Принцип действия антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ старого грузового ряда, УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695.
Антиблокировочная система тормозов ABS автомобилей УАЗ старого грузового ряда, это санитарные автомобили УАЗ-396295, грузопассажирские автомобили УАЗ-396255 и микроавтобусы УАЗ-220695 состоит из гидравлической и электрической частей. Гидромодулятор системы ABS встраивается в разрыв тормозной магистрали автомобиля и имеет первичный передний и вторичный задний тормозные контуры.
Передний контур имеет две гидравлические ветви торможения отдельно для левого и правого колеса, а ветви торможения задней оси объединены в одну. Гидромодулятор ABS автоматически регулирует тормозные силы для каждого контура, при этом механический регулятор давления в тормозной системе для снижения тормозных сил задней оси не требуется. Тормозные силы регулируются посредством изменения в гидромодуляторе ABS проходного сечения впускных и выпускных гидроконтуров.
Импульсное силовое управление гидромодулятором осуществляется шестью быстродействующими гидравлическими клапанами и электронасосом от встроенного в гидромодулятор электронного блока управления (ЭБУ).
Каждое колесо имеет свой синхродиск на 48 зубьев и датчик скорости колеса, что позволяет ЭБУ определить радиальную скорость колеса и вычислить линейную скорость колеса в км/ч. Кроме того, ЭБУ определяет интенсивность разгона или торможения автомобиля по датчику ускорения. Электронный блок управления также получает сигнал начала торможения от выключателя педали тормоза.
Гидравлическая схема антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695.
Обозначения гидравлической схемы АБС :
1 — бачок главного тормозного цилиндра;
2 — цилиндр тормозной главный;
3 — усилитель тормозной вакуумный;
4 — педаль тормоза;
5 — гидромодулятор:
FL — колесо переднее левое;
FR — колесо переднее правое;
RL — колесо заднее левое;
RR — колесо заднее правое;
MC1 — контур тормозной первичный;
MC2 — контур тормозной вторичный;
M1 — электропривод насоса (мотор) ;
RP1 — насос откачивающий первичного контура;
RP2 — насос откачивающий вторичного контура;
EV-RA — клапан впускной задней оси;
EV-FL — клапан впускной переднего левого колеса;
EV-FR — клапан впускной переднего правого колеса;
AV-RA — клапан выпускной задней оси;
AV-FL — клапан выпускной переднего левого колеса;
AV-FR — клапан выпускной переднего правого колеса;
A1 — аккумулятор гидравлический первичного контура;
A2 — аккумулятор гидравлический вторичного контура;
N — ниппель гидравлический.
Принцип действия антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695.
Если после нажатия педали тормоза наблюдается блокировка, например, переднего левого колеса FL, то скорость этого колеса по показаниям датчика скорости будет ниже скорости других колес — автомобиль начнет разворачивать вокруг вертикальной оси этого колеса.
Чтобы этого не произошло, гидромодулятор по сигналу электронного блока управления закрывает впускной клапан EV-FL и открывает выпускной клапан AV-FL этого колеса — тормозная жидкость начинает уходить из контура этого колеса в гидроаккумулятор A1, тормозное усилие снижается и колесо начинает вращаться.
Как только скорость колеса выровняется со скоростью других колес, выпускной клапан AV-FL призакрывается, а впускной EV-FL приоткрывается, обеспечивая требуемое снижение тормозных сил для данного колеса, что зависит от силы сцепления шины колеса с дорогой.
Одновременно гидромодулятор увеличивает тормозное усилие заднего левого колеса RL, то есть призакрывается выпускной клапан AV-RA и приоткрывается впускной клапан EV-RA. Это позволяет развернуть автомобиль в обратную сторону относительно заднего левого колеса, то есть вернуть его на прежнюю колею движения.
Таким образом, чтобы снизить тормозные силы на колесе, нужно увеличить открытие выпускного клапана и уменьшить открытие впускного клапана, а чтобы увеличить тормозные силы на колесе, нужно уменьшить открытие выпускного клапана и увеличить открытие впускного клапана. Интенсивность изменения тормозных сил зависит от интенсивности торможения автомобиля, то есть чем выше отрицательное ускорение, тем быстрее изменяются тормозные силы.
Тормозная жидкость, накапливающаяся в гидроаккумуляторах A1 и A2, постоянно сбрасывается в тормозной бачок посредством откачивающих насосов RP1 и PR2, которые приводятся в действие электроприводом M1. Работоспособность антиблокировочной системы тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695 ощущается по вибрирующей педали тормоза.
Сигнализация о неисправностях в антиблокировочной системе тормозов ABS на УАЗ-396295, УАЗ-396255 и УАЗ-220695.
Для информирования водителя, при наличии неисправностей в антиблокировочной системе тормозов ABS включаются расположенные на приборной панели контрольная лампа ABS или контрольная лампа EBD, которая одновременно является контрольной лампой неисправности гидропривода тормозов.
Включение контрольной лампы неисправности ABS, за исключением режима самотестирования при включении зажигания, свидетельствует о неисправности в системе ABS. Работа гидравлического привода тормозов в этом случае не нарушается, но возникшую неисправность необходимо устранить как можно скорее.
В аварийном режиме все впускные клапаны гидромодулятора должны быть открыты, что обеспечивает работу тормозов без корректирующего регулирования тормозных сил. При этом, для сохранения курсовой устойчивости автомобиля на скользкой дороге режим непрерывного тормозного усилия на педаль, как в случае наличия ABS, должен быть изменен на прерывистый, как без ABS.
Включение красной контрольной лампы EBD и аварийного состояния гидравлического привода тормозов, за исключением режима самотестирования при включении зажигания, свидетельствует о наличии критической неисправности, например неисправность встроенной системы распределения тормозного усилия EBD или нарушение герметичности гидравлического привода рабочих тормозов. Эксплуатация автомобиля в этом случае запрещается до устранения неисправности.
Похожие статьи:
6.5. Антиблокировочная система тормозов (ABS)
Антиблокировочная система тормозов (ABS) служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при торможении в сложных дорожных условиях для предотвращения блокировки колес. Система обеспечивает:
– сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением устойчивости и управляемости автомобиля, в том числе и в повороте.
В случае неисправности антиблокировочной системы предусмотрена функция диагностики и аварийный режим работы системы.
Гидроэлектронный блок управления (ГЭБУ) антиблокировочной системы получает ин-формацию о скорости и направлении движения автомобиля, а также о дорожных условиях от датчиков скорости вращения колес.
Рис. 6.48. Элементы антиблокировочной системы тормозов: 1 – гидроэлектронный блок управления ABS (ГЭБУ); 2 – датчик скорости вращения переднего колеса; 3 – датчик скорости вращения заднего колеса; 4 – контрольная лампа ABS и электронной системы распределения тормозных сил; 5 – диагностический контактный разъем
Рис. 6.49. Гидросистема ABS: 1 – тормозной трубопровод правого переднего колеса; 2 – тормозной трубопровод левого переднего колеса; 3 – тормозной трубопровод правого заднего колеса; 4 – тормозной трубопровод левого заднего колеса; 5 – тормозной шланг правого переднего колеса; 6 – тормозной шланг левого переднего колеса; 7 – тормозной шланг правого заднего колеса; 8 – тормозной шланг левого заднего колеса; 9 – гидроэлектронный блок управления ABS (ГЭБУ); 10 – вакуумный усилитель тормозов и главный тормозной цилиндр
Элементы антиблокировочной системы тормозов показаны на рис. 6.48 . Гидросистема антиблокировочной системы тормозов представлена на рис. 6.49 .
Нормальное торможение. При нормальном торможении электромагнитный клапан обесточен, входной клапан открыт, выходной клапан закрыт. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость под давлением подается в колесный цилиндр через электромагнитный клапан и приводит тормоз в действие. При отпускании педали тормоза тормозная жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через входной клапан и обратный клапан.
Рабочий режим. Если при экстренном торможении начинается блокировка колеса, ГЭБУ выдает на электромагнитный клапан команду на уменьшение подачи тормозной жидкости, затем напряжение подается на каждый электромагнитный клапан. Входной клапан закрывается, и подача тормозной жидкости в главный цилиндр перекрывается; выходной клапан открывается, и тормозная жидкость поступает через колесный цилиндр в бачок, что вызывает снижение давления.
Режим поддержания давления. При максимальном снижении давления в колесном цилиндре ГЭБУ выдает на электромагнитный клапан команду на поддержание давления тормозной жидкости, напряжение подается на входной клапан и не подается на выходной клапан. При этом входной и выходной клапаны закрыты и тормозная жидкость из колес-ного цилиндра не уходит.
Режим повышения давления. Если ГЭБУ определяет, что колесо не заблокировано, он обесточивает электромагнитный клапан. Напряжение на электромагнитные клапаны не подается, тормозная жидкость через входной клапан поступает в колесный цилиндр, дав-ление в котором возрастает.
Электронная система распределения тормозных сил (EBD) – это подсистема ABS, которая служит для обеспечения эффективного сцепления задних колес с поверхностью дороги.
Кроме того, система EBD предотвращает блокировку и занос задних колес при частичных режимах торможения.
При наличии системы распределения тормозных сил тормозное усилие поддерживается близким к оптимальному значению и регулируется электронной системой, что позволяет обходиться без обычного регулятора давления.
Поскольку регулятор давления – механическое устройство, его возможности ограничены с точки зрения достижения идеального распределения тормозных сил между передними и задними колесами, а также гибкого распределения тормозных сил в зависимости от степени загрузки автомобиля. Кроме того, неисправность механического регулятора давления водителем, как правило, не обнаруживается.
Электронная система распределения тормозных сил (EBD) управляется блоком управления ABS. При движении система распределения тормозных сил постоянно определяет
степень проскальзывания каждого из колес автомобиля и регулирует давление рабочей жидкости в тормозных механизмах задних колес таким образом, чтобы оно превышало давление в тормозных механизмах передних колес.
В случае обнаружения неисправности (табл. 6.1) системы распределения тормозных сил (EBD) в комбинации приборов загорается контрольная лампа EBD (и стояночного тормоза).
Звук при проверке системы ABS. При пуске двигателя из моторного отсека иногда слышен глухой стук. Он связан с проверкой работоспособности системы.
Звук во время действия ABS. Звук работы электродвигателя гидроблока ABS (воющий звук). Скребущий звук, сопровождаемый вибрацией педали тормоза.
Во время действия ABS от шасси автомобиля идут звуки, которые вызваны повторяющимися циклами торможения и растормаживания колес (глухие удары, идущие от подвески; скрип от шин).
Большой тормозной путь. На некоторых дорожных покрытиях, в том числе на заснеженных дорогах или гравийном покрытии, тормозной путь автомобилей, оборудованных ABS, может быть больше обычного. Поэтому при движении по таким дорогам владельцу автомобиля надо проявлять осторожность и двигаться на пониженной скорости.
Кабельная часть разъема гидроэлектронного блока управления ABS показана на рис. 6.51 . Адресация кабельной части разъема гидроэлектронного блока управления ABS приведена в табл. 6.3.