- 10.1 Прокачка гидросистемы тормозов
- Особенность конструкции тормозов автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Прокачка тормозной системы и замена тормозной жидкости
- Возможные неисправности тормозной системы и методы устранения
- Увеличенный ход педали тормоза (педаль «проваливается»)
- Нерастормаживание (заедание) тормозов
- Занос автомобиля при торможении
- Увеличенный ход рычага тормоза
- Стояночный тормоз не действует
- Стояночный тормоз не растормаживается
10.1 Прокачка гидросистемы тормозов
Правильное функционирование тормозной гидросистемы возможно только если ее компоненты свободны от воздуха. Чтобы удалить воздух из системы, прокачайте ее.
В течение процедуры прокачки добавляйте только чистую, свежую тормозную жидкость указанного в Спецификациях типа. Никогда не используйте жидкость повторно.
Если есть какие-либо сомнения относительно типа жидкости, залитой в систему, промойте систему чистой жидкостью и замените все уплотнения.
Если в главном цилиндре упал уровень тормозной жидкости, найдите и устраните причину утечки, прежде чем продолжать работу.
Припаркуйте автомобиль на ровном месте (не под уклон), выключите зажигание и выберите 1-ю передачу или задний ход. Заблокируйте колеса и освободите ручной тормоз.
Убедитесь, что все трубки и шланги прикреплены надежно, соединительные муфты зажаты, а штуцеры прокачки закрыты. Снимите пылезащитные колпачки и счистите с штуцеров прокачки грязь.
Отверните крышку резервуара тормозной гидросистемы и доведите уровень жидкости до линии “МАХ”. Наживите крышку и не забудьте поддерживать уровень жидкости выше линии “MIN” на протяжении всей процедуры, иначе воздух вновь попадет в систему.
В продаже имеется целый ряд приспособлений для прокачки тормозной системы одним человеком. Рекомендуется использовать один из таких комплектов, поскольку они значительно упрощают работу, а также уменьшают риск обратного затягивания в систему вышедших из нее воздуха и жидкости. Если такое приспособление не доступно, примените основной метод прокачки (для двух человек), подробно описанный ниже.
Если используется приспособление, подготовьте автомобиль как описано выше и следуйте инструкциям изготовителя комплекта. Процедура может значительно меняться в зависимости от типа используемого приспособления, основной ее ход также описан ниже.
Какой бы метод не использовался, соблюдайте правильную последовательность прокачки.
Если были разъединены или сняты компоненты только одного из контуров (например суппорт или рабочий тормозной цилиндр), в прокачке нуждается лишь этот контур.
Если прокачке подлежит вся система, действуйте в следующей последовательности:
a) Задний правый тормозной механизм.
b) Передний левый тормозной механизм.
с) Задний левый тормозной механизм.
d) Передний правый тормозной механизм.
1. Подготовьте чистый стеклянный резервуар, подходящей длины пластиковую или резиновую трубку, которая туго садится на штуцер прокачки. Потребуется помощь второго человека.
2. Если еще не выполнено, снимите пылезащитный колпачок штуцера прокачки и насадите на штуцер подготовленную для прокачки трубку. Погрузите второй конец трубки в предварительно налитую в резервуар тормозную жидкость.
3. Убедитесь, что резервуар главного цилиндра наполнен, и поддерживайте уровень жидкости в нем выше линии “MIN” на протяжении всей процедуры.
4. Попросите ассистента нажать тормозную педаль до упора несколько раз, а затем удерживать ее нажатой.
Особенность конструкции тормозов автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная (разделена на передний и задний контуры), с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке
Запасная система образована каждым контуром рабочей системы.
При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью
Узлы системы соединены медными трубками и резиновыми шлангами.
Тормозные механизмы передних колес — барабанные, с двумя однопоршневыми цилиндрами, каждый из которых воздействует на свою колодку
Цилиндры соединены между собой медной трубкой
Регулировка зазоров между колодками и барабаном производится вручную.
На каждом цилиндре имеется клапан для удаления воздуха.
Тормозные механизмы задних колес — барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и ручной регулировкой зазора между колодками и барабаном.
В средней части тормозных щитов передних и задних колес расположены эксцентрики для регулировки положения колодок после их замены или в процессе эксплуатации
Кроме того, при замене колодок их положение можно изменять поворотом эксцентриковых опорных пальцев.
Накладки соединены с колодками алюминиевыми заклепками
Минимальная допустимая толщина накладок тормозных колодок при их износе — 0,5 мм от рабочей поверхности до головок заклепок.
Максимально допустимый внутренний диаметр тормозных барабанов — 281 мм
У задних колес накладки задних тормозных колодок короче, чем у передних.
Это необходимо для обеспечения равномерного изнашивания накладок.
Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю
На некоторых автомобилях установлены отдельные бачки для каждого контура системы.
Поршни в цилиндре расположены последовательно: ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие тормозные механизмы задних колес, другой поршень — передних
При отсутствии утечек жидкости из системы ее уровень в бачке главного тормозного цилиндра должен находиться между метками МАХ и MIN.
По мере изнашивания тормозных накладок уровень понижается
В случае нарушения герметичности тормозной системы и падения уровня жидкости в бачке срабатывает датчик, и на панели приборов загорается лампа сигнализатора.
В этом случае доливать жидкость следует только после устранения неисправности.
Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну четырьмя шпильками
Для увеличения тормозного усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым усилитель соединен шлангом.
В корпусе усилителя установлен воздушный фильтр, который необходимо промывать или заменять не реже одного раза в год.
При выходе усилителя из строя, заменяем его целиком.
Регулятор давления крепится к поперечине рамы.
Он корректирует давление тормозной жидкости в контуре тормозов задних колес в зависимости от загрузки автомобиля, что уменьшает вероятность заноса при торможении.
Отслеживая через нагрузочную пружину загрузку задней оси, он ограничивает давление жидкости в заднем тормозном контуре.
При выходе из строя регулятор заменяется целиком.
После замены регулятора или рессор задней подвески, а также заднего моста необходимо отрегулировать положение нагрузочной пружины относительно заднего моста
Сигнальное устройство устанавливается на некоторых автомобилях.
Оно служит для сигнализации о потере герметичности в одном из контуров.
В этом случае загорается лампа сигнализатора на панели приборов.
Стояночный тормоз — ручной, механический, трансмиссионный.
Усилие от рычага, установленного в салоне, передается на две колодки, размещенные внутри тормозного барабана.
Барабан закреплен винтами на фланце вала привода заднего моста раздаточной коробки.
Прокачка тормозной системы и замена тормозной жидкости
Прокачиваем тормозную систему при попадании в нее воздуха или разгерметизации тормозных контуров, замене тормозных цилиндров, шлангов, трубок и т.п.
Для прокачки тормозов нужен помощник.
Для данной операции не требуется смотровая канава, достаточно чистой, ровной площадки.
Очищаем от грязи клапаны прокачки.
Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке (при необходимости доливаем ее до метки МАХ).
При прокачке постоянно контролируем уровень тормозной жидкости и доливаем ее, не допуская падения уровня ниже метки MIN.
Прокачиваем тормоза при неработающем двигателе и нагруженной задней оси.
Снимаем с клапана прокачки заднего правого колесного цилиндра защитный колпачок и, надев прозрачный шланг, погружаем его свободный конец в емкость, частично заполненную тормозной жидкостью.
Нажимаем на педаль тормоза 4–5 раз.
Не отпуская ее, отворачиваем ключом «на 11» на 1/3–1/2 оборота клапан прокачки.
В жидкости, вытекающей из шланга, будут видны пузырьки воздуха.
После того, как педаль «уйдет» вперед до упора, выдавив порцию жидкости из системы в емкость, заворачиваем клапан и только после этого отпускаем педаль.
Повторяем прокачку до тех пор, пока полностью не прекратится выход пузырьков воздуха из шланга.
Сняв шланг, надеваем на клапан защитный колпачок.
Затем прокачиваем тормозной цилиндр заднего левого колеса.
Также прокачиваем регулятор давления
Передние колесные цилиндры прокачиваем в следующей последовательности: нижний правый; верхний правый; нижний левый; верхний левый.
Если в системе остался воздух, то при нажатии на педаль тормоза будет ощущаться ее упругость.
В этом случае повторите прокачку, пока педаль не станет «жесткой»
Если даже при длительном удалении воздуха пузырьки продолжают выходить из шланга, проверьте герметичность соединений, трубопроводов, шлангов, главного и рабочих цилиндров.
Подтекающие соединения подтяните, а неисправные уплотнительные кольца и манжеты главного цилиндра замените.
Рабочие цилиндры заменяем в сборе.
После прокачки долейте свежую рекомендуемую тормозную жидкость в бачок до метки MAX и установите крышку бачка с датчиком аварийного падения уровня.
При замене тормозной жидкости прокачку следует производить до тех пор, пока свежая тормозная жидкость (она более светлая) не начнет выходить из клапанов прокачки всех рабочих цилиндров
Возможные неисправности тормозной системы и методы устранения
Увеличенный ход педали тормоза (педаль «проваливается»)
— Увеличенные зазоры между колодками и барабанами
Отрегулировать зазоры между колодками и барабанами, пользуясь только регулировочными эксцентриками
При большом износе накладок (до головок заклепок остается менее 0,5 мм) заменить их новыми
При установке новых колодок или после замены накладок регулировку производить как регулировочными эксцентриками, так и эксцентриками опорных пальцев
— Попадание воздуха в тормозную систему из-за: отсутствия жидкости в бачках главного цилиндра; течи тормозной жидкости в соединениях трубопроводов, цилиндрах, повреждения трубопроводов, шлангов и т.п.
Устранить течь жидкости, заменив, при необходимости, поврежденные детали
— Засорение отверстий в бобышках крышек бачков главного цилиндра
Прочистить отверстия. После устранения причины попадания воздуха, прокачать систему
Нерастормаживание (заедание) тормозов
— Отсутствует свободный ход педали тормоза
Отрегулировать свободный ход педали
— Засорение компенсационных отверстий главного цилиндра
Прочистить компенсационные отверстия и сменить тормозную жидкость, если она загрязнилась
— Заедание поршней главного или колесных цилиндров
— Поломка оттяжной пружины педали тормоза
— Ослабла или сломана стяжная пружина колодок тормоза
— Заедание колодок на втулках опорных пальцев
Зачистить и смазать опорные поверхности, при этом смазка не должна попадать на тормозные накладки
— Смятие трубопровода, препятствующее возврату тормозной жидкости из колесного цилиндра
Заменить смятый трубопровод
Занос автомобиля при торможении
— Замасливание тормозных накладок одного из тормозов
Устранить причину замасливания накладок. Заменить накладки колодок или промыть их в бензине
— Ослабление крепления тормозного щита
Затянуть болты крепления щита
— Разное давление в шинах правых и левых колес
Довести давление в шинах до нормы
— Ослабление затяжки стремянок одной из рессор
— Неправильная регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном
— Не работает регулятор давления или нарушена регулировка усилия упругого рычага на поршень регулятора
Устранить неисправности регулятора и его привода. Отрегулировать усилие рычага
— Увеличенный зазор между колодками и барабаном
Отрегулировать зазор. Если фрикционные накладки сильно изношены, то заменить накладки или колодки
Увеличенный ход рычага тормоза
— увеличенная длина тяги привода
Отрегулировать длину тяги привода
Стояночный тормоз не действует
— Заедание или коррозия деталей разжимного механизма
Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать его детали
— Изношены или замаслены накладки колодок
Устранить причину замасливания накладок. Заменить накладки колодок или промыть их в бензине или керосине
— неправильная регулировка зазора или длины тяги
Отрегулировать зазор или длину тяги
Стояночный тормоз не растормаживается
— Ослабление или поломка стяжных пружин колодок
— Заедание разжимного механизма
Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать детали
— Неправильная регулировка зазора или длины тяги
Отрегулировать зазор или длину тяги