Не успели автовладельцы свыкнуться с мыслью об изменениях в законе о замене денежных выплат по ОСАГО ремонтом, как РСА выступил с новой инициативой – обязать виновников аварии оплачивать часть ущерба. Эксперты в области автострахования полагают, что данное нововведение имеет права на существование, но в случае его принятия логично было бы уменьшить стоимость страхового полиса.
Содержание:
- Введение базовой величины ОСАГО
- Реакция «Общества Синих Ведёрок»
- Компенсация мелких убытков
- 90-е возвращаются?
Введение базовой величины ОСАГО
Со слов Игоря Юргенса, главы РСА, ОСАГО должно в будущем стать своего рода минимальным базовым продуктом, к которому каждый автовладелец должен будет докупать необходимые ему опции.
РСА предлагает разделить с автовладельцами часть выплат: если раньше страховая компания выплачивала ущерб целиком, то теперь предлагается обязанность по частичной выплате суммы возложить на виновника ДТП.
Пока страховщики не отправляли в ЦБ официальный документ о рассмотрении предложения, однако модернизация ОСАГО уже напрашивается давно, учитывая убыточность отрасли: к примеру, за январь 2017 года страховые компании получили 14 млрд. рублей, а выплатили 14,3 млрд. Средняя стоимость полиса в России составляет 6000 рублей, средняя же выплата равняется 70000 рублей.
Реакция «Общества Синих Ведёрок»
Руководители российского общественного движения инициативу РСА поддержали. В сообществе пояснили, что большинство водителей являются дисциплинированными участниками дорожного движения, становящимися участниками ДТП крайне редко (в среднем стаж езды без аварий сейчас равняется 6 годам), но, к сожалению, есть и такие люди, которые считают, что ездить можно как хочется, поскольку лимита по количеству выплат в течение периода действия страховки нет.
По сути, как отметил координатор движения Пётр Шкуматов, сейчас можно бить машины без ограничения. Получается, что водители, не попадающие в аварии, вынуждены покупать не прекращающие дорожать полисы ОСАГО, фактически оплачивая страховку и за себя, и за тех, кто не вылезает из ДТП.
Компенсация мелких убытков
Оплачивать мелкие повреждения страховым компаниям невыгодно: например, если ущерб оценивается в 5000 рублей, то примерно такая же сумма потребуется, чтобы оформить документы и осуществить выплату.
По мнению Шкуматова, мелкие убытки должны быть вовсе выведены из ОСАГО, т. е. автовладельцам необходимо дать возможность договариваться самостоятельно. Но, опять же, в таком случае стоимость полиса должна быть снижена.
ОСАГО после всех нововведений должно стать похожей на КАСКО: человеку надо дать выбор – или изначально платить за полис больше, или принимать на себя дополнительные риски при меньшей цене страховки.
90-е возвращаются?
Однако у инициативы сразу же появились не только сторонники, но и ярые критики, полагающие, что страховые компании преследуют личные корыстные интересы, реализовать которые они планируют за счет владельцев транспортных средств.
Противники обновления ОСАГО уверены, что в случае принятия закон ударит в первую очередь по самым незащищенным слоям: страховщики постоянно говорят о том, что возвращаться в прошлое, когда из-за аварии люди попадали в огромные долги, за которые даже расплачивались жизнью, нельзя, а сами предлагают собственникам машин договариваться друг с другом самостоятельно, что чревато возникновением конфликтов.