Да, BMW — это не просто автомобиль, это всё-таки стиль жизни. Мощный кроссовер X5 с мотором E70 или E53 — превосходный образчик германского автомобилестроения машин премиум класса. Но не всё так безоблачно в вопросах эксплуатации этих отличных машин в свете российской действительности. И особое место тут занимает качество заливаемого топлива. Оно негативно действует на установленные в системе выпуска отработанных газов каталитические нейтрализаторы, или попросту катализаторы. Что это такое, и как бороться с этой бедой?
Старушка Европа — весьма тесное, но богатое место, и обилие автомобилей у её жителей вплотную ставит перед производителями автомобилей вопрос об экологической чистоте этих машин. Правительствами разработаны жёсткие нормы токсичности выхлопных газов. Эти нормы так и названы — «стандарты Евро». И начиная с самого первого уровня, все автомобили, проходящие под этими стандартами, обязательно снабжались катализаторами.
Важно! Основная функция каталитического нейтрализатора — дожигание не сгоревших частиц топлива и преобразование угарного СО в обычную воду. Происходит это преображение благодаря специальному сплаву «сот», находящихся внутри.
Вообще, в эту деталь входят несколько различных элементов:
Особая хитрость заключена именно в этих датчиках. Они считывают состояние газов до и после катализатора и рапортуют об этом бортовому «мозгу».
Чем выше стандарт Евро, тем сложней программа управления впрыском топлива машин.
Важно! Многие заблуждаются по поводу стандарта «Евро-5», считая, что будет новая усложнённая программа и новые элементы в системе. Ничего подобного, этот стандарт не касается автомобилей вообще. «Евро-5» — это стандарт качества заправляемого в автомобили топлива, и касается только его производителей.
Дотошные немецкие производители постарались от души. На их 6 цилиндровом красавце X5 с двигателями Е70 и Е53 стоит не один катализатор, а сразу 2. Дело в том, что выхлопные от V-образного мотора выходят с обеих сторон двигателя. В каждую дуют по 3 цилиндра, и на каждой стоит каталитический нейтрализатор. И работают в связи с этим 4 лямбда зонда, снабжающие информацией о состоянии катализатора бортовой компьютер.
Важно! Корпорация BMW очень ревниво относится к престижу своих машин. Из-за этого всё программное обеспечение этих немецких чудо-автомобилей сугубо индивидуальное. Имея диагностический разъём OBD-II, эти аристократы требуют только подключения дилерской диагностики от этого производителя. Подключение мультимарочных аппаратов диагностики может привести к блокировке бортового мозга. Поэтому эту процедуру, как и остальные работы, связанные с ЭБУ (электронный блок управления), необходимо проводить только на высокопрофессиональных станциях технического обслуживания (СТО).
Такая станция должна иметь, как минимум:
Ну и, конечно, людей, умеющих пользоваться ими так, как это делают наши мастера.
Здесь нет никаких особых отличий, нейтрализаторы этой модели X5 выходят из строя всего в нескольких случаях:
По правилам, любая из этих поломок, кроме датчиков, требует немедленного удаления катализатора BMW X5 и замены на новый, причём, изготовители рекомендуют менять сразу оба нейтрализатора, чтобы уравнять моторесурс. И вот тут поднимается во весь рост финансовый вопрос, ведь стоимость одного фирменного, а других эти кроссоверы не признают, катализатора — около 100 000 рублей. Дорогое удовольствие. Ну и, кроме того, удаление этих устройств из системы значительно «бодрит» мотор.
Признаки тоже весьма характерны. Это потеря мощности, в первую очередь, и повышение расхода топлива, ну и появление запаха бензина, чего обычно на этих машинах не наблюдается.
Важно! Но подтвердить эту неисправность перед заменой должен грамотный специалист с адекватной диагностической аппаратурой.
Перед владельцем немецкого автомобиля открываются два пути решения этой проблемы:
Первый — очень дорогой вариант. Поэтому рассматривается второй. Конечно, если предстоят поездки в европейские дали на BMW X5, то об этой возможности, удалить каталитические нейтрализаторы, не стоит даже и думать. Даже BMW X5, не соответствующий нормам Евро. просто не пропустят туда. А вот если эксплуатировать машину на просторах России, то это очень выгодный способ. Вот о нём и будет речь.
И здесь снова появляется выбор. Дело в том, что нельзя просто провести удаление этого узла, и без замены ехать дальше. Не получая сигналов с датчиков, ЭБУ тут же сделает вывод, что машина неисправна, и начнёт всячески ограничивать скорость передвижения. И как быть?
В первую очередь, найти СТО с описанными выше параметрами и плотно пообщаться со специалистами. И снова владельцу будет предложено выбирать. Ведь есть два способа обхода компьютерной программы:
Это важный вопрос, и решать его нужно после тщательного обдумывания. Тут есть свои плюсы и минусы в обоих вариантах. Перешивка ЭБУ — очень тонкая работа и, кроме того, требует долгой подгонки и калибровок именно под стоящий на автомобиле мотор. Но после этого машина оживает и становится ласточкой. Процесс долгий и мучительный. Иногда специалисту приходится менять до 10 прошивок.
Ну, и второй вариант — замена датчиков имитаторами для X5. Это намного проще и быстрее, мотор, привыкший к «своей» программе, оживает без катализаторов и бодро бежит по трассе. Но всё упирается в качество самих «обманок» при замене. Опять же, только высокопрофессиональные СТО имеют в своём распоряжении устройства нужного класса.
Важно! В общем, лучше посоветоваться со специалистом индивидуально, ведь иногда приходится совмещать оба метода. И получается очень неплохо.
Итак, после того как вопрос с электронной частью решён, наступает черёд самих нейтрализаторов. Казалось бы, чего проще, демонтировать устройства, разрезать сваркой корпус и удалить начинку. Всё можно вроде бы заваривать и ставить обратно. Но не стоит спешить. Если работу выполнят в таком порядке, владелец получит не «шепчущий» на дороге мотор, а рычащее и визжащее неприятным рёвом чудовище.
Важно! Вырывающиеся из под выпускных клапанов выстрелы начнут неприятно усиливаться в пустом корпусе бывшего катализатора.
Не стоит просто вырезать катализатор из корпуса на BMW X5 хоть на Е70, хоть на Е53. Ему необходима замена специальными вставками — резонаторами. Именно такую замену и сделают мастера нашего СТО. И вот после этого получится именно то, что и хотел клиент: значительный прирост мощности двигателя, и при этом нормальный, «цивилизованный» звук на выходе.
Итак, не важно, какой мотор стоит на приехавшем с «болячкой» BMW X5 — Е70 или Е53, вопрос будет решён в любом случае, и решён кардинально. Главное, правильно выбрать станцию технического обслуживания, и всё будет в норме. И машина рванёт покорять просторы России.