Какими аббревиатурами обозначают типы шин
Внешне все шины, будь то легковые, грузовые или сельскохозяйственные, весьма схожи – все та же резиновая тороидальная конструкция. Иногда это вводит автовладельцев в заблуждение не умозрительно, а на деле – не так уж редки случаи, когда коммерческие грузовики и фургоны обували в подходящие по размеру модели для легковых машин или внедорожников, не задумываясь, что это может привести к повреждению шины и ДТП.
Однако, разница между типами шин заключается далеко не только в размерах, форме и рисунке протектора, но, главное – в их конструкции: строении каркаса, материалах корда, брекера и т.д. При создании шин для конкретного вида транспорта разработчикам приходится учитывать немало параметров: скоростной диапазон, нагрузку, режим движения, температурные условия, типы дорог или их отсутствие и многое другое. Если разницу в шинах у малолитражного легкового автомобиля и карьерного самосвала видно каждому, то найти различия у покрышек для схожих по габаритам коммерческих фургонов и машин класса SUV под силу порой только специалистам.
Шины разных типов обозначаются соответствующими аббревиатурами.
Легковые и SUV:
UHP (Ultra High Performance) – высокоскоростные (буквально, «сверхвысокопроизводительные») шины для спортивных автомобилей и других мощных быстроходных моделей. Эти покрышки характеризуются высоким индексом скорости – от 270км/ч. Они должны сохранять форму и плотное равномерное прилегание в пятне контакта при интенсивном разгоне, резком торможении, в скоростных поворотах. Высокие требования предъявляются к прочности шины. Одновременно покрышки должны быть максимально легкими, чтобы снизить неподрессоренные массы, улучшив тем самым динамику и управляемость. Поэтому UHP модели, как правило, наделяют протектором с массивными продольными ребрами и низким профилем. Рисунок чаще всего асимметричный с развитым негативным профилем для снижения риска аквапланирования, к примеру, Michelin Pilot SuperSport, Pirelli P Zero. Реже встречаются модели с симметричным направленным рисунком со стреловидными элементами, в частности, Yokohama S.drive и Hankook Ventus V12 Evo 2.
Также выпускаются UHP SUV модификации для скоростных внедорожников и кроссоверов. Нередко внутри одной модельной линейки рисунок протектора и многие инженерные решения совпадают с аналогичной шиной из легковой гаммы. Например, Nokian Hakka Black и Hakka Black SUV, Goodyear Eagle F1 Asymmetric и Eagle F1 Asymmetric SUV. При этом у SUV покрышек усилен каркас с учетом большей массы и высокого центра тяжести кроссоверов. Важно учесть, что несмотря на «внедорожную» маркировку эти шины не рекомендуется использовать вне хорошего асфальта – сглаженный рисунок протектора с минимумом сцепных кромок и поперечных ламелей -малоэффективно работает на влажном грунте или мокрой траве.
В модельной гамме ряда компаний есть зимние высокоскоростные шины, например, Continental ContiWinterContact TS 850 P или Michelin Pilot Alpin PA4 с индексом скорости «W». Некоторые производители также называют их UHP покрышками, но в отдельном классе. Необходимо учитывать, что по разгонно-тормозной динамике, скорости прохождения виражей зимние UHP шины существенно уступают летним моделям.
HP (High Performance) – скоростные или «высокопроизводительные» шины, способные эффективно работать на скорости до 240 км/ч. Эти покрышки внешне и конструктивно схожи с UHP моделями, однако их потребительские качества смещены в сторону большего комфорта, универсальности и износостойкости. Они менее требовательны к качеству дорожного покрытия, хотя также созданы для асфальта. Динамические характеристики этих шин удовлетворят большинство азартных водителей.
PCR (Passenger Car Radial Tires) – под определение «радиальные шины для легковых автомобилей» попадают практически современные легковые модели, как летние, так и зимние, поскольку в строении каркаса почти всегда используется радиальное расположение нитей корда.
WTR (Winter Passenger Car Radial Tires) – «зимние радиальные шины для легковых автомобилей». Данная аббревиатура выделяет конкретный подтип у предыдущего обозначения.
SUV (Sport Utility Vehicle) – формально эта аббревиатура не относится к покрышкам, а обозначает машины повышенной проходимости (буквально, «спортивно-универсальный автомобиль»). Однако шинники часто используют ее в названии своей продукции, чтобы почеркнуть назначение модели. Особенно это важно, когда внешний облик такой шины почти полностью совпадает с легковой под схожим индексом.
Грузовые, легкогрузовые и спецтранспорт:
LTR (Light Truck and Van Radial Tires) – «радиальные шины для легких грузовиков и фургонов». Эти покрышки по типоразмерам обычно совпадают с легковыми и SUV моделями, однако у них есть существенные особенности. Конструкция каркаса рассчитана на повышенную нагрузку, а резиновая смесь обеспечивает высокую ходимость, поскольку пробег коммерческого транспорта обычно больше, чем у легкового. Для этих шин курсовая устойчивость и разгонно-тормозная динамика гораздо важнее быстрого прохождения поворотов, поэтому в рисунке протектора преобладают массивные продольные ребра, а также поперечные сцепные кромки в виде канавок и ламелей. Как наглядный пример можно привести Pirelli Chrono 2 и Hankook Radial RA08 LT.
LTB (Light Truck and Van Bias Tires) – «шины для легких грузовиков и фургонов с нейлоновым кордом». Некоторые производители используют эту аббревиатуру, когда важно разграничить модели с нейлоновым кордом и покрышки со стальным кордом.
TBR (Truck and Bus Radial Tires) – «радиальные шины для грузовых автомобилей и автобусов». Эти шины рассчитаны на высокую нагрузку, специфичные габариты и большой пробег данного транспорта. Встречаются как универсальные модели для любой оси, так и специализированные. Для ведущей оси характерен протектор с большим количеством отдельных блоков и поперечных сцепных кромок, чтобы обеспечить лучшие тяговые характеристики, например GT Radial GDL617. На управляемую ось обычно устанавливают шины с многочисленными продольными ребрами для лучшей курсовой устойчивости, к примеру, Hankook AL10.
TBB (Truck and Bus Bias Tires) – «шины для грузовых автомобилей и автобусов с нейлоновым кордом». Шины для этой категории транспорта с нейлоновым кордом чаще имеют диагональную конструкцию. Диагональные модели лучше ведут себя на грунтовых дорогах, и имеют усиленную боковину. Однако сопротивление качению и расход топлива с такими шинами больше, а комфорт меньше.
ЦМК (цельнометаллокордные шины) – «all steel tyres». Обратная ситуация, когда русскоязычная аббревиатура не имеет иностранного аналога. Стальная проволока здесь используется при изготовлении как каркаса, так и брекера. Это позволяет восстанавливать износившийся протектор до состояния нового до трех раз, что сокращает расходы на эксплуатацию транспорта.
OTR(Off The Road) – шины для эксплуатации вне дорог общего пользования. Это большая категория шин для специальной техники. Поэтому форма, конструкции и рисунок протектора этих шин значительно разнятся. Внутри этого типа существуют специальные буквенные сочетания.
По спецификации: RE-X — обычные, CP-X — устойчивые к порезам, HR-X -термостойкие.
По типу транспорта: Е – скреперы и тяжёлые самосвалы, G – дорожные грейдеры, L – погрузчики и бульдозеры, C – дорожные катки.
Что даёт маркировка «SUV»?
Маркировки шин очень важны и многие из них могут по-настоящему помочь нам сделать правильный выбор, но при этом многие маркировки со временем могут попросту потерять свою актуальность по-прежнему оставаясь на шинах. Некоторые из них постепенно превращаются в маркетинговый инструмент и не несут в себе никакой дополнительной информации.
Отличным примером может послужить маркировка SUV. Многие ошибочно полагают, что маркировка SUV обозначает, что шина подходит для тяжёлого вида транспорта такого как вседорожники и кроссоверы. Но при этом нет точной информации в чём именно это отличие.
Изначально маркировка обозначала SUV — Sport Utility Vehicle «спортивно-утилитарный автомобиль» — американский тип автомобиля, официально классифицируется как лёгкий грузовик, но при этом предназначен для повседневной эксплуатации в качестве пассажирского транспорта. Но, учитывая то, как широко разросся мир кроссоверов и вседорожников это понятие очень размылось. Вряд ли в один ряд по характеристикам можно поставить Hyundai Creta и Volkswagen Touareg.
На сегодняшний день маркировка SUV не несут в себе никакой полезной информации, являясь полностью устаревшей. Многие производители отказываются от неё, так как теряют покупателя, которому шина полностью подходит по размерам и индексам, но не имеет маркировки SUV, в то время как шины с такой маркировкой есть в этом модельном ряде. Главное, что нужно знать это то, что шина должна подходить по индексам нагрузки и скорости, ну и по размерности, конечно же, а присутствует маркировка «SUV» или отсутствует это уже не важно.
Что такое SUV на шинах
В последние годы, все большую популярность получают внедорожники и кроссоверы. Эти довольно крупные легковые автомобили обладают комфортом Е-класса и проходимостью трактора, что достигается не в последнюю очередь благодаря SUV шинам.
Характеристика
Колеса именно с маркировкой Sport Utility Vehicles (спортивно-утилитарного направления) чаще всего выбирают владельцы кроссоверов и полноприводных вездеходов. Их основные отличительные характеристики – это:
- мощность – более крупный рисунок протектора и глубокие канавки способствуют отличному сцеплению со скользкой и мокрой поверхностью дороги;
- прочность – выдерживают не только большую массу автомобиля, но и нагрузку с перевесом на одно колесо;
- управляемость – высокий профиль зачастую достигает, а иногда превышает 80%, что способствует мягкому вождению, несмотря на большой клиренс;
- выносливость – колеса не только ведут себя достойно во внедорожных условиях, но и выдерживают высокие скорости на магистралях.
Изготавливают их из особой резиновой смеси, противостоящей большим нагрузкам. Низкая грузоподъемность «обувки» легковых автомобилей не подходит для их установки на кроссоверы и вездеходы, они могут просто не выдержать.
Классификация
Несмотря на то, что полноприводные кроссоверы и внедорожники близки по своим характеристикам – это разные машины. Качественные отличия зависят в том числе и от колес, которые желательно использовать по назначению.
- А/Т (All Terrain) – стандарт, используемый кроссоверами («паркетниками»). Применяются как для поездок в городе, так и на грунтовой дороге. Они не годятся для езды по бездорожью, но, если встретится разбитый участок дороги, автомобиль его преодолеет с легкостью. Не являются всесезонными, так как имеется летний и зимний вариант.
- Н/Т (Highway Terrain) – идеальны для передвижения по асфальту на высоких скоростях. Протектор у них хоть и крупный, но не рассчитанный на бездорожье и разбитую грунтовку. Их устанавливают на любые «паркетники» и внедорожники, но только для езды по шоссе.
- М/Т (Mud Terrain) – предназначены для экстремального передвижения. Имеют максимально высокий профиль и агрессивные протекторы с широким и глубоким рисунком. Их используют в любое время года, эффективны как зимой, так и летом. Как правило, устанавливаются лишь перед вояжем по бездорожью. Для данной маркировки (М/Т) имеются ограничения: они могут не поместиться в подкрылок легкого городского «паркетника», поэтому сначала лучше убедиться, можно ли их установить на ваш автомобиль. Размер – не единственное ограничение при приобретении грязевых шин. Мощность машины также важна, так как на бездорожье двигатель подвергается повышенной нагрузке. Шина свою функцию выполнит, а слабый мотор может не выдержать.
- Н/Р (High Performance) – довольно редко используются на машинах такого класса, так как предназначены для поездок на высоких скоростях по качественным дорогам. Как правило, Н/Р устанавливают на спорткары, редко съезжающие с асфальта. Эта категория колес, совершенно не пригодная для поездок вне автомагистрали, может быть всесезонной: с универсальным рисунком протектора и мягким составом резиновой смеси.
Особенности
Современный рынок шин для вездеходов и «паркетников» разнообразен и, порой становится непонятно, как правильно подобрать изделие именно для своего авто. В этом случае выручает умение разбираться в буквах и цифрах, которые указаны на боковине.
- Зимой отдать предпочтение высокому профилю и узкой ширине.
- Изделия из мягкой резины с широкой боковиной отлично проявляют себя на бездорожье, а противоположные характеристики (узкая боковина, жесткая резина) делают управление комфортным.
- Протекторы зимних шин бывают двух видов: европейские и скандинавские. Вторые применяют в очень суровых зимних условиях.
Не стоит искать универсальные шины, одинаково хорошо проявляющие себя в любых условиях – их просто не существует. Поэтому сначала необходимо расставить приоритеты, учитывая условия эксплуатации транспортного средства, и в соответствии с ними покупать нужный товар. Только такие колеса в дуэте с мощным двигателем способны оказать сопротивление бездорожью, улучшить сцепление с дорогой, способствовать комфортному передвижению.