Jac Rein, Hyundai Santa Fe Classic: Чук и Гек
Очевидно, но невероятно – Таганрогский автозавод производит практически два одинаковых автомобиля: «Хёндай Санта-Фе Классик» и «JAC-Рейн». Чем китайский вариант отличается от корейского помимо цены?
Самые хорошие сюжеты заимствуют из классики: достаточно перенести действие пьесы Шекспира в наши дни – и вот вам готовый блокбастер. Автомобилестроители Китая так и поступают, творчески пропуская через себя состоявшиеся конструкции сторонних фирм и организаций. Неудивительно, что большинство моделей поразительно похожи на первоисточник, отличаясь от него лишь формой светотехники да двигателем: подавляющее большинство «чайна-каров» комплектуют 2,4-литровым 136-сильным бензиновым мотором от «Мицубиси». Заимствование сделало его легендарным, ибо до попадания в Китай агрегат столь широко не использовали. Герой нашей нынешней рубрики «JAC-Рейн» тоже приводится в движение этим мотором. В остальном он почти копия широко известного «Хёндай Санта-Фе» первого поколения. И тот и другой собирают в России – чем не повод для сравнения?
ЦЕНА
Строго говоря, модели «JAC-Рейн» в России больше нет, есть ТагАЗ-С190, лицензионный вариант китайского кроссовера. Но так как название изменили только в конце лета прошлого года, будем говорить об этой машине как о «JAC-Рейн». Тем более что под этим именем она выпускалась на Таганрогском автозаводе с 2010 года и до сих пор встречается у дилеров.
По завершении выпуска корейской машины на родине в 2007 году ее стали производить в России под именем «Санта-Фе Классик». Модель к нам переехала во всех комплектациях, начиная с переднеприводной по цене 713 900 рублей и заканчивая роскошной полноприводной за 835 900 рублей. Как и положено приличной машине, на выбор предлагают механику и автомат. Моторов тоже два: 173-сильный бензиновый и дизельный в 112 «лошадей».
Водительское сиденье «Рейна» полностью повторяет корейское, даже расположение крутилок микролифта одинаково.
Экс-«китайца» выпускают в Таганроге с одним бензиновым мотором и в одной комплектации. Зато какой! Спецы из компании JAC вонзили в автомобиль разом столько опций, что хватило бы на два-три варианта исполнения, почти как у прародителя. По-восточному щедрая версия стоит 699 900 рублей. Помимо обязательного полного привода (моноверсий нет вообще) вы получите почти все, чем богат «Санта-Фе Классик», и даже немного больше. Скажем, встроенный парктроник с цифровым дисплеем, спрятанным в зеркале заднего вида, штатную магнитолу, климат-контроль, датчик света, люк в крыше и литые диски.
Но «Рейн», в отличие от «Санта-Фе», не получил открываемого стекла задней двери, защиты картера, кожаного салона в люксовых версиях, подогрева передних сидений и трех подголовников для пассажиров второго ряда.
Рожденные на одном предприятии, обе машины щеголяют единой цветовой гаммой: по шесть одинаковых металликов на брата. Однако «Рейн» может похвастаться еще двумя колерами: темно-красным и бежевым. Впрочем, сложить примерно одинаковые версии (за исключением двигателей) этих вседорожников можно. Наиболее приближен к «китайцу» по набору опций полноприводный «Хёндай Санта-Фе Классик» в версии МТ2, оцененной в 795 900 рублей. Это на 96 000 рублей дороже, чем «JAC-Рейн». Так как система полного привода у обеих машин идентична, есть смысл сэкономить, тем более что после недавнего переименования «Рейн» подвергли рестайлингу, благодаря которому он еще больше стал походить на собрата.
КАЧЕСТВО
Пожалуй, «Рейн» – один из немногих китайских автомобилей, к сборке которого нет особых претензий. Всё включается и выключается, светит и мигает. Но если что-то откажет, не уповайте на каталожный номер, лучше снимите то, что надо заменить, и спрашивайте у дилера точно такое же. Уж слишком велика вероятность, что деталь не подойдет из-за смены поставщика, такие случаи бывали. ТагАЗ, естественно, старается обеспечить официальных дилеров запчастями, но и на рынке можно встретить много чего, включая боковые стекла и оригинальные фары в духе «Тойоты-Прадо». В отдельных случаях энтузиасты пытаются пристраивать на китайский автомобиль корейские запчасти; правда, такой тюнинг ТагАЗ не одобряет.
Несмотря на некоторые различия, у «Санта-Фе» и «Рейна» есть большой общий плюс – весьма солидный гарантийный срок: 100 000 км либо три года эксплуатации. Вот еще один повод внимательно присмотреться к этим, по сути, близким родственникам. Проведя пару дней в их компании, я лишь в конце понял, кого они мне напоминают. Гайдаровских Чука и Гека! Братья те хоть и были весьма похожи, но характеры имели разные. С нашими героями дело обстоит точно так же. На мой вкус, «Рейн» более задирист и непритязателен, тогда как «Классик» напомнил интеллигентного, домашнего флегматика. Еще один факт: за «Классиком» надо будет побегать, так как поставки машинокомплектов из Кореи не всегда регулярны, а «Рейн» у дилеров всегда готов, как пионер.
Благодарим компании «АМ-Сервис» и «Санта-Сити»
за помощь в подготовке материала.
5 китайских автомобилей, с которых началось завоевание российского рынка
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Еще пару десятилетий назад автомобили, на которых стояло «Made in China», ругали за отвратительное качество и дикий дизайн. Но прошло совсем немного времени, и модели из Поднебесной стали успешно конкурировать с мировыми брендами и даже задавать моду. В нынешнем году китайские машины заполнили ниши, образовавшиеся после ухода западных компаний с рынка РФ. Мы решили проанализировать путь китайского автопрома и сравнить изменения было/стало на примере автомобилей, давно прописавшихся на нашем рынке.
1. Chery Amulet
Было
С брендом Chery россияне познакомились в середине нулевых, когда компания представила бюджетный хэтчбек Amulet. По сути, это была калька испанского авто Seat Toledo 1991 года выпуска.
Изначально Amulet продавался даже дешевле ВАЗ-2110 и Lada Priora. Владельцы и эксперты нещадно ругали его практически за все: конструкцию, сборку, комплектацию и пр. Кроме салона и багажника. Они-то пришлись владельцам по вкусу, так как были довольно просторными и комфортными.
Плюс ко всему, автомобиль практически провалил краш-тест, показав худший результат по управляемости и безопасности. По этим показателям он оказался слабее не только других иностранных моделей, но и российских.
Стало
После провала в нулевых китайские специалисты сделали выводы и поработали над устранением недостатков. Amulet с каждым поколением становился лучше и вскоре зарекомендовал себя весьма надежным автомобилем. Его и теперь можно встретить на вторичке и приобрести приблизительно за 100 тыс. руб.
Сегодня компания сосредоточена на производстве более дорогих машин. Ее самая «бюджетная» современная модель Tiggo 4 продается по цене свыше 2 млн руб. А за одно из последних авто Tiggo 8 Pro e+ уже придется отдать вдвое больше.
2. Geely Otaka
Было
Компания появилась в России с седаном с СК, который для российского рынка назвали Otaka. По сути, это была калька Toyota Corolla 6 поколения, пусть и с фарами, сильно напоминающими продукцию Mercedes. Но зато СК стал автомобилем с коробкой-автоматом, сделанной в Поднебесной.
Седан не только продавался в РФ, но и производился. Его выпуск был налажен в Новоуральске. Однако это продлилось недолго, так как холдинг, продвигающий бренд, не пережил кризиса 2008 года.
Стало
История успеха началась в 2009 году, когда компания приобрела Volvo вместе со специалистами и технологиями. Итогом совместной работы со скандинавскими конструкторами стал Geely Monjaro – кроссовер, созданный на основе Volvo XC60. В России его можно приобрести не меньше чем за 4,5 млн рублей.
Китайский холдинг после поглощения Volvo вошел во вкус и вскоре заполучил в собственность малайзийскую компанию Proton и британский Lotus. А еще недавно стало известно, что Geely является крупнейшим акционером Mercedes и Aston Martin. Не исключено, что мы вскоре узнаем об их подчинении китайской компании и появлении на рынке еще более интересных автомобилей от бренда Geely.
3. JAC Rein
Было
Изначально компания AC Motors поставляла в нашу страну легкие и средние грузовики и была мало кому известна. Она обратила на себя внимание, лишь когда представила на российский рынок кроссовер Rein. На самом деле это была не собственная разработка, а калька Hyundai Santa Fe.
Покупатели высоко оценили его богатое оснащения, но очень критиковали за плохое качество сборки, низкосортные материалы и одну подушку безопасности. Хотя другие китайские автомобили подвергались обструкции по тем же причинам, но кроссовер Rein продавался намного хуже остальных, так как стоил довольно дорого.
Стало
Хотя у себя на родине компания так и не сумела занять лидирующие позиции, в России она пользуется довольно большой популярностью. С ней сотрудничают два российских автопроизводителя. В частности, это компания Sollers, которая ранее собирала Ford Transit на производственных мощностях в Татарстане. Вместо этого она теперь выпускает сразу две модели JAC, но под своим брендом.
Ну и вишенка: обновленный «Москвич» – это практически полностью автомобиль JAC, так как собирается из китайских комплектующих. На московском предприятии уже планируется выпуск «Москвич 3», а в планах – производство еще двух моделей. Пока достоверно известно только об одной из них: это будет лифтбек, созданный на платформе JAC A5 Plus.
4. FAW Vita
Было
Компания FAW – одна из старейших в Китае. Длительное время она выпускала преимущественно грузовой транспорт. Легковыми моделями занялась в нулевых годах нашего века. На российский рынок компания вышла с одной из них – Vita.
Правда, большой популярности автомобиль сразу не получил, поскольку проигрывал в габаритах по сравнению с другими «китайцами». Но зато выпускался в нескольких вариантах: седан и кузовной хэтчбек. Этого преимущества у конкурентов не было.
Стало
Компания по-прежнему является одним из флагманов автопрома Поднебесной. Ее продукция неплохо покупается в России, хотя и не ставит рекордов по продажам. На российском рынке машины компании представлены двумя кроссоверами и лифтбеком Bestune B70.
В настоящее время компания сосредоточена на продвижении премиальной линейки Hongqi и недавно анонсировала продажи в России автомобилей этого бренда. Пока информация о цене держится в секрете, но эксперты предполагают, что заплатить за топовую версию придется не меньше 10 млн рублей.
5. Lifan Smily
Было
Изначально компания занималась производством мототехники и моторов для электроинструментов. Со временем Lifan переориентировалась на автомобили преимущественно бюджетного сегмента. Как оказалось, со стратегией компания не ошиблась: появившись на российском рынке, она очень быстро потеснила конкурентов-соотечественников и вышла в лидеры.
Причин стремительного успеха оказалось несколько. Во-первых, у всех китайских автомобилей того времени была плохая репутация, а покупали их исключительно из-за дешевизны. Lifan на их фоне выглядела более привлекательно. А во-вторых, модели отличались неплохим дизайном, напоминающим внешний вид модных тогда MINI. Большинство покупателей среднего достатка приобретали китайские авто исключительно из-за экстерьера.
Стало
По мере роста доходов китайские потребители меньше обращали внимание на бюджетные машины, отдавая предпочтение более качественным и престижным. Востребованность продукции Lifan постепенно сошла на нет. К сожалению, компания не смогла быстро переориентироваться и занять другую нишу. В 2020 г. ее выкупил концерн Geely, а уже в начале 2021 г. она ушла с российского рынка.
Новый владелец провел реструктуризацию бывших производств Lifan и наладил на них выпуск недорогих авто. В России пока представлена только одна модель – кроссовер X3 Pro. Анонсированная цена – от 1,88 млн рублей.