В России уже на протяжении довольно длительного периода времени наблюдаются сложности при приобретении полисов автострахования, и особенно это актуально для жителей регионов, являющихся убыточными для страховых компаний, которые всеми правдами и неправдами пытаются продать минимальное количество страховок. Именно с целью повысить доступность полисов и были запущены продажи ОСАГО в электронном виде.
Изменения в продаже электронного ОСАГО в России
Е-ОСАГО вошло в жизнь автовладельцев с 2017 года, когда продажа полисов через интернет стала обязательной для всех компаний. До этого полгода действовал период свободного участия в программе, которым преминули воспользоваться далеко не все страховщики. Если за вторую половину 2016 года прибегнуло к услуге покупки в онлайне 330 тысяч человек, то за 2017 год было продано 7,7 млн. страховок, а за первый квартал 2018 года реализовано уже порядка 3,4 млн. полисов, что свидетельствует о востребованности подобного канала продаж.
Но не всё так гладко: многие клиенты жаловались на технические сбои в работе страховых компаний, не позволяющие совершить покупку. На этот случай была разработана система «Е-Гарант», которая в случае неполадок автоматически перенаправляла потенциальных покупателей на сайт РСА, где выбор страховщика осуществлялся в случайном режиме.
В 2018 году продажи Е-ОСАГО должны будут выйти на новый качественный уровень после организации торговли через маркетплейс – электронную площадку, предоставляющую пользователю систематизированную информацию обо всех продуктах, предлагаемых зарегистрированными на ней компаниями. Сведения по запросу пользователей будут представляться в удобном виде, у клиентов появится возможность наглядного сравнения нескольких продуктов, что облегчит процесс выбора.
Со слов Центробанка, маркетплейс станет новым шагом в развитии электронного ОСАГО. Но, по мнению регулятора, говорить о полной либерализации тарифов пока что рано. Внедрение свободной тарификации должно привести к росту конкуренции в сфере страхования, что, в свою очередь, повлечет за собой расширение каналов продаж.
Однако регистрация на подобных площадках – дело добровольное, поскольку размещение на маркетплейсе не бесплатное, и обязывать страховые компании нести дополнительные расходы закон не вправе. Ко всему прочему, многие страховщики продолжают заявлять об убыточности сегмента.
Но подготовка к либерализации уже ведется: уже летом текущего года тарифный коридор будет расширен на 20% как в сторону увеличения, так и уменьшения базовой ставки. Велика вероятность, что страховые компании воспользуются этой возможностью именно для увеличения цены, и оформить полис станет дороже. Окончательный же переход на нерегулируемые тарифы должен состояться через год. На этот период прогнозируется рост продаж через маркетплейс: купить е-ОСАГО будет проще, но дороже, потому что, скорее всего, страховщики переложат свои увеличившиеся расходы на плечи потребителей.