- Двигатель Renault K4M: характеристики и применимость для авто, ремонт и техническое обслуживание двигателя
- Технические особенности двигателя Renault K4M
- Описание устройства
- Технические характеристики двигателя
- Модификации мотора
- На какие машины ставят силовой агрегат
- Тюнинг двигателя
- Renault duster k4m 690
- Недостатки двигателя К4М
- Что находится под крышкой капота на Дастере 1.6 л?
- Как читать код двигателя К4М?
- Применяемые масла в двигателе K4M 1.6 и МКПП
- Что и когда в К4М необходимо заменять?
Двигатель Renault K4M: характеристики и применимость для авто, ремонт и техническое обслуживание двигателя
Бензиновый мотор модели K4M относился к линейке рядных агрегатов с 4 цилиндрами, выпускавшейся компанией Renault с 1995 г. Существовало несколько десятков разновидностей мотора, отличавшихся мощностью, и рассчитанных на установку на разных автомобилях. Ряд модификаций K4M остается на конвейере и в 2022 г.
Технические особенности двигателя Renault K4M
Серийный выпуск K4M был освоен в 1998 г. Мотор базировался на блоке K7M, который накрыли головкой с 16 клапанами. Двигатель стал использоваться на модернизированном Renault Laguna I поколения, вытеснив устаревший мотор серии F-Type объемом 1,8 л. Производитель применил индивидуальные катушки, установленные в колодцах свечей.
Мотор оснащался гидравлическими компенсаторами в приводе клапанов, позволившими снизить уровень шума и упростить обслуживание. Впоследствии появились версии двигателя K4M с регулятором фаз, которые имели повышенную мощность и ставились на «заряженные» модификации автомобилей. Блок изготавливался из серого чугуна. Для вращения механизма ГРМ применили ремень с автоматическим корректором натяжения.
Номер двигателя K4M наносится лазерной гравировкой на заводе на площадку на боковине блока. Через 4-6 лет эксплуатации идентификатор становится нечитаемым из-за воздействия воды, что создает проблемы при снятии автомобиля с учета или внезапной сверке номеров при проверке документов. Нумерация цилиндров ведется от шкива на коленчатом валу.
Описание устройства
Мотор оснащен 16-клапанной системой газораспределения, позволившей повысить мощность и сделать его более эластичным. Головка выполнена по технологии литья из алюминия и закреплена на блоке анкерными болтами через прокладку.
Жидкостная система охлаждения дополнена помпой с приводом от ремня, который вращает распределительные валы. В замкнутом контуре охлаждения предусмотрены термостат и бачок для компенсации температурного расширения антифриза.
Коленчатый вал и стальные кованые шатуны позаимствованы у мотора K7M, но поршни имеют оригинальную конструкцию. Ременный привод ГРМ в случае обрыва вызывает удар клапанов о днище поршня.
Перечень навесного оборудования на K4M зависит от модификации. На картере имеется место для монтажа насоса гидравлического усилителя руля и компрессора кондиционера. Система смазки оборудована насосом и фильтром с редукционным клапаном.
Изначально на K4M не предусматривалась установка регулятора фаз. Но впоследствии производитель стал выпускать версию двигателя с фазовращателем для вала клапанов впуска. Клапан управления установили в проточке, выполненной в головке блока.
Корректор фаз работает от масляной системы, обеспечивая повышение мощности и крутящего момента при одновременном улучшении эластичности. Внешне отличить K4M с регулятором фаз можно по разъему с проводом, расположенному рядом с пробкой для заливки масла.
На моторе использована система питания с форсунками, находящимися в коллекторе впуска. Для управления подачей горючего применен электронный блок (мощность K4M зависит от версии прошивки). Высокая степень сжатия предусматривает использование в качестве топлива бензина А-95, но допускается и А-92.
В системе выпуска установлен нейтрализатор. Последние версии двигателя соответствуют нормативам Евро-5.
Технические характеристики двигателя
- размерность цилиндра – 79,5х80,5 мм (диаметр и ход поршня соответственно);
- рабочий объем – 1598 см³;
- степень сжатия – 9,8 или 10 единиц;
- порядок подачи искровых импульсов по цилиндрам – 1-3-4-2;
- нормальная компрессия – от 12,7 кгс/см².
Мощность моторов без регулятора фаз – от 90 до 110 л. с. при 5750 об/мин. Крутящий момент не превышает 148 Н*м. При установке системы корректировки фаз мощность доходит до 115-117 л. с. при 6000 об/мин.
Для спортивных автомобилей Renault Twingo RS или Clio GT выпускалась модификация K4M с увеличенной до 11 единиц степенью сжатия и доработанной головкой. Такой вариант развивал 130 или 133 л. с. при 6750 об/мин, а пик крутящего момента доходил до 160 Н*м.
Экономичность мотора зависела от модификации и массы автомобиля. Например, Megane 1 поколения имел мощность 107 л. с. и сжигал в городе 9,4 л бензина. При неисправности регулятора фаз растет расход топлива и снижается мощность двигателя (разница по сравнению с исправным мотором превышает 10-15%).
Модификации мотора
С 1999 г. выпускалось более 20 версий двигателя. Ниже перечислены некоторые модификации:
- K4M 690 – для установки на Lada Largus (без регулятора фаз);
- K4M 69х – для европейских моделей Dacia Logan и Renault Kangoo;
- K4M 710 – для Laguna II поколения;
- K4M 812, 813 и 858 – для Megane II и III поколения;
- K4M 838 – для применения на седанах Fluence;
- K4M 862 и 854 – редкие разновидности для автомобилей Renault Twingo RS и Clio GT.
Моторы отличаются не только мощностью, но и компоновочными решениями. Например, может использоваться проводка с разной длиной жгутов и отличающимися штекерами. Также возможно отличие в месте расположения стартера.
На какие машины ставят силовой агрегат
Моторы линейки K4M устанавливались на автомобилях:
- Lada Largus;
- Dacia и Renault Duster 1G;
- Renault Megane I, II и III поколений;
- Renault Laguna I, II и III поколений;
- Renault Logan 1 и 2 генерации
- Dacia и Renault Sandero 1G;
- Renault Scenic I/II и Grand Scenic с кузовами I и II поколений;
- Renault Scenic III серии (вплоть до конца выпуска);
- Renault Symbol II поколения и Logan 1 и 2 генерации (версия мощностью 102 л. с.);
- российской модели Nissan Almera G15.
Тюнинг двигателя
Основной способ доработки K4M – перепрограммирование блока управления с удалением системы снижения токсичности выхлопных газов. Прирост мощности не превысит 5-7%, но смещение пика крутящего момента в зону низких оборотов сделает разгон динамичнее. Лучшие варианты с регулятором фаз развивают не более 122-125 сил.
Можно установить турбину РК-23 и распределительные валы с кулачками иного профиля. Также необходимо смонтировать радиатор для охлаждения сжатого воздуха перед подачей на впуск. Снижение степени сжатия не потребуется, давление наддува не превышает 0,5 бара. Мощность таких вариантов доходит до 150 сил.
На фото показан общий вид комплекта деталей для доработки Logan.
Renault duster k4m 690
Более детально про слабые места К4М…
Периодичность проявления данной проблемы может быть разная. Связана эта проблема с нарушением плотности герметика между крышкой и головкой БЦ. Если заметили появление масляных пятен на крышке, то необходимо снять крышку, удалить старый герметик и произвести монтаж головки с нанесением нового слоя герметика для поверхностей работающих в масляной среде. При нахождении авто на гарантии меняют в сервисе за 5 минут бесплатно.
Часто начинают шуметь с новья.
Ремень ГРМ и натяжной ролик подлежат замене при достижении 60000 км, иначе при обрыве ремня произойдёт загиб клапанов.
На новом движке течи сальников бывают редко, в основном по причине установки с перекосом. Но после 100000 км, течь масла сквозь сальники учащается из-за их износа.
Что касается катушек зажигания, они отказывают на первой партии Дастеров и других автомобилей из-за плохой защищённости от пыли, воды и грязи. К сожалению, устанавливаемые заводом уплотнители не обеспечивали надёжную герметичность между посадочной плоскостью и катушкой. Чтобы избежать выхода из строя катушек зажигания надо сразу заменить дефектные уплотнения.
У многих автовладельцев возникали выходы из строя двигателей связанные с износом ремня вспомогательных агрегатов раньше установленного времени. А это говорит о том, что необходим периодический контроль состояния ремня. Ремень сначала начинает пушиться, потом попадает под шкив коленчатого вала с последующим клином двигателя.
Недостатки двигателя К4М
- Двигатель чувствителен к некачественному бензину;
- У многих авто двигатель троит;
- Двигатель прожорлив по расходу бензина;
- При езде на Дастере присутствует чувство слабости двигателя;
- Недостаточный уровень масел в КПП, разд. коробке и зад. мосту;
Более детально про недостатки двигателя К4М…
Чувствительность к некачественному отечественному бензину проявляется на большинстве автомобильных двигателей зарубежного производства, в чем мотор К4М не исключение. Проявляется это в кратковременных провалах в работе движка при движении и плавании оборотов холостого хода.
Причина проблемы скрывается в неисправности в одной из катушек зажигания, в форсунках или свечах зажигания. Определяется причина поэтапно с замером компрессии с последующей заменой вышедшего из строя узла.
Несмотря на рекламу об экономной работе — у двигателя повышенный аппетит на бензин в режиме городского цикла, чего не скажешь при движении по загородной трассе.
Слабость двигателя почувствуете на трассе при обгоне, особенно при полной загрузке пассажирами. Если есть возможность, то любителям более спортивного стиля вождения лучше остановить свой выбор на Рено Дастер с 2 литровым мотором F4R.
При покупке Дастера надо обращать внимание на уровень масел в коробке передач и раздатке и заднем мосту, бывают случаи недолива, которые выходят боком…
Данная информация по слабым местам и недостаткам двигателя К4М и трансмиссий приведена из практики эксплуатации Дастера 1.6 л. Не пугайтесь, несмотря на это. У двигателя очень много и положительных сторон в отличие от движков на наших легковушках. С начала эксплуатации и до капитального ремонта в двигателе K4M заложен ресурс 350-450 тыс. км. На новом автомобиле с поломками проще, если они случаются без нарушения правил эксплуатации, то в Рено центре вашего региона их устранят бесплатно, ну конечно, если авто на гарантии. По статистике, при соблюдении правил эксплуатации половина поломок не происходит.
Что находится под крышкой капота на Дастере 1.6 л?
На фото отмечены узлы и агрегаты совместно расположенные с двигателем.
Как читать код двигателя К4М?
У французов заводом Рено начиная с середины 1980-х годов действует кодировка типов двигателей в виде XnY zzz , где: X — серия двигателя (в данном случае — K); n — архитектура двигателя (4 — соответствует бензиновым двигателям у которых по 4 клапана на цилиндр; 7 — для бенз. движков с распределением впрыска у которых по 2 клапана на цилиндр; 9 — для дизелей имеющих непосредственный впрыск); Y — обозначает рабочий объём мотора; zzz — это, число, обозначает конструктивные особенности мотора и автомобиля, на который он монтирован (например, нечётными числами обозначаются автомобили с АКПП, чётными — с МКПП).
Применяемые масла в двигателе K4M 1.6 и МКПП
Место заливки или смазки | Количество, в литрах | Наименование масел |
---|---|---|
Система смазки двигателя 1,6 | 4,8 | Моторные масла с классом API: SL; SM и вязкостью SAE: 5W30; 5W40; 5W50; 0W30; 0W40 |
Картер мех. КП | 2,8 | Трансмиссионные масла с классом API: GL-4; GL-5 и вязкостью SAE: 75W80 |
Что и когда в К4М необходимо заменять?
Что и когда в двигателе K4M подлежит замене | По пробегу или продолжительности экспл. (тыс. км/годы, в зависимости от того, что наступит ранее), свыше 120000 км, в той же периодичности. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
15/1 | 30/2 | 45/3 | 60/4 | 75/5 | 90/6 | 105/7 | 120/8 | |
Масло и масляный фильтр | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ремень привода ГРМ | — | — | — | + | — | — | — | + |
Ремень привода вспомогательных агрегатов | — | — | — | + | — | — | — | + |
Сменный элемент воздушного фильтра | + | + | + | + | + | + | + | + |
Свечи зажигания | — | + | — | + | — | + | — | + |
Охлаждающая жидкость (либо через 3 года) | — | — | — | — | — | + | — | — |
Что и когда проверять на двигателе К4М и трансмиссии | ||||||||
Диагностика блока управления мотором на компьютере | + | + | + | + | + | + | + | + |
Герметичность (опрессовка под давлением) систем охлаждения, топливной, выхода отработанных газов, трубок, шлангов, мест их соединений. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Привода сцепления | + | + | + | + | + | + | + | + |
Состояние (РТИ) защ. чехлов на шарнирах колёсных приводов | + | + | + | + | + | + | + | + |
P.S. Уважаемые автовладельцы Рено Дастер с двигателями К4М! Вы всегда можете сообщить о слабых местах, недостатках возникших на двигателе и трансмиссии вашего авто, о поиске неисправностей и ремонте…