Двигатель M57D30: устройство, характеристики, ремонт и обслуживание силового агрегата BMW
Рядный дизель M57D30 с системой наддува – представитель семейства М57, широко использовавшегося на автомобилях BMW на протяжении 15 лет. За годы производства моторы дважды модернизировали, что привело к появлению дополнительных индексов TU и TU2 в обозначении.
Двигатель M57D30 не лишен ряда недостатков (как и вся линейка М57), многие из которых связаны с естественным износом деталей или нарушением технологии обслуживания.
Основные сведения о двигателе M57D30
Поколение M57 дебютировало в 1998 г., придя на смену устаревающим дизелям серии М51. Для снижения издержек на разработку производитель сохранил ряд конструктивных решений, но изменил размерность цилиндров и ход поршня. Первая крупная модернизация была проведена в 2002 г., что привело к добавлению индекса TU (от Technische Überarbeitung – техническая переработка).
Вторая модернизация или TU2 состоялась в 2005-06 гг., затем дизели поколения М57 выпускались без значительных доработок до 2013 г., после чего были окончательно вытеснены линейкой N57. Вне зависимости от года выпуска заводской номер располагался на боковине блока около площадки для крепления кронштейна масляного фильтра.
Надежность моторов серии М57 была оценена издательством UKIP Media & Events Automotive Magazines, которое удостаивало агрегаты титула «Двигатель года» в категории дизелей объемом от 2,5 до 3,0 л в 1999-2002, 2005, 2006 и 2007 гг.
Конструкционные особенности
Изначально на M57D30 использовался модернизированный блок из серого чугуна от двигателя серии М51, сохранивший внешние размеры. Для подачи топлива установили рейку Common Rail, но параметры работы аппаратуры зависели от объема цилиндров.
Например, давление впрыска для 2,5-литрового дизеля составляло 1350 бар, а для M57D30 и других представителей поколения М57 – 1600 бар. Насос высокого давления и контроллер системы впрыска поставлялись компанией Bosch.
После модернизации TU2 на M57D30 и всех прочих моторах серии стал использоваться алюминиевый блок. Форсунки были электромагнитного типа, но на модификациях M57D30TU2OL и M57D30TU2TOP устанавливались пьезоэлектрические.
Конструкция системы наддува зависит от мощности дизеля. На наиболее производительной модели TOP, впервые показанной в 2004 г., ставился двойной наддув (состоял из турбин высокого давления KP39 и низкого давления K26, разработанных заводом Borg Warner).
На M57D30 использовалась алюминиевая ГБЦ, но на TU2 головка отличалась конфигурацией камеры сгорания. На каждый цилиндр установлено по 4 клапана, имеются 2 распределительных вала с цепным приводом (схема ГРМ – DOHC). В системе впуска могли устанавливаться вихревые заслонки, обеспечивавшие снижение токсичности выхлопа и расхода топлива. Ранние серии дизеля соответствовали стандарту Евро-3, затем удалось довести двигатель до норматива Евро-4.
На M57D30 в стандартной конфигурации устанавливалась турбина Garrett GT2556V с переменной геометрией, вакуумным актуатором и теплообменником для снижения температуры сжатого воздуха. Предусмотрена система рециркуляции части отработавших газов с клапаном EGR.
После модернизации TU на M57D30 стала использоваться турбина GT2260V с электронным актуатором, а в системе управления появился блок DDE5 (ранее ставился контроллер DDE4). Для модели TOP применялся блок DDE6, который стал общим для серии М57 после модернизации TU2.
Геометрическая степень сжатия зависела от мощности двигателя и давления наддува. Например, на базовом M57D30 степень сжатия составляла 18 единицы, а на модификации TOP – 16,5 единиц (из-за повышенного до 1,85 бара избыточного давления, которое после перехода на TU2 довели до 1,98 бар).
Размер газовых каналов и тарелок клапанов впуска также зависит от года выпуска. После перехода на TU2 был увеличен диаметр клапанов, стали использоваться распределительные валы с измененным профилем кулачков.
Дизель M57D30 оснащен системой смазки с шестеренчатым насосом, имеющим цепной привод. Форма поддона зависит от автомобиля. В системе смазки имеется радиатор (находится около фильтра). В конструкции предусмотрели датчик уровня масла. Для привода внешнего оборудования использован единый ремень, но компрессор кондиционера имеет свой короткий ремень с натяжным роликом.
Технические характеристики
Параметры раннего варианта M57D30:
- компоновка и число цилиндров – рядная, 6;
- рабочий объем – 2926 см³;
- диаметр цилиндра – 84 мм;
- ход поршня – 88 мм;
- последовательность работы – 1-5-3-6-2-4;
- мощность – 184 или 193 силы при 4000 об/мин (модель 1998 и 2000 гг. соответственно);
- крутящий момент – от 390 до 430 Н*м в интервале частот 1750-3000 об/мин;
- вес двигателя с навеской и маслом – от 158 кг.
После первой модернизации TU характеристики двигателя M57D30 несколько изменились. За счет увеличения хода поршня до 90 мм рабочий объем достиг 2993 см³. Мощность составляла 204-272 силы при 4000-4400 об/мин, а момент вырос до 410-560 Н*м.
Масса двигателя немного снизилась – до 150 кг. С переходом на выпуск моторов TU2 мощность составляла 197-286 сил при 4000-4400 об/мин, а момент – 400-580 Н*м (пик достигался при 1300-3250 или 2000-2750 об/мин).
Расход топлива
Для начала XXI века двигатель M57D30 имел хорошую топливную экономичность. Но расход горючего зависит от технического состояния автомобиля, условий эксплуатации, квалификации водителя и ряда других факторов. Ниже приведены справочные заводские данные. Отклонение расхода на 1-2 л от этих цифр не является признаком неисправности двигателя.
Модель | Трансмиссия | Город | Трасса | Смешанный |
330xD (E46) | АКПП | 10,1 | 6,2 | 7,6 |
530D (E39) | МКПП | 9,6 | 5,9 | 7,3 |
X3 3.0D xDrive (E83) | МКПП | 11,1 | 6,9 | 8,4 |
X5 3.0D xDrive (E53) | МКПП | 12,3 | 8,2 | 9,7 |
330D (E90) | МКПП | 8,9 | 5,1 | 6,5 |
Преимущества и недостатки дизеля
Преимущества моторов M57D30: