Прямозубая раздаточная коробка Уаз, схема работы, механизм управления, общий конструктивный недостаток.
Прямозубая раздаточная коробка, устанавливаемая на автомобили Уаз, механическая, двухступенчатая с понижающей передачей, без межосевого дифференциала, с нейтральной передачей и возможностью отключения переднего ведущего моста, с приводом спидометра на 624 оборота/километр.
Всего выпускалось два вида прямозубых раздаточных коробок имеющих одну и туже принципиальную схему, но внутренне отличавшихся модулем и количеством зубьев шестерен включения переднего и заднего моста. Общее устройство и принцип работы прямозубой раздаточной коробки рассмотрен в этом материале.
Прямозубая раздаточная коробка Уаз с модулем зубьев шестерен 3.5.
Передаточное число понижающей передачи на этой раздатке составляло — 1.94. Прямозубые раздаточные коробки для четырех и пятиступенчатых коробок передач были не взаимозаменяемы. Присоединительная плоскость картера раздаточной коробки применяемой с четырехступенчатой коробкой передач имеет прилив-упор подшипника промежуточного вала коробки передач.
Прямозубая мелкомодульная раздаточная коробка Уаз с модулем зубьев шестерен 2.5.
Мелкомодульная раздаточная коробка имела понижение 1.47, внешне ничем не отличалась от раздатки с модулем зубьев 3.5 и была с ней полностью взаимозаменяема комплектом. Отличие состояло в модуле и количестве зубьев шестерни включения переднего и заднего мостов, и зубчатых венцов валов привода заднего и переднего мостов.
В мелкомодульной они были выполнены с модулем 2.5 мм вместо обычного 3.5 мм. В результате число зубьев шестерни включения переднего и заднего мостов увеличилось с 27 до 43, а число зубьев венца валов привода переднего и заднего мостов с 34 до 41, а передаточное число понижающей передачи уменьшилось.
Общая схема работы прямозубой раздаточной коробки Уаз.
Механизм переключения передач прямозубой раздаточной коробкой Уаз.
Однорычажный — один рычаг поочередно включает передний мост, затем нейтральную и понижающую передачу.
Двухрычажный — один рычаг для включения переднего моста, второй — для включения нейтральной и пониженной передачи.
На двухрычажном механизме есть встроенная блокировка которая не позволяет включить пониженную передачу до тех пор, пока не будет включен передний мост, и наоборот — не позволяет выключить передний мост, пока включена понижающая передача.
На автомобилях Уаз капотной схемы один или оба рычага установлены непосредственно на раздатке, а на автомобилях семейства Уаз-3741 вагонной компоновки соединяются с ней при помощи механизма дистанционного управления.
Применяемость прямозубых раздаточных коробок с приводом спидометра на 624 оборота/километр на Уаз.
Для автомобилей семейства Уаз-3151 :
— мосты с бортовыми редукторами : 469-1800020 — понижение 1.94.
— одноступенчатые мосты : 31512-1800020 — понижение 1.94, 31514-1800022-50 с понижением 1.47.
Для автомобилей семейства Уаз-3160 :
— с четырехступенчатой коробкой передач : 3159-1800021-10 с понижением 1.94 и 3160-1800020-02 с понижением 1.47.
— с пятиступенчатой коробкой передач : 3159-1800021-60 с понижением 1.94 и 31603-1800020 с понижением 1.47.
Для автомобилей семейства Уаз-3741 вагонной компоновки :
— с одноступенчатыми мостами : 3741-1800020 — понижение 1.94.
Общий конструктивный недостаток прямозубой раздаточной коробки приводивший к выбиванию пониженной передачи.
Прямозубая раздаточная коробка обладала конструктивным недостатком который заключался в том, что вторичный вал коробки передач не имел внутри нее двух достаточно жестких опор. И если при движении на заднем или полном приводе вторичный вал получал вторую опору через ведущую шестерню на вале привода заднего моста, то при включении пониженной передачи эта опора терялась по причине выхода шлицевого венца ведущей шестерни из шлицевого отверстия шестерни вала привода заднего моста.
В результате, за счет возникающих люфтов вторичный вал получал большую свободу перемещения, возникали перекосы. Пятно контакта на зубьях ведущей шестерни и понижающей шестерни промежуточного вала смещалось. Возникала большая осевая нагрузка, что в итоге приводило к выбиванию пониженной передачи в раздаточной коробке. По мере износа шестерен и подшипников этот недостаток только усугублялся.
Возросшая мощность двигателя и масса начавшихся выпускаться серийно автомобилей семейства Уаз-3160, а затем и Уаз-3162 еще больше обострили проблему выбивания понижающей передачи под нагрузкой, но ее радикального решения на автозаводе так и не придумали, все ограничилось несколькими доработками.
Похожие статьи:
Устройство раздаточной коробки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303, механизмы переключения и управления.
Раздаточная коробка грузопассажирских автомобилей УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ распределяет крутящий момент между ведущими мостами. Кроме того, дополнительная понижающая передача раздаточной коробки позволяет увеличить силу тяги на ведущих колесах в 1,94 раза и расширить диапазон передач трансмиссий до восьми передач вперед и двух назад.
Устройство раздаточной коробки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ и ЗМЗ.
Корпус раздаточной коробки состоит из двух частей, картера и крышки. Точность центрирования деталей обеспечивается двумя трубчатыми установочными штифтами. Обработка картера и крышки производится совместно, и детали эти в отдельности не взаимозаменяемы.
Вал привода заднего моста передает крутящий момент на задний карданный вал и изготовлен за одно целое с шестерней, которая обеспечивает привод на передний мост и участвует в образовании понижающей передачи. Вал имеет наружные прямобочные шлицы, на которых закрепляются ведущая шестерня спидометра и фланец для соединения с задним карданным валом. В передней части вала имеются внутренние эвольвентные шлицы для включения прямой передачи.
Все детали на валу — передний подшипник, ведущая шестерня спидометра, маслоотражатель, задний подшипник, упорная шайба и фланец — закрепляются с помощью специальной гайки и шайбы. Стопорение гайки производится вдавливанием ее буртика в один из пазов вала.
Промежуточный вал изготовлен за одно целое с промежуточной шестерней понижающей передачи и в задней части имеет эвольвентные шлицы для посадки шестерни включения переднего моста. Вал привода переднего моста передает крутящий момент на передний карданный вал и изготовлен за одно целое с ведомой шестерней. Вал установлен на двух подшипниках и фиксируется специальной гайкой, которая стопорится вдавливанием ее буртика в паз вала.
Передаточные числа раздаточной коробки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.
— прямой передачи : 1,00
— понижающей передачи : 1,94
— шестерни привода спидометра : 3,20
Механизм переключения передач раздаточной коробки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.
Механизм переключения передач раздаточной коробки имеет две вилки, входящие своими лапками в соединение с подвижными шестернями.
Вилки перемещаются по неподвижным штокам с помощью рычага включения переднего моста и рычага включения заднего моста и понижающей передачи, и снабжены пружинными фиксаторами. В штоках для фиксации положений имеются .вырезы.
Механизм управления раздаточной коробки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.
Механизм управления раздаткой дистанционный и установлен справа, впереди капота двигателя. Верхний рычаг служит для включения переднего моста, а нижний — для включения прямой и понижающей передач.
Передние тяги механизма имеют регулировку, которая производится на заводе при сборке автомобиля. Верхняя опора валов и втулка оси промежуточных рычагов — пластмассовые и смазки не требуют. Валы и нижнюю опору при разборках дополнительно смазывают.
Обслуживание раздаточной коробки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303.
В процессе эксплуатации обслуживание раздаточной коробки сводится к проверке уровня масла и замене его в предусмотренные сроки, а также к периодической проверке всех резьбовых креплений. В раздаточной коробки используется то же трансмиссионное масло, что и в четырехступенчатой коробке передач : ТСп-15К, ТАП-15В, ТАД-17И и только в холодное время года — ТСп-10, или аналоги этих масел.
В процессе эксплуатации автомобиля возможно понижение уровня масла в коробке передач до 8 мм относительно нижней кромки заливного отверстия и одновременное его повышение в раздаточной коробке. При этом выравнивать уровни масла в коробке передач и раздатке не обязательно, так как их общий объем обеспечивает нормальную работу обоих узлов.
При смене трансмиссионного масла в картере раздаточной коробки или его доливке необходимо одновременно проверять уровень масла в коробке передач. Его уровень должен быть у нижнего края заливных отверстий.
Возможные неисправности раздаточной коробки.
Повышенный шум в раздаточной коробке.
— Износ зубьев шестерен, смятие или выкрашивание рабочих поверхностей.
— Ослабление гаек соединения раздатки с коробкой передач или болтов крепления крышек подшипников.
— Износ подшипников.
— Недостаточный уровень масла, оно загрязнено или не соответствует рекомендованному.
— При ремонте раздаточной коробки установлены шестерни не подобранные по шуму.
Затруднено переключение передач и включение переднего моста.
— Неодинаковый радиус качения шин.
— Заедание в шлицевом соединении ведущего и промежуточного валов.
— Забоины на зубьях малого венца ведущей шестерни от ударов при включении, изогнут шток вилки переключения.
Самовыключение передачи в раздаточной коробке при движении автомобиля.
— Износ зубьев шестерен.
— Износ подшипников, вызывающий перекос валов.
— Увеличенный зазор в шлицевом соединении шестерня-вал.
— Неполное включение передачи из-за деформации деталей механизма переключения или забоин на шестернях и шлицах.
— Ослаблена работа фиксатора из-за износа деталей или потери упругости пружины.
Течь масла из раздаточной коробки.
— Повреждение прокладок в разъемах картера, крышек подшипников и в соединении раздаточной коробки с коробкой передач.
— Ослабление гаек и болтов, крепящих крышки подшипников, крышку картера и соединяющих раздаточную коробку с коробкой передач.
— Изношены или повреждены манжеты валов раздаточной коробки.
— Трещины в корпусных деталях.
— Выпадение или повреждение заглушек штоков механизма переключения и заглушки гнезда переднего подшипника промежуточного вала.