- что это такое: пониженные передачи и межосевой дифференциал на внедорожниках
- Полный привод на автомате: проверьте, умеете ли вы правильно выбрать режим
- 2H – твердое покрытие
- 4H – бездорожье
- 4L – пониженная передача
- Пониженная передача: что это такое, как работает и когда пригодится
- Как устроена пониженная передача
- Как это реализовано технически
- То же самое простым языком
- Как включать пониженную передачу
- Когда нужна пониженная передача
- Дополнительное понижение раздатки
- Коротко
что это такое: пониженные передачи и межосевой дифференциал на внедорожниках
В двух словах не обьяснишь. Пониженный ряд — это, грубо говоря, передачи ниже первой. Межосевой дифференциал позволяет использовать полный привод постоянно (напр. Нива) . Если его нет, то подключать ПП можно только на скользком покрытии. По такой схеме делают большинство внедорожников.
Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент от КПП на оси (перед и зад) . Может быть симметричным 50/50% и нессиметричным, скажем, на перед 70%, на зад 30%. Лучше когда он блокируемый.
Пониженные передачи- это пониженные передачи. Из названия все понятно. Если тебе нужна передача ниже первой- врубай пониженную. Находится она, как правило, в раздатке, и увеличивает крутящий момент на колесах в 2 раза (тоже как правило) . Полезна при движении в гору.
Пониженная — он же демультипликатор. Увеличивает передаточное отношение вторичного вала коробки передач (выходного вала) к числу оборотов на «входе» в мост(ведущую шестерню главной передачи) на число>1 (без пониженной=1), т.е. уменьшает количество оборотов колеса при том-же количестве оборотов вторичного вала, соответственно увеличивается крутящий момент на колёсах. А межосевой дифференциал служит для того, что бы передний и задний мост могли крутиться с разной скоростью (как и колёса в повороте). НА НИВЕ ЕГО НЕТ. Из российских авто он только на 3-хосных грузовиках. Для бездорожья это плохо: например, если один мост висит, то он и крутится (крутится то, на что меньше давление). Что бы этого не происходило ставят самоблокирующийся дифференциал и тогда он на время пробуксовки «превращается» в раздатку (которая «раздаёт» крутящий момент между осями, иногда в разных пропорциях — но это тонкости). И ещё раз НА НИВЕ МЕЖОСЕВОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА НЕТ. Кто найдёт сфотографируйте и пришлите на мыло — посмеёмся. PS то, что в «крутых» джипах иногда называется пониженной(например есть пониженная передача, а не понижающая весь ряд КПП) — это хорошо замаскированная 1-я и не более того.
Дифференциал — это устройство, распределяющее поток мощности от двигателя к другим элементам трансмиссии. В автомобиле с приводом на одну ось используется только один дифференциал, межколесный, в полноприводном их целых три — два межколесных и межосевой.
Здесь можно прочитать более подробно. не поленитесь, это очень интерестно: http://www.cea.ru/~eugene77/diff.htm#d9
Режим пониженной передачи
Данный режим рекомендуется использовать, когда необходимо увеличить тягово-сцепные характеристики автомобиля. Включайте его при преодолении крутого подъема, а также при движении на спуске, когда необходимо поддерживать низкую скорость. Для увеличения устойчивости движения автомобиля включайте этот режим на скользких дорогах или при движении по сильно пересеченной местности. Режим рекомендуется включать во время дождя, при движении по грязи, песку, обледенелым или заснеженным дорогам, или когда включение полного привода колес на высшей ступени в раздаточной коробке не дает необходимой суммарной силы сцепления на колесах.
Удачи на дорогах!! !
Полный привод на автомате: проверьте, умеете ли вы правильно выбрать режим
У современных внедорожников вместо старых добрых передач трансмиссия предлагает три режима: 2H, 4H и 4L.
Если не считать старых добрых «Нив» и «Уазиков», то современные внедорожники чаще всего оборудуются автоматическими коробками передач.
До того, как АКПП захватили мир оффроуда, водители управляли трансмиссией с помощью нескольких рычагов: приходилось вручную включать передний привод и демультипликатор, управлять блокировкой дифференциалов.
- AWD (all wheel drive) – трансмиссия все делает автоматически. Мягкий намек водителю, что электроника лучше знает, что для машины лучше.
- 4WD (four wheel drive) – полуавтоматическая трансмиссия. Здесь нужно самостоятельно выбирать между режимами.
На большинстве внедорожников второго типа предлагаются три режима езды: 2H, 4H и 4L. Если конкретно у вашей машины другой набор, стоит уточнить в инструкции к ней. При этом основные принципы остаются прежними.
2H – твердое покрытие
В этом режиме один из мостов отключается (чаще всего передний, но может быть и задний). Такой режим есть только у внедорожников с подключаемым полным приводом (альтернатива ему – постоянный полный привод).
2H нужно выбирать на дорогах с гладким сухим покрытием по двум причинам:
- Он неплохо экономит топливо.
- Если включить полный привод, это может плохо отразиться на ресурсе трансмиссии.
4H – бездорожье
Полноприводный режим включают на неустойчивом грунте – раскисший проселок, песчанка, непроезженные луга.
4L – пониженная передача
Включение пониженной передачи (демультипликатора) повышает тягу, но уменьшает скорость вращения колес. Этот режим выбирают в самых тяжелых условиях: если машина ползет в крутую горку, забирается по песчаной дюне, вытаскивает прицеп с лодкой из воды или выбирается из грязи.
Ни в коем случае не используйте этот режим на асфальте, потому что этим можно нанести вред трансмиссии. К счастью, электроника многих внедорожников умеет определять тип грунта и сама перейдет отключит демультипликатор, но бдительность не помешает.
Сетевое издание TechInsider
Учредитель ООО «Фэшн Пресс»: 119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6, этаж 3, пом. II;
Адрес редакции: 119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6, этаж 3, пом. II;
Главный редактор: Василенок Никита Александрович
Адрес электронной почты редакции: info@techinsider.ru
Номер телефона редакции: +7 (495) 252-09-99
Знак информационной продукции: 16+
Cетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ЭЛ № ФС 77 — 84123 от 09 ноября 2022 г.
© 2007 — 2023 ООО «Фэшн Пресс»
При размещении материалов на Сайте Пользователь безвозмездно предоставляет ООО «Фэшн Пресс» неисключительные права на использование, воспроизведение, распространение, создание производных произведений, а также на демонстрацию материалов и доведение их до всеобщего сведения.
Пониженная передача: что это такое, как работает и когда пригодится
Внедорожники — это супергерои в мире автомобилей. Они наделены качествами, недоступными другой технике. Огромные колеса и большой дорожный просвет в связке с полным приводом позволяют пробираться через лесные тропы и снежную целину. Когда и этого недостаточно, в дело вступает пониженная передача.
Из статьи вы узнаете, зачем и без того проходимым машинам нужна пониженная, как она технически реализована и зачем ее понижают еще сильнее.
Как устроена пониженная передача
Коленчатый вал вращается с огромной скоростью. Чтобы передать это вращение на мосты, инженеры придумали трансмиссию. При трогании с места и наборе скорости колеса крутятся значительно медленнее, чем коленчатый вал. Такие передачи в КПП называются понижающими. На высших передачах частота вращения колес равна (прямая передача) или больше частоты оборотов коленвала (повышенная). Как правило, это передачи от четвертой и выше.
Но на бездорожье бывает, что и самой низкой передачи недостаточно. Когда при нажатии на педаль газа машина буксует и зарывается в грязь, или тяги не хватает, чтобы провернуть колеса, которые сохранили сцепление, на помощь приходит пониженная. Включая ее, мы увеличиваем усилие, сообщаемое колесам, но снижаем скорость их вращения.
Понижайка есть на внедорожниках с part-time и full-time полным приводом, оснащенных раздаточной коробкой.
Как это реализовано технически
Вращение с коробки передач на раздатку поступает через ведущий вал. Этот вал после преобразования вращения передает его на мосты. Принцип тот же, что и в коробке передач — изменение передаточного числа, то есть соотношения количества зубьев на шестернях.
Маленькая шестерня передает вращение на большую. На ведущей шестерне, которая передает вращение с КПП, зубьев меньше, чем на ведомой, которая вращает мосты. Следовательно, пока малая шестерня делает один оборот, большая успевает сделать немного больше. Например, на старом Патриоте передаточное число понижайки составляет 1,95.
То же самое простым языком
Для лучшего понимания вспомним, как устроен велосипед. Вращая педали, мы крутим большую звездочку, соединенную через цепь с маленькой звездой заднего колеса. За один оборот передней звезды задняя делает несколько. То есть передача повышенная.
Это удобно при движении по равнине. Но на подъемах мы выбираем заднюю звезду с большим количеством зубьев. Разница между передней и задней звездой уменьшается. Скорость при этом падает, но педали крутятся намного легче. То же самое происходит в коробке передач с помощью шестерен.
Допустим, коленвал совершает 1000 оборотов в минуту. К примеру, на первой передаче понижение составляет 3,6, тогда на выходе с КПП обороты падают до 278. При включении пониженной обороты на раздатке снижаются примерно в два раза, до 137. Последнее преобразование происходит на мостах, где вращение замедляется еще в четыре раза. Эта величина постоянна и не зависит от раздатки и коробки передач.
Мотор работает с той же частотой, но усилие, передаваемое на колеса, сильно возрастает. Автомобиль при этом едет очень медленно, но с хорошей тягой.
Хотя можно ехать и не очень медленно. Если включать высшие передачи КПП, а раздатку оставить на пониженной, машина всё же наберет скорость. Ее величину можно вычислить, перемножив коэффициенты понижения передачи в КПП, раздатке и в мостах.
Как включать пониженную передачу
В случае с механическим переключением в салон выведен дополнительный рычаг. Он находится рядом с рычагом КПП.
На более современных автомобилях, таких как Jeep, инженеры придумали сервопривод. Для включения понижайки водитель нажимает кнопку, а на внедорожниках Toyota на панели находится поворотный переключатель, с тремя положениями L-N-H.
Независимо от реализации, понижайка включается только в режиме полного привода, когда машина стоит на месте, а на основной КПП включена нейтраль.
Когда нужна пониженная передача
На бездорожье случаются ситуации, когда в обычном режиме не получается даже тронуться с места. Но стоит включить пониженную — машина плавно ползет по крутому сыпучему склону или выбирается из снежной целины.
Понижайка помогает не только в грязи и на подъемах. На крутых спусках опытные водители часто тормозят двигателем. Однако в обычном режиме даже на первой передаче машина разгоняется достаточно быстро.
Включаем пониженную — и автомобиль плавно скатывается вниз, даже если водитель зевнет и вовремя не доработает тормозами.
Буксировка — это всегда испытание трансмиссии и двигателя на прочность. Особенно когда вытащить нужно не картонную легковушку, застрявшую на газоне, а двухтонный джип из болота. В этой ситуации понижайка снизит нагрузку на узлы буксирующего авто. Водитель сможет плавно трогаться и добавлять оборотов без риска порвать трос и повредить конструкцию кузова или рамы.
Дополнительное понижение раздатки
В погоне за улучшением проходимости владельцы ставят на внедорожники большие колеса. На крутых подъемах, сыпучих или мягких грунтах крутящего момента не хватает.
На штатных раздатках большинства автомобилей коэффициент понижения находится в пределах 1,9-2,7. В продаже есть наборы шестерен для понижения раздатки за счет изменения передаточных чисел. Новый коэффициент понижения подбирают с учетом изменившегося размера колес.
В результате такого тюнинга момент на осях увеличивается без вмешательства в конструкцию мотора. Машина легче трогается с места, снижается нагрузка на трансмиссию. Вместе с тем, автомобиль едет еще медленнее при тех же оборотах, а расход возрастает. Зато теперь машина проедет там, где не каждый пройдет на своих двоих.
Коротко
Пониженная передача нужна, если вы собираетесь ездить по настоящему бездорожью: с грязью, крутыми подъемами и спусками. Она также пригодится во время буксировки, например, тяжелой лодки — вы защитите мотор и трансмиссию от перегрузки.
Понижение происходит в раздаточной коробке. Без этого агрегата ни о какой понижайке речи быть не может. Принцип работы такой же, как на велосипеде — разница в количестве зубьев на звездочках. Только в случае с автомобилем применяются шестерни, которые находятся на валах в раздатке.
Степень понижения можно увеличить. Для этого в раздатку устанавливают комплект шестерен с другими передаточными числами. Автомобиль на пониженной едет еще медленнее, а тяга увеличивается.