В работе крупнейших автостраховщиков, осуществлявших продажи Е-ОСАГО, банком России были выявлены серьезные нарушения.
Проблемы при покупке электронных полисов ОСАГО
Проверка коснулась 12 компаний: в работе каждой из них были найдены ошибки. Каждой организации были направлены предписания, а также предоставлено время на исправление недочетов.
Проверяющий орган обнаружил множество технологических нарушений, являющихся причиной сложностей при покупке полисов. Например, многие компании предъявляют строгие требования к методу оплаты (оплатить можно только каким-то одним определенным способом), либо система не даёт приобрести электронный полис ОСАГО новым клиентам, которых нет в базе страховщика.
Еще одна наиболее часто встречающаяся проблема заключается в перенаправлении клиента в случае какой-либо неполадки на сайт другой компании, из-за чего нельзя завершить покупку.
Регулятор предъявил претензии к системе отбора прибыльных и убыточных клиентов: последним в продаже полиса ОСАГО отказывалось, что законом строго запрещено. За каждый доказанный факт отказа компания должна заплатить 20000 рублей, однако сумма штрафа не может превышать 200 тысяч в месяц.
Нередко клиенты жаловались, что бумажные бланки в офисах страховщиков вовсе отсутствуют, а приобрести электронный полис нельзя в силу ряда причин (к примеру, сайт постоянно показывает ошибку или не присылает ответ после введения пользователем необходимых данных).
Возможность купить Е-ОСАГО у жителей России появилась еще в 2015 году (тогда страховые компании предлагали эту услугу на добровольной основе). С 2017 года продажа электронных полисов стала обязательной для всех страховщиков. Более того, ведутся обсуждения законопроекта, предусматривающего полный отказ от бумажных версий документа.
За 2 года функционирования системы было реализовано 1,5 млн. электронных полисов ОСАГО: это крайне мало, учитывая, что за год заключается около 40 млн. договоров.