Информация, что сотрудники ГИБДД начали охоту за водителями, не зарегистрировавшими официально произведенные изменения в принадлежащем им автомобиле, появилась не так давно. Многие водители оказались встревожены этим известием, а сообщения, появляющиеся в интернете и в социальных сетях, не приносили успокоения. Итак, действительно ли начался рейд ГИБДД против тюнинга, и если да, то как необходимо действовать в связи с новыми правилами?
Содержание:
- начало борьбы с тюнингом
- стоит ли переживать
- обратимся к закону
- на какие изменения нужны документы
- какой штраф за тюнинг
- восстановление регистрации ТС после аннулирования
Борьба с тюнингом: начало
Сначала тревогу забили жители Камчатки, когда в июне пресс-служба ГИБДД объявила о начале операции по обнаружению водителей, управляющих машинами, в конструкцию которых были внесены изменения.
Так получилось, что именно на Камчатке больше всего водителей, автомобили которых подверглись тюнингу: причиной этому являются непростые погодные условия и дороги, вынуждающие автовладельцев «доводить до ума» свои внедорожники. Сообщение из ГИБДД вызвало бурю негодования: часть людей могла оказаться запертой в своих небольших населенных пунктах, не имея возможности выехать по размытым дорогам или заплатить немалую сумму за регистрацию проведенных доработок. О ситуации, сложившейся в Камчатском крае, решили рассказать некоторые телеканалы, в том числе и РЕН-ТВ.
ГИБДД против тюнинга: стоит ли переживать?
Прошло уже немало времени с момента появления первых слухов, но пока так и неизвестно, является ли начавшаяся в Камчатском крае акция, постепенно затрагивающая и остальные регионы, централизованной. Может быть, никакой «охоты» и не начиналось, а чересчур мнительные владельцы движимого имущества сами устроили панику на ровном месте к большой радости СМИ, падких на сенсации?
Если это так, то руководство ГИБДД просто воспользовалось ситуацией: почему бы не устроить облаву, если народ к ней уже морально готов?
Случаи, когда водителей штрафовали за тюнинг, совершенно точно зарегистрированы на Сахалине и Камчатке, где инспекторам особенно «полюбились» джипы. В Краснодарском крае и в столице России внимание сотрудников ГИБДД привлекли спортивные машины.
Из других регионов сообщений на данную тему пока не поступало.
Что говорит закон?
На самом деле самовольно вносить изменения в конструкцию транспортного средства было нельзя всегда. Водитель, принявший решение тюнинговать свою машину, обязательно должен был все оформить официально, но, поскольку инспекторы ГИБДД никого не старались привлечь к ответственности за это нарушение, число людей, регистрировавших произведенные изменения по закону, было минимальным. Именно по этому абсолютное большинство тюнингованных машин, разъезжающих по дорогам страны, не могут эксплуатироваться, следовательно, их владельцы, которые, вполне возможно, и не сами модернизировали автомобиль, а уже купили его таким, могут быть остановлены и оштрафованы.
Какие конструкционные изменения надо подкреплять документально?
Как гласит технический регламент Таможенного союза, регистрировать необходимо изменения, напрямую влияющие на безопасность во время движения.
Стереосистема или изменения кузова не сказываются на безопасности, а вот установка нестандартной подвески, рулевого колеса, светотехники, глушителя, силовых бамперов, газовых баллонов, люка требуют официального одобрения ГИБДД.
Но для каждой конкретной модели есть допустимые к установке нестандартные элементы, перечисленные в ОТТС (Одобрении типа транспортного средства). Если автовладелец поставил деталь на принадлежащую ему машину, которая есть в списке, то получать специальное разрешение не нужно, собственно, как и не надо делать отметки в ПТС.
Говоря простым языком, в ОТТС содержится информация о базовой конструкции автомобиля, а также имеется список оборудования разрешенного к установке. К примеру, владелец Chevrolet Niva может безбоязненно поставить шноркель, рейлинги и фаркоп, а обладатель Land Rover Defender – багажник на крышу вместе с лестницей к нему, лебедку и подножку. Но, как правило, список допустимого к установке оборудования довольно мал, а для праворульных автомобилей он и вовсе отсутствует.
ОТТС на каждую модель можно найти на официальном сайте Росстандарта. Если нужной модели там нет, то для уточнения необходимо написать в эту организацию.
Наказание за игнорирование регистрации переделок
Проверяя законность произведенных модификаций, инспектор обязан свериться с ОТТС. Если возникают какие-то сложности, то он должен связаться с сотрудником Технадзора.
Если факт незаконности технических переделок не вызывает сомнений, то сотрудник ГИБДД должен их сфотографировать, после чего составить протокол и выписать владельцу транспортного средства штраф, составляющий 500 рублей. Эвакуировать машину на штрафстоянку могут только в том случае, если несправна система рулевого управления или тормоза.
Кроме того, инспектор имеет право выдать водителю требование, обязывающее его в установленный срок устранить нарушения. Это можно сделать либо оформив тюнинг официально, либо убрав нестандартные детали. Как правило, водителю дается на это 10 дней.
Если владелец автомобиля проигнорирует требования, то регистрацию машины могут аннулировать без его присутствия, то есть заочно.
Как восстановить аннулированную регистрацию
Чтобы это сделать, нужно легализовать все ранее внесенные в конструкцию переделки. Сделать это можно, обратившись в любое отделение ГИБДД, где пройти процедуру проверки законности осуществленных изменений. Если модификации не были зарегистрированы ранее, то придется получить свидетельство, подтверждающее безопасность использования автомобиля (это долгая и дорогостоящая процедура), а также внести необходимые изменения в регистрационные документы.