На фоне очередной волны гнусных инсинуаций о сказочном расходе дизельных моторов, решил поделиться наблюдением, пока немного приболел, время есть и делать нечего. Расход у моего Х5 с мотором 4.0D заявленный производителем для смешанного цикла — 6.2 литра на 100 км/ч. Моя эксплуатация как раз попадает под смешанный цикл, но расход конечно существенно превышает заявленный — 10,6 литра. Таким образом мой фактический расход на 70% выше, чем паспортный. Расход Мерседеса GLS 350D, заявленный на бумаге — 7,6 литра, ожидаемо получается выше из-за больше массы машины и меньшей мощности — 249 сил против 313 у бмв в стоке + сколько-то чип. Базовая разница в расходе, заявленная производителями у gls больше на 23%. Для того чтобы сравнивать подобное с подобным, давайте посмотрим, как бы выглядел фактический расход GLS, если он вырастает так же на 70% от паспортного. 7,6*70% = 12,92. Иными словами практически 13 литров. Все так же четко сохраняется разница в 23% между расходом в 10,6 / 13 литров, без всякой магии. Скорее было бы очень странно, если бы расход GLS в смешанном цикле составлял бы столько же, сколько у Х5. Ничего удивительно, что у некоторых владельцев эта пропорция несколько от моей отличается и их расход колеблется в смешанном цикле между 12 и 14 литров. При этом нужно отметить, что речь идёт об автомобилях с разной энерговооружённостью — соотношением массы к мощности. Более легкий Х5 мощнее в стоке на 25%, что даёт при одинаковом росте расхода в 70% от паспортного совершенно разную динамику в поведении этих автомобилей на дороге. Это проще представить, если сначала посмотреть на новый GLS с тем же трехлитровым дизелем но уже в 330 сил. У него заявлен практически такой же расход — 7,8 литра. Но вполне очевидно, что если на таком моторе нажимать педаль так, чтобы расход вырос на те же самые 70% от паспортного, новый GLS будет ехать куда динамичней. А если скинуть ещё несколько сот кг «лишней» массы, можно представить насколько динамичней едет дизельный Х5. Особенно заметно разница в энерговооружённости проявляется с ростом скорости, потому что сила трения уменьшается линейно увеличению скорости, а сопротивление воздуха функция квадратичная. Поэтому разница во времени ускорения 0-100 для 249/313 сил будет чуть больше 2-х секунд, а 0-200 — уже более 20! Это очевидным образом обьясняет, почему значительная разница в энерговооружённости даёт все более значительную разницу в динамике с ростом скорости, а в ситуации когда из-за недостатка энерговооружённости мотор выходит за пределы оптимальных оборотов, будет наблюдаться картина когда дизель действительно жрет и не едет.