- Что такое регулятор кроссовера
- Что такое регулятор среза кроссовера на сабвуфере?
- Как работает регулятор среза кроссовера?
- Зачем нужен регулятор среза кроссовера?
- Как настроить регулятор среза кроссовера?
- Заключение
- Ликбез от What Hi-Fi: Сабвуферы. Кроссовер • LFE • Фаза
- Что такое сабвуфер?
- Почему так сложно воспроизводить НЧ?
- Так что, я могу воткнуть новый сабвуфер куда угодно?
- Как его подключить?
- А для чего все эти регуляторы?
- Искусство сильных басов
- Три основных типа сабвуферов
Что такое регулятор кроссовера
КРОССОВЕР ДЛЯ ТРЕХКАНАЛЬНОЙ СТЕРЕОСИСТЕМЫ
Назначение «Кроссовера» состоит в формировании из обычного двухканального стереосигнала, сигнала для работы с трехканальным усилителем сетереосистемы, в которой есть два средне-высокочастотных канала для создания стереоэффекта (с малогабаритными акустическими системами на выходе, не рассчитанными на эффективное воспроизведение низких частот), и один низкочастотный канал «Сабвуфер», предназначенный для воспроизведения низкочастотных составляющих стереосигнала (с эффективной низкочастотной акустической системой на выходе).
Кроссовер имеет набор регуляторов, при помощи которых можно получить необходимое (или желаемое) в конкретном случае частотное распределение, а так же АЧХ в целом. А именно : регулятор частоты среза ФВЧ средне-высоко-частотных каналов, обеспечивающий перестройку частоты среза в пределах 30-600 Гц ; регулятор частоты среза ФВЧ низкочастотного канала, при помощи которого можно установить нижнюю границу НЧ канала в пределах 10-130 Гц ; регулятор частоты среза ФНЧ низкочастотного канала (регулировка в пределах 20-200 Гц). А так же регулятор подъема басов, который обеспечивает подъем на частоте 45 Гц в пределах 0. 18 дб, и регулятор фазы, при помощи которого можно исключить «отставание» баса.
Принципиальная схема кроссовера показана на рисунке. Сигналы левого и правого каналов с выхода стереофонического источника сигнала поступают на прямые входы операционных усилителей А1.1 и А1.3. Эти усилители выполняют роль повторителей входного сигнала, формирующих два стереосигнала и один монофонический (на выходе сумматора на резисторах R2 и R3).
С выходов А1.1 и А1.3 стереосигналы поступают на регулируемые ФВЧ второго порядка, выполненные на операционных усилителях А1.2 и А1.4. Частота среза ФВЧ перестраивается четырехсекционным переменным резистором R6 в пределах 30-600 Гц. Поскольку для ФВЧ Баттерворта, коими являются данные ФВЧ, сопротивления резисторов первого и второго звеньев должны отличаться в два раза, то в данной схеме необходим четырехсекционный переменный
резистор, у которого сопротивления двух секций в два раза ниже сопротивлений двух других секций. Такие переменные резисторы приобрести практически не возможно, и по этому был использован самодельный четырехсекционный переменный резистор, составленный из четырех подстроечных РП1-63М с выводами под вертикальную установку. Эти резисторы имеют сквозные отверстия под отвертку. Резисторы на печатной плате установлены один за другим, а в качестве вала регулировки используется пластина, туго вставленная в шлицы этих резисторов, насквозь, так чтобы при её повороте поворачивались движки всех четырех резисторов одновременно.
С выходов операционных усилителей А1.2 и А1.4 сигналы поступают на средне-высокочастотные акустические системы.
Остальные узлы схемы формируют сигнал низкочастотного канала. С выхода сумматора на резисторах R2 и R3 полученный моносигнал сначала поступает на ФВЧ второго порядка на операционном усилителе А2.1. Его частота среза перестраивается сдвоенным переменным резистором R14 в пределах 10-130 Гц. Это нужно для того, чтобы можно было ограничить частотный спектр снизу, если того требует акустическое оформление сабвуфера или помещения. Резистор R14 двухсекционный, но сделан он так же как и R6.
С выхода А2.1 сигнал подается на ФНЧ третьего порядка, выполненный на А2.2, назначение которого — выделить низкочастотную часть спектра. Его частота среза регулируется трехсекционным переменным резистором R16 в пределах 20-200 Гц. (конструкция R16 аналогична конструкции R6).
С выхода А2.2 низкочастотный сигнал через регулятор громкости НЧ (R20) поступает на корректирующий усилитель на А2.3. В его цепи ООС включен эквивалент колебательного контура на операционном усилителе A3, настроенный на 45 Гц. Переменным резистором R24 можно регулировать степень его участия в работе ООС ОУ А2.3, а именно — степень подъема низких частот в области 45 Гц в пределах О. +18дб.
Последний каскад на А2.4 служит для регулировки фазы НЧ сигнала (резистор R27) так чтобы обеспечить фазовое состыкование НЧ-канала с СЧ-ВЧ каналами.
В устройстве используются два счетверенных ОУ К1401УД2 А и один одинарный К140УД608, в принципе, можно использовать любые ОУ общего применения, например взять девять штук К140УД608.
Конструкция многосекционных переменных резисторов описана выше.
Для питания можно использовать однополярный источник создав среднюю точку искусственно, например ещё на одном ОУ.
Андреев С. Радиоконструктор 5/2002г
Мной эта схема собиралась для работы с самодельной системой 2.1 (2х30вт + 70 вт). В моём случае она была выполнена помодульно (связано с удобством размещения печатных плат). В качестве операционных усилителей я взял сдвоенные ОУ К157уд2 (выбор обусловлен низкой стоимотью и отличными характеристиками). Собранное устройство меня полностью устраивает.
Что такое регулятор среза кроссовера на сабвуфере?
Регулятор среза кроссовера на сабвуфере — это устройство, которое позволяет настроить частотный диапазон сабвуфера для получения наилучшего звучания. Он находится на задней панели сабвуфера и представляет собой крутилку, похожую на регулятор громкости.
Как работает регулятор среза кроссовера?
Регулятор среза кроссовера работает по принципу фильтра низких частот (Low Pass Filter). Он отфильтровывает высокие частоты и оставляет только низкие, которые затем передаются на сабвуфер. Это позволяет сабвуферу воспроизводить только те звуки, которые он может воспроизвести наиболее эффективно.
Зачем нужен регулятор среза кроссовера?
Использование регулятора среза кроссовера позволяет настроить частотный диапазон сабвуфера на оптимальный уровень для конкретной акустической системы. Это может измениться в зависимости от размеров комнаты и расположения акустических систем. Если сабвуфер будет воспроизводить звуки, которые он не может произвести эффективно, то это приведет к искажениям и ухудшению качества звучания.
Как настроить регулятор среза кроссовера?
Чтобы настроить регулятор среза кроссовера, необходимо сначала определить, какие частоты могут эффективно воспроизводиться сабвуфером. Это можно сделать, используя осциллограф или спектроанализатор программы для музыкального производства. Это позволит определить наилучшую частоту среза для конкретной акустической системы.
Заключение
Регулятор среза кроссовера на сабвуфере — это важный инструмент, который позволяет настроить звучание сабвуфера в соответствии с конкретными условиями акустической системы. Настройка этого параметра может привести к существенному улучшению качества звучания.
Ликбез от What Hi-Fi: Сабвуферы. Кроссовер • LFE • Фаза
Сабвуфер – это АС большого размера, которая обычно продается отдельно; у нее один или несколько драйверов, специально приспособленных для излучения низкочастотных звуков, которые не под силу маленьким динамикам обычных колонок. Большинство современных активных моделей оснащены встроенными усилителями; их нужно подключать и к выходу аудиотракта, и к сети. Но встречаются и пассивные сабвуферы; им требуется внешний усилитель.
Что такое сабвуфер?
Сабвуфер – это АС большого размера, которая обычно продается отдельно; у нее один или несколько драйверов, специально приспособленных для излучения низкочастотных звуков, которые не под силу маленьким динамикам обычных колонок. Большинство современных активных моделей оснащены встроенными усилителями; их нужно подключать и к выходу аудиотракта, и к сети. Но встречаются и пассивные сабвуферы; им требуется внешний усилитель.
Почему так сложно воспроизводить НЧ?
Для воспроизведения самых низких частот нужно уметь быстро и точно перемещать большие объемы воздуха. Звук должен быть не только громким и глубоким; хороший сабвуфер обязан точно прописывать каждую ноту, выдавая НЧ наиболее подходящим для музыки (или фильма) образом.
Так что, я могу воткнуть новый сабвуфер куда угодно?
Не совсем. Каждый аспект конструкции жилища влияет на характер воспроизведения НЧ; сабвуфер по-разному будет реагировать на капитальную внешнюю стену и гипсокартонную внутреннюю переборку – во втором случае ему придется прилагать больше усилий. Установка в углу может сделать бас «жирным» и неконтролируемым; в общем случае ее лучше избегать, но если у вас маленький и слабый сабвуфер и большая комната, то дополнительное отражение звука от стен пойдет ему впрок. Подробнее – во врезке.
Как его подключить?
Для большинства сабвуферов вам понадобится один длинный кабель с RCA-разъемом: подключите его к выходу предусилителя AV-ресивера и входному разъему LFE (канала низкочастотных эффектов) сабвуфера. Некоторые модели оснащены стереовходами для правого и левого каналов; они обычно подключаются к соответствующим выходам предусилителя Hi-Fi-усилителя. Не часто, но встречаются сабвуферы с высокоуровневым подключением, как у АС: вам придется либо протянуть акустический кабель к сабвуферу и оттуда – к колонкам, либо использовать для соединения сабвуфера и усилителя второй комплект кабелей.
А для чего все эти регуляторы?
Большинство моделей оснащены тремя регуляторами. Первый отвечает за громкость (иногда говорят «коэффициент усиления»), и самая частая ошибка – установить его на максимум. Начните с положения «на 11 часов», включите хорошо знакомую музыку и прибавляйте мощность, пока НЧ не станут слишком навязчивыми; затем немного вернитесь назад.
Второй регулятор – для кроссовера. Если ваш AV-ресивер оснащен системой автокалибровки, установите этот регулятор у сабвуфера на максимум (если есть кнопка отключения кроссовера, нажмите ее). Для интегрированного усилителя или старой модели AV-ресивера вам придется поискать в паспорте данные об АХЧ колонок, а именно – частотный диапазон в герцах. Меньшее число говорит о самом низком звуке, на который способны ваши АС; установите кроссовер сабвуфера на значение чуть выше этой цифры.
И, наконец, регулировка фазы. В идеале диффузоры динамиков в колонках и сабвуфере должны двигаться вперед и назад синхронно; на практике этого удается добиться редко, из-за чего уровень НЧ резко падает. Попробуйте исправить ситуацию. Выключите усилитель и поменяйте местами положительные и отрицательные разъемы АС, чтобы они оказались не в фазе. Включите усилитель, сабвуфер и поставьте хорошо знакомую музыку с мощными НЧ. Займите удобное для прослушивания место и попросите друга покрутить регулятор фазы, пока басов не станет меньше. Отметьте это положение, выключите все и восстановите полярность АС.
Искусство сильных басов
Чтобы получить идеальные НЧ, найдите «узловую точку» комнаты с лучшим сочетанием конструкционных и акустических параметров. Для этого вначале поставьте сабвуфер там, где собираетесь чаще всего сидеть, подключите его к усилителю, отсоединив остальные АС, и включите. Затем поставьте музыку с сильной и плотной партией бас-гитары и пройдите вдоль границ комнаты, вслушиваясь в басы. Вы услышите «подъем» звука в некоторых точках и «спад» в других; постарайтесь установить сабвуфер в одной из таких точек подъема.
Три основных типа сабвуферов
Излучающие вниз, фазоинверторные
- За: Обильные НЧ даже у недорогих и скромно оснащенных моделей; менее чувствительны к акустике комнаты – но покрытие пола имеет значение.
- Против: На большой мощности воздух громко пыхтит, проходя через порт фазоинвертора; скорость, подвижность и ударная сила уступают соперникам.
Излучающие вперед, закрытые
- За: Скорость и ударная сила обычно выше, чем у моделей первого типа; приличная глубина НЧ.
- Против: Динамику приходится тяжко, особенно в больших комнатах. Размер, мощность и качество драйвера решают проблему, но одновременно повышают цену.
«Пуш-пулльные», закрытые
- За: Экзотическая конструкция с двумя динамиками объединяет достоинства обоих подходов: глубина, скорость и ударная сила. Порта нет, так что нет и его шума.
- Против: Сложен в разработке (два динамика и более высокая мощность) и потому дорог.