Электрическая часть © Александр Орлов [Alor]
Газелевский переключатель стеклоочистителя, в отличии от Камазовской «гитары» не закрывает спидометр и ставить его можно не снимая руля. За полтора года эксплуатации они отлично себя показали да и дизайн хороший. (Без проблем ставится переключатель поворотников).
Штатная УАЗовская схема (от 31519)
Положения штатного переключателя:
- 0 — выключено
- I — медленно (один щелчок)
- II — быстро (два щелчка)
- III — омыватель (нажать)
- Покупаем подрулевой от Газели, реле стеклоочистителя от восьмерки 522.3747 и контактные колодки на 8 контактов — 1 шт.(для подрулевого) и на 6 контактов 2 шт.(для штатного переходника и для реле стеклоочистителя)
- Убираем штатный переключатель стеклоочистител
- Дорабатываем штатный переходной кабель от переключателя к двигателю стеклоочистителя:
- разрываем провод 4-4 (там, где красный крест) и заводим его концы на контакты 31В и S реле стеклоочистител
- соединяем провод 5-2 кабеля с контактом 15 реле стеклоочистител
- Подсоединяем контакт J реле с контактом 2 подрулевого переключател
- Заводим контакт 13 реле на массу
- Делаем переходной кабель от контактной колодки гезелевского переключателя к штатной контактной колодке, к которой раньше подсоединялс штатный переключатель
- Заводим контакты двигателя омывателя на 6 и 7 контакты переключателя
- Контакт реле 86 соединить с контактом 6 подрулевого переключателя.
- 0 — выключено
- I — медленно (один щелчок вниз)
- II — быстро (два щелчка вниз)
- III — прерывисто (один щелчок вверх)
- IV — омыватель (ручка на себя)
- имеет корпус вдвое меньших размеров за счет того, что состоит практически из одной микросхемы
- отсчет пауза в прерывистом режиме начинается от момента остановки двигателя щеток (когда контакт 31B реле соединяется с «землей» через контактную группу в блоке стеклоочистителя)
- величину паузы можно изменять от 4 с до 15 с (при желании и более) переменным резистором R=10к (см. рис 3), который можно вывести в любое удобное место. В принципе можно подключить это реле и без резистора, тогда это будет схема на рисунке 2. 🙁
Положения газелевского переключателя:
Очень рекомендую второй вариант переделки. Я сам как раз собираюсь заняться преобразованием первого варианта во второй.
Схемы реле стеклоочистителя можно посмотреть здесь.
P.S. Если что-то не так обозначил (все-таки полтора года назад делал, может и перепутал чего), не судите строго, а лучше перед сборкой прозвоните контакты самостоятельно. Если найдете ошибки, сообщите на icl@mail.ru
Практическая часть © Юрий Жилин
Родной переключатель стеклоочистителя автомобиля УАЗ (не от 3160 — (У)) настолько же ненадежен, насколько хитроумно сделан (кто нибудь пробовал разбирать?). У каждого владельца автомобиля УАЗ с таким переключателем рано или поздно возникает желание заменить его чем-нибудь подрулевым. Проблема усугублялась тем, что у меня с левой стороны от руля стоит тахометр и в случае применения подрулевых переключателей от УАЗ-31519, ВАЗ-2108, Камазовских «гитар» или чего-то аналогичного по крайней мере один из приборов — спидометр или тахометр будет закрыт.
Проблема показалось мне решенной, когда я увидел статью Александра Орлова про подрулевые переключатели от Газели. Газелевские переключатели состоят из двух частей, что позволяет регулировать высоту каждой из двух половин отдельно. На мой вопрос о возможности автоматического отключения поворотов Александр ответил, что у него с обратной стороны к рулю привернуты резиновые шайбы, которые задевают язычок и выключают повороты. После этого мною были изготовлены крепления согласно чертежей Александра (попутно в чертежах были обнаружены и исправлены ошибки). При установке по месту, у меня возникли проблемы с автоматическим отключением поворотов. Если поставить переключатели как надо, то от язычка до руля сантиметров 5, если язычок вплотную к рулю поставить(чтобы шайбочки привернуть), то и рычаги вплотную к рулю.
Попробовав, по совету Александра, уменьшить расстояние А (в пределах 4-6 мм) я убедился, что все равно переключатели встают раком. Переключатели должны быть перпендикулярны рулевой колонке, иначе неудобно ими пользоваться. Конструкцию Александра пришлось серьезно дорабатывать. |
Первоначально была сделана попытка просверлить в руле отверстия и вставить два штыря, чтобы они зацепляли язычок выключения поворотов. Этот вариант был забракован.
| Второй вариант оказался удачным. Был взят поршень от тракторного пускача диаметром 72мм. У поршня была проточена внутренняя часть, включая днище, получился цилиндр. Внутри поршня нарезана мелкая резьба, после чего в станке поршень был навернут на руль с обратной стороны с приличным натягом. В поршне были сделаны два П-образных пропила по месту, для зацепления язычка отключения поворотов. В сочетании с кронштейнами крепления переключателей, предложенными Александром, конструкция работает безукоризненно. Перед установкой все детали были окрашены черной матовой краской из баллончика. Конструкция не выглядит чужеродно и смотрится неотъемлемой частью автомобиля УАЗ. Недостатком конструкции можно считать, что стандартные переключатели без изменения длины проводов не позволяют убрать с виду разъемы. |
наверх
Схема подключения подрулевых переключателей уаз буханка
Электрические схемы автомобилей УАЗ-3 909 .
1 – фонарь передний;
2 – фара;
3, 4 – противотуманные фары;
5 – фара;
6 – фонарь передний;
7 – выключатель контрольной лампы неисправности тормозной системы;
8 – сигнал звуковой;
9 – стеклоочиститель;
10 – выключатель стоп-сигнала;
11 – прерыватель стеклоочистителя;
12 – электроомыватель;
13 – сопротивление отопителя;
14 – реле противотуманных фар;
15, 16 – реле переключения света фар;
17 – предохранитель противотуманных фар 10 А;
18 – реле указателей поворотов и аварийной сигнализации;
19 – часы;
20 – электродвигатель отопителя;
21 – прикуриватель;
22 – предохранитель прикуривателя 16 А;
23 – переключатель указателей поворота и световой сигнализации;
24 – кнопка звукового сигнала;
25 – переключатель стеклоочистителя;
26 – предохранитель тепловой 20 А;
27 – блок предохранителей;
28 – розетка штепсельная;
29 – переключатель отопителя кабины;
30 – выключатель наружного освещения;
31 – реостат подсветки приборов;
32 – выключатель плафонов освещения;
33 – спидометр;
34 – указатель напряжения;
35 – указатель давления масла;
36 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
37 – указатель уровня топлива;
38 – выключатель заднего противотуманного фонаря;
39 – контрольная лампа дальнего света фар;
40 – контрольная лампа указателей поворотов;
41 – контрольная лампа включения стояночного тормоза;
42 – контрольная лампа неисправности тормозной системы;
43 – контрольная лампа аварийного давления масла;
44 – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости;
45 – выключатель зажигания;
46 – реле выключателя зажигания;
47 – блок управления ЭППХ;
48 – выключатель противотуманных фар;
49 – выключатель аварийной сигнализации;
50 – плафон освещения кабины;
51 – генератор;
52 – датчик аварийного давления масла;
53 – датчик давления масла;
54 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
55 – датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости;
56 – коммутатор транзисторный;
57 – вибратор аварийный;
58 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
59 – сопротивление добавочное;
60 – реле стартера;
61 – электромагнитный клапан ЭППХ;
62 – электромагнитный клапан разбалансировки;
63 – микропереключатель;
64, 65, 66, 67 – свечи зажигания;
68 – датчик-распределитель;
69 – катушка зажигания;
70 – боковой повторитель;
71 – плафон освещения салона;
72 – стартер;
73 – аккумуляторная батарея;
74 – выключатель «массы»;
75 – выключатель фонаря заднего хода;
76 – боковой повторитель;
77 – датчик уровня топлива;
78, 83 – фонари задние;
79, 80 – фонари освещения номерного знака;
1 – фонарь передний;
2 – фара;
3, 4 – противотуманные фары;
5 – фара;
6 – фонарь передний;
7 – выключатель контрольной лампы неисправности тормозной системы;
8 – сигнал звуковой;
9 – стеклоочиститель;
10 – выключатель стоп-сигнала;
11 – прерыватель стеклоочистителя;
12 – электроомыватель;
13 – сопротивление отопителя;
14 – реле противотуманных фар;
15, 16 – реле переключения света фар;
17 – предохранитель противотуманных фар 10 А;
18 – реле указателей поворотов и аварийной сигнализации;
19 – часы;
20 – электродвигатель отопителя;
21 – прикуриватель;
22 – предохранитель прикуривателя 16 А;
23 – переключатель указателей поворота и световой сигнализации;
24 – кнопка звукового сигнала;
25 – переключатель стеклоочистителя;
26 – предохранитель тепловой 20 А;
27 – блок предохранителей;
28 – розетка штепсельная;
29 – переключатель отопителя кабины;
30 – выключатель наружного освещения;
31 – реостат подсветки приборов;
32 – выключатель плафона освещения кабины;
33 – спидометр;
34 – указатель напряжения;
35 – указатель давления масла;
36 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
37 – указатель уровня топлива;
38 – выключатель заднего противотуманного фонаря;
39 – контрольная лампа дальнего света фар;
40 – контрольная лампа указателей поворотов;
41 – контрольная лампа включения стояночного тормоза;
42 – контрольная лампа неисправности тормозной системы;
43 – контрольная лампа аварийного давления масла;
44 – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости;
45 – выключатель зажигания;
46 – реле выключателя зажигания;
47 – блок управления ЭППХ;
48 – выключатель противотуманных фар;
49 – выключатель аварийной сигнализации;
50 – плафон освещения кабины;
51 – генератор;
52 – датчик аварийного давления масла;
53 – датчик давления масла;
54 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
55 – датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости;
56 – коммутатор транзисторный;
57 – вибратор аварийный;
58 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
59 – сопротивление добавочное;
60 – реле стартера;
61 – электромагнитный клапан ЭППХ;
62 – электромагнитный клапан разбалансировки;
63 – микропереключатель;
64, 65, 66, 67 – свечи зажигания;
68 – датчик-распределитель;
69 – катушка зажигания;
70 – боковой повторитель;
71 – переключатель датчиков уровня топлива;
72 – стартер;
73 – аккумуляторная батарея;
74 – выключатель «массы»;
75 – выключатель фонаря заднего хода;
76 – боковой повторитель;
77, 78 – датчики уровня топлива;
79, 84 – фонари задние;
80, 81 – фонари освещения номерного знака;
82 – задний противотуманный фонарь;
83 – фонарь заднего хода
2, 5 – фары;
3, 4 – противотуманные фары;
7 – выключатель контрольной лампы неисправности тормозной системы;
8 – сигнал звуковой;
9 – стеклоочиститель;
12 – электроомыватель;
13 – сопротивление отопителя;
14 – реле противотуманных фар;
15, 16 – реле переключения света фар;
17 – предохранитель противотуманных фар 10 А;
18 – реле указателей поворотов и аварийной сигнализации;
19 – переключатель света фар;
20 – электродвигатель отопителя;
21 – прикуриватель;
22 – предохранитель прикуривателя 16 А;
23 – переключатель стеклоочистителя;
24 – кнопка звукового сигнала;
25 – выключатель плафона освещения кабины;
26 – предохранитель тепловой 20 А;
27 – блок предохранителей;
28 – розетка штепсельная;
29 – переключатель отопителя кабины;
30 – выключатель наружного освещения;
31 – реостат подсветки приборов;
32 – спидометр;
33 – указатель напряжения;
34 – указатель давления масла;
35 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
36 – указатель уровня топлива;
37 – выключатель заднего противотуманного фонаря;
38 – контрольная лампа дальнего света фар;
39 – контрольная лампа указателей поворотов;
40 – контрольная лампа включения стояночного тормоза;
41 – контрольная лампа неисправности тормозной системы;
42 – контрольная лампа аварийного давления масла;
43 – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости;
44 – выключатель зажигания;
45 – блок управления ЭППХ;
46 – выключатель противотуманных фар;
47 – выключатель аварийной сигнализации;
48 – плафон освещения кабины;
49 – генератор;
50 – датчик аварийного давления масла;
51 – датчик давления масла;
52 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
53 – датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости;
54 – коммутатор транзисторный;
55 – вибратор аварийный;
56 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
57 – сопротивление добавочное;
58 – реле стартера;
59 – электромагнитный клапан ЭППХ;
62, 63, 64, 65 – свечи зажигания;
66 – датчик-распределитель;
67 – катушка зажигания;
68 – боковой повторитель;
69 – переключатель датчиков уровня топлива;
70 – стартер;
71 – аккумуляторная батарея;
72 – выключатель «массы»;
73 – выключатель фонаря заднего хода;
74 – боковой повторитель;
75, 76 – датчики уровня топлива;
77, 82 – фонари задние;
78, 79 – фонари освещения номерного знака;