приводного ремня вентилятора системы охлаждения и отопления регулируется поворотом генератора. Нормальный прогиб ремня должен быть в пределах 8-14 мм при нажатии на него с усилием 39 Н (4 кгс). Во время эксплуатации необходимо контролировать расстояние от лопастей вентилятора до кожуха и от муфты привода вентилятора до сердцевины радиатора. Оно должно быть не менее 15 мм.
Наружную поверхность вязкостной муфты привода вентилятора необходимо содержать в чистоте, это напрямую влияет на температуру ее включения и выключения. В случае, если муфта привода вентилятора перестает включаться или включается не полностью, то двигатель в процессе работы под нагрузкой может перегреваться. Проверку исправности муфты необходимо производить на станциях технического обслуживания имеющих специализированное оборудование.
Похожие статьи:
Устройство системы охлаждения двигателей УМЗ-4213 и УМЗ-4216 на автомобилях УАЗ и ГАЗель.
Для повышения энергетических показателей, улучшения топливной экономичности, снижения токсичности и шума, на базе карбюраторного двигателя УМЗ-421 были разработаны модели с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием : двигатель УМЗ-4213 для автомобилей УАЗ и УМЗ-4216 — для автомобилей ГАЗель. Устройство системы охлаждения на УМЗ-4213 и УМЗ-4216 несколько различается, так как имеет отличия в схеме подключения расширительных бачков и радиаторов отопления.
Общее устройство системы охлаждения двигателей УМЗ-4213 и УМЗ-4216 на автомобилях УАЗ и ГАЗель.
Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком, с подачей жидкости в блок цилиндров. Включает в себя водяной насос, термостат, водяные рубашки в блоке цилиндров и головке блока цилиндров, радиатор, расширительный бачок, вентилятор, соединительные патрубки, а также радиаторы отопления кузова.
Для нормальной работы двигателей УМЗ-4213 и УМЗ-4216 температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах плюс 80-90 градусов. Допустима непродолжительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости 105 градусов. Такой режим может возникнуть в жаркое время года при движении автомобиля с полной нагрузкой на затяжных подъемах или в городских условиях движения с частыми разгонами и остановками.
Устройство системы охлаждения двигателя УМЗ-4213 на автомобиле УАЗ.
Устройство системы охлаждения двигателя УМЗ-4216 на автомобиле ГАЗель.
Работа системы охлаждения двигателей УМЗ-4213 и УМЗ-4216 на автомобилях УАЗ и ГАЗель.
Поддержание нормальной температуры охлаждающей жидкости осуществляется при помощи двухклапанного термостата ТС-107-01 с твердым наполнителем. При прогреве двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80 градусов, действует малый круг циркуляции охлаждающей жидкости. Верхний клапан термостата закрыт, нижний клапан открыт.
Охлаждающая жидкость водяным насосом нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в верхней плите блока и нижней плоскости головки блока цилиндров жидкость попадает в рубашку охлаждения головки, далее в корпус термостата и через нижний клапан термостата и патрубок соединительный — на вход водяного насоса. Радиатор при этом отключен от основного потока охлаждающей жидкости.
Для более эффективного действия системы отопления салона при циркуляции жидкости по малому кругу, а такая ситуация может поддерживаться достаточно долго при низких отрицательных температурах окружающего воздуха, в канале выхода жидкости через нижний клапан термостата имеется дроссельное отверстие диаметром 9 мм. Такое дросселирование приводит к повышению перепада давления на входе и выходе радиатора отопления и более интенсивной циркуляции жидкости через этот радиатор.
Кроме того, дросселирование клапана на выходе жидкости через нижний клапан термостата уменьшает вероятность аварийного перегрева двигателя в случае отсутствия термостата, так как шунтирующее действие малого круга циркуляции жидкости при этом существенно ослабляется, поэтому значительная часть жидкости пойдет через радиатор охлаждения.
Дополнительно для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в холодное время года на автомобилях УАЗ перед радиатором могут быть установлены жалюзи, с помощью которых можно регулировать количество воздуха, проходящего через радиатор.
При повышении температуры жидкости до 80 градусов и более открывается верхний клапан термостата, а нижний клапан закрывается. Циркуляция охлаждающей жидкости идет по большому кругу через радиатор.
Для нормального функционирования система охлаждения должна быть полностью заполнена жидкостью. При прогреве двигателя объем жидкости увеличивается, избыток ее выталкивается за счет повышения давления из замкнутого объема циркуляции в расширительный бачок. При снижении температуры жидкости, например после прекращения работы двигателя, жидкость из расширительного бачка под действием возникающего разрежения возвращается в замкнутый объем.
На автомобилях УАЗ с двигателем УМЗ-4213 расширительный бачок непосредственно связан с атмосферой. Регулирование обмена жидкости между бачком и замкнутым объемом системы охлаждения регулируется двумя клапанами, впускным и выпускным, находящимися в пробке радиатора.