- Полноприводная иллюзия: внедорожники с AWD не так хороши, как кажутся
- Как работает полный привод
- 5 причин не покупать полноприводный кроссовер
- Кроссовер — не внедорожник
- Вопросы безопасности
- Почему кроссоверу не нужен полный привод: основные причины
- Преимущества и недостатки
- Необходимость в системе
- Описание муфты
- Работа стабилизатора
- Дополнительная функция
- Советы профессионалов
Полноприводная иллюзия: внедорожники с AWD не так хороши, как кажутся
На самом деле он вам не нужен: минусы полного привода. Полный привод хорошо демонстрирует себя на бездорожье. Это актуально для тех, кто живёт в регионах с отвратительными просёлочными дорогами, ездит на охоту и рыбалку, любит забираться в чащу леса, преодолевать броды, грязь и чащу. Но на самом деле большинство автомобилистов почти никогда не оказываются в подобных условиях. И выбор AWD выглядит странным для использования автомобиля в мегаполисе и на федеральных трассах. Особенно странно полный привод выглядит в современных кроссоверах, которые в силу своей внешности едва могут съехать на обочину. В этом случае 4х4 — лишь способ повысить стоимость автомобиля и подарить владельцу иллюзию уверенности.
Как работает полный привод
Полный привод — это система, в которой используется механический дифференциал для передачи мощности на все четыре колеса. Современные автомобили часто оснащаются подключаемым полным приводом, которые работает немного по-другому. В этом случае у автомобиля только одна ведущая ось, а при подключении полного привода система передаёт мощность с двух на четыре колеса. Большинство автомобилей 4х4 оснащаются раздаточной коробкой, которая позволяет выбирать тип привода и включать полный только при необходимости.
Наличие нескольких диапазонов передач помогают автомобилю определить необходимую скорость и крутящий момент. Существует три диапазона — пониженная, обычная и повышенная типы передач. Повышенная обычно доступна на специфическом коммерческом транспорте вроде тягачей. Чаще используется комбинация обычной и пониженной передач. Их суть заключается в том, чтобы сместить баланс мощности двигателя и скорости вращения колёс в сторону только мощности или в сторону только вращения колёс. В первом случае нужна пониженная передача, чтобы автомобиль замедлился, но эффективнее ехал вперёд, преодолевая бездорожье. Во втором случае необходима повышенная передача, чтобы колёса вращались быстрее, но мотор прилагал меньше усилий и, например, тянул за собой тяжёлый груз.
Многие полноприводные автомобили оснащены блокируемым дифференциалом — задним или передним. Суть дифференциала заключается в распределении усилий между колёсами. Чем легче колесу крутиться, тем больше усилий от дифференциала. Блокировка «усмиряет» дифференциал и заставляет колёса вращаться с нужной скоростью и создаёт дополнительную тягу в условиях низкого сцепления. Например, если одно колесо застряло в грязи, а второе вывешено в воздухе. Это позволяет больше мощности отдать тому колесу, которому необходимо преодолеть препятствие и выкарабкаться из грязи. Преимущества полного привода заметны на автомобилях, которые часто сталкиваются с песком, снегом, крутыми склонами с низким сцеплением и другими внедорожными препятствиями.
5 причин не покупать полноприводный кроссовер
Многие автомобилисты считают, что если покупать новую машину, то обязательно с приводом на все колёса. Полный привод априори считается лучше и функциональнее, но вот действительно ли он так необходим? Рассмотрим несколько причин, почему вам навсегда стоит забыть о полноприводных машинах.
Кроссовер — не внедорожник
Как ни странно, но далеко не все автолюбители на самом деле представляют себе реальные возможности полного привода на кроссоверах. Считается, что если машина может крутить все колёса, то это автоматически делает её пригодной для езды по бездорожью. На самом деле это очень далеко от действительности. Современные кроссоверы имеют полный привод совсем не для покорения грязи или глубокого снега, а для более стабильного движения машины по асфальту. Автоматически подключаемая муфта на задней оси совершенно не помогает выбраться из грязной луже и довольно быстро перегревается, превращая машину опять в моноприводную.
Вопросы безопасности
Про возможности кроссоверов ходит множество мифов, в том числе и про то, что полный привод делает езду на машине безопаснее. Отчасти это действительно так, на мокрых или обледенелых дорогах кроссоверы с полным приводом едут увереннее обычных легковушек. Но при этом не стоит расслабляться, так как любое неосторожно движение рулём может сорвать кроссовер в занос. А вот выровнять обратно полноприводную машину без опыта контраварийного вождения будет практически невозможно.
Зачастую кроссоверы имеют грузные кузова, у которых центр тяжести смещён к верхней части. Такая конструкция приводит к тому, что автомобиль становится очень валким при резком маневрировании. Да, при обычной эксплуатации машины это совершенно не проблема, но вот если вам вдруг потребуется резко объехать открытый люк на дороге или какое-то другое препятствие, то тут могут возникнуть проблемы. Также не стоит забывать, что кроме полного привода у кроссоверов есть множество не отключаемых электронных помощников, которые «душат» двигатель и не дают выжать из машины весь потенциал. Читайте также: 4 факта о полноприводных кроссоверах, о которых стоит знать всем.
При использовании любых материалов необходима активная ссылка на DRIVENN.RU
Почему кроссоверу не нужен полный привод: основные причины
Полный привод лучше других систем трансмиссии, так как крутящий момент от мотора передается на две оси машины.
Такая конструкция предусмотрена во многих автомобилях с разным кузовом: хэтчбек, универсал.
Наличие блокировки дифференциалов, уникальной системы управления, хорошей резины — основные причины, почему кроссоверу не нужен полный привод.
Преимущества и недостатки
Термин «кроссовер» имеет американское происхождение Crossover Utility Vehicle (CUV), что обозначает авто высокой проходимости. Впервые слово начали использовать сотрудники компании Chrysler в 1987 году. В настоящее время кроссоверами считаются паркетники.
До 2000-х годов они выпускались для езды по городу, поэтому строились на базе легковых платформ, а грузовые применялись при производстве полноприводных моделей. В 1994 году японская компания выпустила первый современный кроссовер Toyota RAV4. Некоторые модели схожи силовыми агрегатами с универсалами и седанами. При этом они отличаются от легковых аналогов по разным характеристикам, включая расход топлива, тип трансмиссии.
Для некоторых водителей минус кроссовера связан с его большими габаритами. При этом паркетник не является полноценным внедорожником, но он легко преодолевает просёлочные дороги.
Плюсы полноприводной конструкции связаны с внутренними убеждениями владельца кроссовера. Эксперты считают, что в 99,99% случаев потенциальные преимущества системы не используются либо сводятся к нулю за счет наличия «умной электроники».
Минусы полноприводного кроссовера:
- высокая цена самого механизма;
- дополнительные расходы в процессе эксплуатации авто;
- большой расход топлива.
Специалисты советуют покупать кроссовер, который будет эксплуатироваться по городу, без полноприводной трансмиссии.
По улицам водителю не требуется повышенная проходимость, в отличие от трассы и проселочной дороги. По результатам тест-драйвов полноприводная трансмиссия тормозит не лучше моноприводного аналога. Коэффициент сцепления с дорожным покрытием у полноприводного кроссовера равняется аналогичному показателю паркетника моноприводного.
Необходимость в системе
Машина с четырьмя ведущими колесами необходима в следующих случаях: безопасная езда по скользкой дороге, эксплуатация кроссовера с прицепом в зимний период, передвижение по грунтовке.
Дешевые кроссоверы построены на платформе обычного хэтчбека. Полная трансмиссия проявляется только в ситуации, когда наблюдается пробуксовка ведущих колёс. Такой момент легко распознается электроникой, которая и подключает другую ось.
Сама пробуксовка не означает, что автомобиль стоит на одном месте долгий период. Явление длится несколько секунд. За распределение момента отвечает специальная муфта, которая представлена в паркетниках в виде разных конструкций. Чтобы преодолеть минимальное бездорожье, «навешивается» дополнительный функционал.
С помощью муфты происходит частичная либо полная блокировка, что зависит от типа электроники.
В системе могут использоваться следующие детали:
При наличии в кроссовере свободной муфты авто не сможет поехать, если одно колесо полностью потеряло сцепление с дорожным покрытием. За счет блокировки проблемное колесо начинает крутиться, машина продолжает ехать вперед. Поэтому, если в кроссовере есть блокировка, полная трансмиссия не требуется. Чтобы муфта не перегрелась, специалисты советуют не буксовать долго.
Описание муфты
Принцип работы дифференциала:
- конструкция в современном автоматически подключаемом полном приводе работает по превентивному принципу: управление направлено на предотвращение возникновения аварийного состояния управляемого устройства (система работает до пробуксовки колес);
- на другую ось подается низкий процент крутящего момента.
Подобная схема используется автоконцернами Audi, BMW, Mercedes-Benz. Чаще используется дифференциал Torsen. Он придаёт машине уверенность на скользком покрытии. При этом повышается риск выбора неверной скорости для движения в плохих условиях. Результат такого решения водителя — снос машины на обочину либо её занос.
Если кроссовер укомплектован вспомогательной системой ESP, нет смысла переплачивать за полный привод. ESP либо динамическая система стабилизации контролируется специальным блоком, на которые подаются сигналы от датчиков.
В задачи последних элементов входит отслеживание направления движения авто с учетом положения руля и педали газа. На блок также поступает информация об ускорении и ориентации заносов. С помощью ESP стабилизируется траектория движения кроссовера при выполнении различных манёвров. Систему часто называют противозаносной.
Работа стабилизатора
Паркетники укомплектованы системой стабилизации в качестве базовой версии либо дополнительной функции. Её работа невозможна без антиблокировочной системы ABS. В процессе участвуют также антипробуксовочная система и блок управления силовым агрегатом. ESP представлена в виде электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы датчиков.
Запуск системы зависит от полученной информации.
К основным показаниям относят сигналы, идущие от двух устройств:
- отношение угловой скорости с вертикальной осью;
- показания датчика поперечного ускорения.
Если значение первого показателя выше нормы, производится мгновенный запуск ESP. Система отслеживает обороты мотора, скорость движения, угол поворота колес и руля.
Дополнительная функция
Если полный привод идёт в качестве дополнительной функции, тогда вторая ось подключается вручную. По трассе водитель едет на моноприводе, а при необходимости съехать на проблемный участок дороги производится самостоятельное включение полной системы. В кроссовере с подобной трансмиссией нет межосевого дифференциала, но предусмотрена блокировка одной межколесной муфты.
Полный привод в такой системе нужно сразу выключать на дороге, так как он не предусмотрен для функционирования на высокой скорости.
Еще один вариант комплектации — наличие трех дифференциалов:
Дополнительно предусмотрены понижающая передача, электроника и блокировки. Подобный набор свойств характерен для кроссоверов с полным приводом.
Советы профессионалов
Кроссовер является автомобилем, который сочетает в себе плюсы внедорожника и обычного легкового автомобиля. Он отлично подходит лицам, живущим в проселочной местности и часто выезжающим в город. Кроссовер относится к автомобилям среднего класса. Перед его покупкой эксперты советуют определиться с бюджетом, сопутствующими расходами, которые будут связаны со страховкой, обслуживанием.
Независимо от производителя при выборе учитывается и тип привода. Необходимо учесть и тот факт, что каждый автоконцерн производит паркетники с разной комплектацией.
Чтобы сэкономить, можно купить машину без полного привода. Подобная конструкция не потребуется, если выбрать кроссовер с максимальной шириной колес с целью обеспечения эффективной езды по пересечённой местности.
Еще один нюанс, который учитывается при покупке, — значение дорожного просвета. Чем выше дно авто над дорожным покрытием, тем больше шансов, что во время эксплуатации оно не зацепится. Паркетник моноприводного типа является отличным вариантом для многодетной семьи за счет комфортного и просторного салона, большого объема багажного отделения. Кроме трансмиссии, покупатели учитывают внешний вид и дизайн авто, а также расход топлива.